Диагностика социальной ситуации развития ребенка

Диагностические средства
в практике социально-педагогического сопровождения
детей «группы риска»

Литература:
Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32
Диагностика личности ребенка и его семьи в работе школьного социального педагога. - /под ред. Т.В.Лодкиной. – Вологда, 1997, с. 15 – 22
Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.Школьная пресса, 2006
Овчарова Р.В. . Справочная книга социального педагога.- М.: Сфера, 2000, с. 230-231, 242 – 247
Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112
Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86
Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002

Система диагностики:
На первом этапе проводится диагностика всех детей на предмет выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа – определить, в чем заключаются трудности ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и т.п.). Проводится анализ социальных паспортов классов, беседы с учителями, классными руководителями.
На втором этапе дети «группы риска» обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» (углубленная диагностика) с использованием подобранных диагностических средств; диагностика проводится совместно с психологом, по необходимости – запрашивается и анализируется из медицинских учреждений. По мере необходимости – определяется принадлежность ребенка к группе здоровья. Анализируется (по необходимости) информация из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты и т.п.).
На данном этапе определяется категория детей и проблемы, с которыми работают специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, решение проблем которых требует помощи в специально организованных условиях.
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребенка «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей ребенка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.








ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

На первом этапе анализируются:
- социальные паспорта классов (групп), определяются учащиеся, имеющие те или иные проблемы, далее проводится диагностическая работа с этими детьми и их семьями.


Социальный паспорт класса

Класс ______________ Всего учащихся ____________


Информация
Общее количество учащихся по соц. статусу
Ф.И.О. учащихся

1.
Всего учащихся



2.
Учащиеся из многодетных семей:



3.
Учащиеся из неполных семей, в т.ч.:
А. Проживают с одной матерью
Б. Проживают с одним отцом



4.
Учащиеся из неблагополучных семей:




6.1. С родителями-инвалидами




6.2. Учащиеся из семей беженцев или переселенцев




6.3. Учащиеся из семей пострадавших от стихийных бедствий




6.4. Учащиеся из малообеспеченных семей




6.5. Учащиеся из семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий




6.6. Учащиеся из семей с криминогенным фактором




6.7. Учащиеся из семей с деликвентным поведением (алкоголизм, наркомания и т.п.)



5.
Учащиеся, состоящие по опекой и попечительством



6.
Учащиеся-сироты



7.
Учащиеся из приемных семей



8
Учащиеся, состоящие на учете в ИДН





Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи

Схема изучения социальной истории личности:

1. Общие данные:
1.1.. Ф.И.О. ребенка, дата и место рождения ___________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________
1.2. Родители: И.О., дата рождения, место проживания ______________________________
_____________________________________________________________________________
1.3. Информация о других детях в семье: __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Психическое и физическое здоровье ребенка: норма, есть хронические заболевания, состоит на диспансерном учете в поликлинике, имеет группу инвалидности (подчеркнуть. указать) ______________________________________________________________________
1.4. Учебное заведение, которое посещает ребенок _________________________________ __________________________________________ класс (группа) ______________________ другие формы обучения (домашнее, индивидуальное обучение; вечернее, заочное обучение в учреждении профессионального образования и др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Место работы (если работает) _______________________________________________ __________________________________________ по какой специальности работает ______ _____________________________________________________________________________
2. Основные проблемы
2.1. Причины, вызвавшие необходимость работы с данным ребенком (подростком):
__________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2.2. История проблемы и ее состояние на данном этапе _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изучение личности ребенка (подростка)


Социальная карта личности
Состояние здоровья и развития:
1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты):
1.2. Признаки психологического неблагополучия (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, др. признаки ____________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Патологические влечения, зависимое поведение:
курение (не курит, курит эпизодически, систематически)
употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически)
употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически)
Состоит (не состоит) на диспансерном учете у врача по поводу ________________________________________________________________________________
Психологическая атмосфера в семье:
Учащийся живет в семье
Учащийся-сирота
2.1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы
Семья ребенка: родительская, опекунская, приемная (подчеркнуть) __________________________
Мать ________________________________________________________________________________
Отец ________________________________________________________________________________
(замещающие лица) ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.2.Другие члены семьи ______________________________________________________________
2.3. Тип семьи:
А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
Б. неблагополучная, в том числе:
- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, .систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы)
нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости)
конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны)
2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- семейный диктат (систематические подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, огарждение от трудностей, забот, усилий)
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенкак, пассивность, признание полной автономии ребенка)
- сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание позитивны и негативных событий)
2.5. Организация режима труда и отдыха
- какие обязанности выполняет в семье_____________________________________________
- кто и в какой степени контролирует выполнение домашних заданий ___________________ _____________________________________________________________________________________
- как организовано общение учащегося в семье в выходные, во время каникул, отпуска родителей
Особенности учебной деятельности:
Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая
Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное
Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие
Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Социальный статус в группе:
Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный
С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное)
Взаимоотношения в учебной группе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается
Стиль общения с окружающими:
доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту)
недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым)
постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим
не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен
Отношение к общественному мнению:
активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять)
пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения)
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)
Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
5.1. отношение к общественным поручениям: выполняет с готовностью, без видимого интереса, отказывается
5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой; «по настроению», недобросовестное, под нажимом педагогов
5.3. отношение к трудовым делам класса: принимает активнее участие; безразличен, демонстративно отказывается
5.4. отношение к физическому труду:
- положительное, имеет «золотые руки»
- равнодушное (не выделяет физический труд как интересную для себя деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы)
- отрицательное (ленив, трудовые поручения выполняет недобросовестно, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)
5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо; относится равнодушно; относится демонстративно, пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества)
Направленность интересов:
К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная
Читательские интересы: какую литературу предпочитает ________________________________________________________________________________,
регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически)
Особенности сферы свободного общения:
7.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели ________________________ Время вечернего прихода домой ________________________________________________________
7.2. С кем имеет дружеские связи вне класс а, какое влияние они оказывают на учащегося? ______ _____________________________________________________________________________________
7.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения ______________________________ _____________________________________________________________________________________
7.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Уровень самооценки:
адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения)
завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)
заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)
Особенности поведения:
Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов)
Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.)
Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает
Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования
Состоит (не состоит) на учете: в ОППН, другое __________________

См. по:
Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32
Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 34-38

Диагностика семейной ситуации


Паспорт семьи
Учащегося ____________________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка)
_____________ класса ____________________________ школы
1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Фамилия имя, отчество
Семейный статус (степень родства для ребенка )
Образование
Место работы, специальность
Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)





























2. Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка
3. материальное положение в семье
4. Общие сведения о детях:

Фамилия имя, отчество
Дата рождения
Место учебы (работы)
Занятия вне школы (дополнительное образование, кружки, секции)
Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)






























5. Воспитательные возможности семьи:
5.1.Уровень педагогической культуры родителей: __________________________________
(высокий, средний, низкий)
5.2 Психологический климат в семье ____________________________________________
(положительный, устойчивый, неустойчивый, негативный)
5.3. Ситуация семейного воспитания _____________________________________________
(благоприятная, неблагоприятная )

6. Социально-психологические особенности семьи :
6.1. Характер взаимоотношений между родителями:
- взаимопонимание, согласие
- доброжелательные
- доминирование (отца, матери)
- напряженные отношения
- каждый сам по себе: параллельное существование , «изоляция», равнодушие
6.2. Стиль семейного воспитания:
- благоприятный
- неблагоприятный, в т.ч.: эмоциональное отвержение, неприятие, гипоопека, гиперпротекция.
6.3. Полнота удовлетворения потребностей ребенка _________________________________ __________________________________________________________________________
6.4. Создание условий для развития ребенка: родители создают / не создают условия для правильного развития ребенка:
- совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, определение обязанностей ребенка в семье
- другое ________________________________________________________________
6.5. Характер отношений ребенка к членам семьи:
- Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения)
- Ровная привязанность, теплые, доверительные отношения
- Отвержение кого-либо из членов семьи, отстраненность в контактах с кем-либо из членов семьи
- выраженный негативизм по отношению к кому-либо из членов семьи (стремление делать все наоборот в противовес требованиям)
- Предпочтение кого-либо из членов семьи
- Страх в отношениях с кем-то из членов семьи, пассивная подчиняемость
6.6. Наличие социального неблагополучия в семье:
- аморальный образ жизни родителей (алкоголизм, употребление наркотиков,)
- культ насилия как способ общения в семье, психическое и физическое насилие
- невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, невнимание к их интересам
- противоправное поведение родителей, других членов семьи, волечение в противоправные действия детей
6.7. Оценка влияния семейной среды на ребенка:
- наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, социальную адаптацию, учебную деятельность, поведение в целом: влияние оценивается как благоприятное, неблагоприятное, психотравмирующее

-----------------------------------------------------------------------------
Паспорт семьи разработан по:
Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 39-40
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как компонент здоровьесберегающей среды в детском доме. – Вологда, 2005, с. 95-96


Карта анализа причин семейного неблагополучия

Источники информации о семье:
Общественность, подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Органы управления образованием
Образовательное учреждение
Собственно выявленная
Другие___________________________________________________________
____________________________________________________________________

Состав семьи
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Факторы, определяющие семейное неблагополучие
Медико-социальные
Социально-экономические
Социально-демографические
Социально-психологические
Криминогенные

Срок семейного неблагополучия
__________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Возможности по изменению ситуации семейного неблагополучия:
Оказание адресной социальной помощи
Работа психолога
Межведомственная работа по нормализации обстановки
Лишение родительских прав
Установление опеки, попечительства
Изъятие ребенка из семьи
Другие _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Выводы, предложения специалиста, осуществляющего работу с семьей:
________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
См.по:
Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86



Карта обследования жизненного пространства ребенка

В практике социального педагога обследование жизненного пространства ребенка осуществляется в процессе:
- оказания ребенку социально-педагогической помощи, когда в условия/ситуация в семье неблагоприятны/составляют угрозу для нормальной жизнедеятельности/здоровья ребенка, не обеспечиваются нормальные условия для нормального отдыха, учебных занятий, питания, свободной деятельности детей
- работы социального педагога по лишению родительских прав, оформления опеки/попечительства в отношении ребенка

Ф.И.О ребенка_____________________________________________________________
Дата рождения ребенка _____________________________________________________
Место рождения ______________________________________
Географический характер места постоянного проживания ребенка (город, поселок городского типа, и др .________________ ), его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность; наличие экологически вредных производств и объектов, общественный транспорт; удаленность (от центральных районов города, областного, районного центра).
Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие комнаты у ребенка; семья живет в общежитии, коммунальной квартире, снимает жилье, другое _________ ________________________________ _________________________________________)
Культурно-организационные условия внешнего пространства: наличие детской площадки, стадиона, другое _________________________________________________
Внеучебные занятия ребенка: посещает________________________________________ _________________________________________________________________________, и отношение взрослых (родителей, педагогов) к ним: поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное)
Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за успеваемости).
Обычное проведение времени ребенком дома: самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах; бесконтрольное; ребенок сам контролирует свое время; контролирует и свое время, и время младших членов семьи)
Отношение взрослых к окружению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное)
Отношение семьи к самостоятельному зарабатыванию ребенком денег: поощряется и стимулируется; безразличное; негативное).

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи


Показатели
Баллы

1. Состав семьи


Мать, отец, дедушка, бабушка
5


Только мать и отец
4


Мать и отчим, отец и мачеха
3


Одна мать, один отец
2


Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники
1

2. Санитарно-жилищные условия семьи


Благоустроенная отдельная квартира
5


Квартира с родителями одного из супругов
4


Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами
3


Комната в коммунальной квартире , общежитии с удобствами
2


Комната в общежитии, в бараке без удобств
1

3. доход семьи


Могут практически ни в чем себе не отказывать
5


Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг
4


На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности
3


Живут от зарплаты до зарплаты
2


Денег до зарплаты не хватает
1

4. Педагогический стиль семьи


Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия
5


Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость
4


Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям
3


Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни
2


Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям
1

5. Уровень социального здоровья семьи


Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви
5


Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»
4


В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем
3


Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов
2


Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания
1

6. Ценность детей в семье


Дети – главная ценность в семье
5


Дети – равнозначная ценность наряду с супружеством
4


Дети дополняют супружеские отношения
3


Дети – элемент социального статуса: 2как у всех»
2


Дети – обуза, доставляют много забот, беспокойства
1

7. отношения семьи со школой


Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка
5


Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях
4


Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери
3


Критика школы, уклонение от посещения родительских собраний
2


Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком школы
1


Анализ результатов:
Общая сумма балов – 105
Сумма баллов ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска
Сумма баллов от 22 до30 характеризует семью в пределах допустимой нормы
Более 31 балла – характеризует благополучие семьи.

Также принимается во внимание, в какой из 7 групп факторов выявлено наибольшее неблагополучие.
--------------------------------------------------------
см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка


Показатели
баллы

1. Состав семьи


Мать, отец, дедушка, бабушка
5


Только мать и отец
4


Мать и отчим, отец и мачеха
3


Одна мать, один отец
2


Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники
1

2. Школьная успеваемость


Хорошая
5


Удовлетворительная
4


Неудовлетворительная
3


Оставил школу, работает
2


Оставил школу, не работает и не учится
1

3. Здоровье ребенка


Практически здоров
5


Часто болеет в пределах нормального развития
4


Имеет хронические заболевания
3


Имеет отставание в умственном развитии
2


Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания
1

4. Санитарно-жилищные условия семьи


Благоустроенная отдельная квартира
5


Квартира с родителями одного из супругов
4


Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами
3


Комната в коммунальной квартире , общежитии с удобствами
2


Комната в общежитии, в бараке без удобств
1

5. доход семьи


Могут практически ни в чем себе не отказывать
5


Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг
4


На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности
3


Живут от зарплаты до зарплаты
2


Денег до зарплаты не хватает
1

6. Уровень социального благополучиясемьи


Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви
5


Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»
4


В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем
3


Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов
2


Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания
1

7. Поведение ребенка в школе


Хорошее
5


Удовлетворительное
4


Неудовлетворительное
3


Неоднократно был замечен в асоциальном поведении
2


Стоит на учете в ИДН
1

8. Внешкольное общение ребенка


На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов
5


Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени
4


Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей
3


Асоциальные группы с ориентацией на употребление алкоголя, ПАВ, мелкое хулиганство, драки
2


Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН
1

9. Жизненные цели ребенка


Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению жизненных целей
5


Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения неопределенны
4


Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм
3


Ориентации на цели носят негативную окраску, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов
2


Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно-полезный труд. Отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН
1

10. Эмоциональные отношения родителей с детьми


Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия
5


Слепая любовь, гиперопека
4


Первичная ориентация родителей на собственную жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное
3


Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема
2


Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям
1


Анализ результатов:
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке.
Общая сумма баллов – 150
При анализе характеристик конкретного ребенка сумма баллов:
Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска
От 31 до 40- социальное благополучие ребенка в пределах нормы
Более 40 баллов - высокий уровень социального благополучия ребенка
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 199-201




Анализ факторов «группы риска»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЕНКА «ГРУППЫ РИСКА»

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рожденияс_______________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________

Школа, класс ___________________

Общие сведения о семье (подчеркнуть): полная, неполная; факторы неблагополучия (вписать) _____________________________________________________________________

Состав семьи:
Отец:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
место работы _________________________________________________________________
Другие сведения _______________________________________________________________

Мать:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
место работы _________________________________________________________________
Другие сведения _______________________________________________________________

Информация о других членах семьи, проживающих с ребенком _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о других детях в семье _______________________________________________
____________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия семьи (см. «Карта обследования жизненного пространства ребенка») _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материально-экономические условия жизни семьи ________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы принадлежности семьи к «группе риска»:
Социально-демографический ___________________________________________________
_____________________
·_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-экономический _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Медико-санитарный _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-психологический ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение (социальный диагноз)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная часть карты развития ребенка

1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________
2. дата рождения ______________________________________________________________
3. Состав семьи _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(указываются родители, др. родственники)
Ф.И.О. матери ______________________________________________________________
Возраст _____________ образование _________________ профессия ________________
Род занятий в настоящее время ________________________________________________
Привычки и увлечения, в т.ч. вредные _________________________________________
Ф.И.О. отца ______________________________________________________________
Возраст _____________ образование _________________ профессия ________________
Род занятий в настоящее время ________________________________________________
Привычки и увлечения, в т.ч. вредные _________________________________________
4. Члены семьи, не проживающие с ребенком, но принимающие участие в его жизни
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Другие дети в семье ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Жилищные условия семьи __________________________________________________
___________________________________________________________________________

7. Семейная ситуация:
Родители проживают совместно, семья полная __________________________________
Если родители в разводе:
Сколько лет было ребенку, когда родители развелись _____________________________
С кем остался проживать ребенок _____________________________________________
Поддерживаются ли отношения с родителем, не проживающим с ребенком? _________
____________________________ характер этих отношений ________________________
_____________________________________________________________________________
Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ________________________
_____________________________________________________________________________
Кто из взрослых в семье:
Делать домашние задания ______________________________________________________
Сидит с ребенком во время его болезни __________________________________________
Провожает и встречает ребенка с занятий ________________________________________
Гуляет с ребенком ___________________________________________________________
Разбирает конфликты ________________________________________________________
8. Материальное положение в семье ___________________________________________
9. Другие дополнительные сведения о ребенке и его семье ________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная часть карты заполнена социальным педагогом со слов _________________

-----------------------------------------------------------------------------------
См. по:
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002

Выявление проблем поведения, воспитания

Показатели социального развития подростка

Наличие положительно-ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений
- профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду
- планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности
- планы неопределенные, иногда нереальные
- планы и профессиональные намерения в основном определилсь, но нет активной подготовки к будущей профессии
- профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней
2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности
- отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия
- к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых
- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оценок
- отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирателно, не ко всем предметам
- отношение увлеченное, сознательное, добросовестное
3. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений
- индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения
- интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера
- интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других
- глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе
4. Отношение к педагогическим воздействиям
- резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний
- неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства
- избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с педагогами
- к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает
- чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков
5. Коллективистские проявления, способность считаться с интересами, нормами коллективной жизни
- бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению
- к общественному осуждению относится равнодушно
- внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива
- с большей частью класса (группы) сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением
- развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи
6. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки других
- открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к антиобщественным поступкам
- в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих
- равнодушное, безразличное отношение к нарушениям общественных норм, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений
- способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их
- активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа
- навыков самоанализа и самокритичности не имеет, не стремится их развивать
- самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих
- самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе
- самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию
- самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования
8. Отношение к окружающим
- проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным
- способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других
- равнодушие, невнимательность в отношении со сверстниками
- сопереживание по отношению к окружающим, близким, родным
- высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать, стремление помочь
9. Волевые качества. Невосприимчивость к негативному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении
- использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях
- слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения
- стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.
- хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера
- сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно-полезные действия
10. Отношение к алкоголю, употреблению психоактивных веществ (ПАВ)
- злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление ПАВ
- эпизодическое употребление алкоголя либо других ПАВ
- нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который он наносит
- осознанный отказ от употребления спиртных напитков, связанный с пониманием социальной опасности злоупотребления ими
- активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией
11. Отношение к курению
- устоявшаяся привычка к курению
- эпизодическое курение
- воздержание от курения благодаря запретам родителей, педагогов
- осознанный, самостоятельный отказ от курения
- активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих друзей
12. Отношение к сквернословию
- употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых
- сквернословие «по случаю»
- избегание нецензурных выражений
- активное неприятие сквернословия
- высокая культура речи
-----------------------------------------------------------------------------
См. по: Методика работы социального педагога. - /сост. Семенов Г.С. – М.: Школьная пресса, 2006 . – с. 25-28

Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков
К.Роджерса и Р.Даймонда

Назначение методики: анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации.
Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

Инструкция:
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав утверждения опросника, оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам:
0 – это ко мне совершенно не относится
1 – мне это не свойственно в большинстве случаев
2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне
3 – не решаюсь это отнести к себе
4 – это похоже на меня, но нет уверенности
5 – это на меня похоже
6 – это точно про меня

Выбранный вариант отметьте в бланке.

Текст опросника:
Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор
Нет желания раскрываться перед другими
Во всем любит состязание, соревнование, борьбу
Предъявляет к себе высокие требования
Часто ругает себя за сделанное
Часто чувствует себя униженным
Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола
Свои обещания выполняет всегда
Теплые, добрые отношения с окружающими
Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне
В своих неудачах винит себя
Человек ответственный, на него можно положиться
Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны
На многое смотрит глазами сверстников
Принимает в основном те правилами требования, которым надлежит следовать
Собственных убеждений и правил не хватает
Любит мечтать иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности
Всегда готов к защите, даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения
Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема
Часто портится настроение: накатывается уныние, хандра
Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой
Люди, как правило, ему нравятся
Не стесняется своих чувств, открыто их выражает
Среди большого скопления народа бывает немножко одиноко
Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться
С окружающими обычно ладит
Всего труднее бороться с самим собой
Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих
В душе – оптимист, верит в лучшее
Человек неподатливый, упрямый; таких называют «трудными»
К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают
Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно
Большинство тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его
Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться
Человек с привлекательной внешностью
Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом
Приняв решение, следует ему
Принимает казалось бы, самостоятельные решения, но не может освободиться от влияния других людей
Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем
Чувствует неприязнь к тому, что его окружает
Всем доволен
Выбит из колеи, не может собраться, взять себя в руки, организовать себя
Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным
Уравновешен, спокоен
Разозлившись, нередко выходит из себя
Часто чувствует себя обиженным
Человек порывистый, нетерпеливый, горячий; не хватает сдержанности
Бывает, что сплетничает
Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его
Довольно трудно быть самим собой
На первом месте рассудок, но не чувство: прежде чем что-нибудь сделать, подумает
Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом, не от мира сего.
Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть
Старается не думать о своих проблемах
Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным
Человек стеснительный легко тушуется
Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца
В душе чувствует превосходство над другими
Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я»
Боится того. Что о нем подумают другие
Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: ыв том, что для него существенно, старается быть среди лучших
Человек, у которого в настоящее время многое достойно презрения
Человек деятельный, энергичный, полон инициатив
Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями
Себя просто недостаточно ценит
По натуре вожак и умеет влиять на других
Относится к себе в целом хорошо
Человек настойчивый, напористый, ему всегда важно настоять на своем
НЕ любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно, если разногласия грозят стать явными
Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности
Пребывает в растерянности: все спуталось, все смешалось у него
Доволен собой
Невезучий
Человек приятный, располагающий к себе
Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность
Презирает лиц противоположного пола, и не связывается с ними
Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, вдруг не получится
Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило
Умеет упорно работать
Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и меняет отношение к окружающему миру
Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается
Всегда говорит только правду
Встревожен, обеспокоен, напряжен
Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит
Чувствует неуверенность в себе
Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки
Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими
Человек толковый, любит размышлять
Иной раз любит прихвастнуть
Принимает решения и тут же их отменяет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может
Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь
Никогда не опаздывает
Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы
Выделяется среди других
Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться на него
В себе все ясно, себя хорошо понимает
Общительный, открытый человек: легко сходится с людьми
Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться
Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят
100.Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли
101. Все свои привычки считает хорошими

Бланк для ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

15
16
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

101














Показатели и ключи интерпретации

Интегральные показатели
«Адаптация»
а х 100 %
А = --------------------
а + b

«Самопрниятие»
а х 100 %
S = --------------------
а + b


«Принятие других»
1,2 а х 100 %
L = --------------------
1,2 а + b

«Эмоциональная комфортность»
а х 100 %
Е = --------------------
а + b


«Интернальность»
а х 100 %
I = --------------------
а + 1,4b

«Стремление к доминированию»
2 а х 100 %
L = --------------------
2 а + b




Показатели
Номера утверждений
Нормы

1
а
Адаптивность
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 5, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98
(68-170)
68-136


b
Дезадаптивность
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
(68-170)
68-136

2
а
Лживость -
34. 45, 48, 81, 89
(18-45)
18-36


b
Лживость +
8, 82, 92, 101


3
а
Принятие себя
33, 35, 55. 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96
(22-52)
12-24


b
Непринятие себя
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99
(14-35)
14-28

4
а
Принятие других
9. 14. 22. 26, 53, 97
(12-30)
12-24


b
Непринятие других
2. 10, 21, 28, 40, 60, 76
(14-35)
14-28

5
а
Эмоциональный комфорт
23, 29, 30, 41, 44, 47, 78
(14-35)
14-28


b
Эмоциональный дискомфорт
6, 42, 43, 49, 50, 83, 85
(14-35)
14-28

6
а
Внутренний контроль
4. 5, 11.,12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98, 13
(26-55)
26-52


b
Внешний контроль
25, 36. 52, 57, 70, 71, 73, 77
(18-45)
18-36

7
а
Доминирование
58, 61, 66
(6-15)
6-12


b
Ведомость
16, 32, 38, 69, 84, 86
(10-25)
10-20

8

Эскапизм
17, 18, 54, 64, 86
(10-25)
10-20


Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках. Для взрослых – без скобок. Результаты до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» - как самый высокий показатель.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагга. – М.: Сфера. 2000, с. 396-402






Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Методика разработана Вологодским Центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.

Назначение методики: Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения
Применение методики: Индивидуально с лицами старшего подросткового и раннего юношеского возраста.
Проведение исследования:
Предлагается 98 вопросов, на которые даются ответы «да» или «нет».
Инструкция:
Внимательно почитайте каждый вопрос и оцените, как он характеризует вас ответив «да» или «нет».
Текст опросника:
Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов
Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня
Я охотно записался бы добровольцем для участи в каких-нибудь боевых действиях
Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями
Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни
Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили
Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте
Иногда бывает, что немого хвастаюсь
Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем
Я ценю в людях осторожность и осмотрительность
Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы
Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
Я всегда говорю только правду
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально
Даже если я злюсь. Я стараюсь не прибегать к ругательствам
Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов
Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить
Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет
Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку
Иногда я перехожу улицу там, где удобнее, а не там, где положено
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь очень сильное сексуальное (половое) влечение
Я иногда не слушаюсь родителей
Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность
Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом
Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях
Иногда мне так хочется сделать себе больно
Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества
Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно
Бывает, что мне так и хочется выругаться
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»
Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач
Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал
Бывает, что я иногда говорю неправду
Терпеть боль назло всем иногда бывает даже приятно
Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить
Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником
Если не другого выхода, то спор можно разрешить и дракой
Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил
Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе
Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально
Иногда я скучаю на уроках
Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений
Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что о нем думаю
Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от привычных маршрутов
Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей
Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро
Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования
Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку
Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих
Я часто огорчаюсь из-за мелочей
Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко
Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся
Меня раздражает, когда девушки курят
Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает
Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю
Я бы мог своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания
Удовольствие - это главное, к чему следует стремиться в жизни
Я бы хотел поучаствовать в автомобильных гонках
Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить
Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку
Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшую под руку вещь и ломал ее
Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права
Мне понравилось бы прыгать с парашютом
Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают
Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня
Я не получаю удовольствия от ощущения риска
Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям, - это нормально
Я часто не могу сдержать свои чувства
Бывало, что опаздывал на уроки
Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест
Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной
Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание
Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения
Мне кажется, что я не способен ударить человека
Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным
Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки
Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали
Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком
Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя
Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания
Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз
Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение
Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить
Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков
Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу
Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям
Я бы мог после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Обработка результатов:
Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами (см. ниже).
При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше на 1S измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.
Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 1S, то измеряемое свойство можно оценить как маловыраженное.
Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «деликвентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «деликвентной» подвыборки.

Шкалы и ключи к обработке результатов

Шкала
Кол-во пунктов
Номера вопросов

1. Шкала установки на социально-желательные ответы
15
2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет)

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
17
1(нет), 10(нет), 11(да). 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет)

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
20
14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет)

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
21
3(да), 6(да), 9(да). 12(да), 16(да), 24(нет), 27(да), 28(да), 37(да), 39(да), 51(да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(нет), 90(да), 91(да), 92(да), 96(да), 98(да)

5. Шкала склонности к агрессии и насилию
25
3(да), 5(да), 15(нет), 16(да), 17(да), 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51(да), 65(да), 66(да), 70(да), 71(да), 72(да), 75(нет), 77(да). 82(да), 85(нет), 89(да). 94(да), 97(да)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
15
7(да), 19(да), 20(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да), 71(да), 78(да), 84(да), 89(да), 94(да)

7. Шкала склонности к деликвентному поведению
20
18(да), 26(да), 31(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да), 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нет), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да). 94(да)


Примечание: Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника
----------------------------------------------------------------------
текст методики см. по:
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2001, с. 293-298


Вариант диагностического интервью с педагогом
по выявлению детей «группы риска»

Параметры:
- Устойчивая неуспешность по 2-м и более предметам
- Пропуски учебных занятий по неуважительной причине
- Нарушения состояния здоровья
- Отвержение в группе
- Неправильное воспитание
- Жестокое обращение в семье
- Малообеспеченная семья
- Многодетная семья
- Неполная семья
- Нарушения поведения
- Воспитание в семье не обеспечивается
- Асоциальное поведение (употребление ПАВ, спиртных напитков)

Может быть дополнено следующими показателями нарушения поведения (предл. выявить частоту проявлений):
1. Нерешительность: избегает ситуации устного пороса на уроках, хотя знает ответ; Отказывается от ведущих ролей в играх, проявляет застенчивость; в речи часто употребляет фразы «не хочу», «не могу»; в новой ситуации проявляет тормозные реакции, поведение меняется; в условиях дефицита времени выбора затрудняется в принятии решения; не может поросить о помощи; если задают вопрос, становится нервыным, краснеет, робеет в общении
2. Негативизм: делает все наоборот, отказывается даже от интересной для всех деятельности, с трудом включается в коллективные занятия, говорит «не хочу», «не буду», «нет»; стойкое непослушание
3. Демонстративность: стремится обратить на себя внимание в ущерб общей деятельности, делает что-то наоборот, наблюдая за реакцией окружающих,; в ответ на требования взрослого отворачивается, привлекая к себе внимание; поведение направлено на получение эмоционального отклика от окружающих
4. Физическая агрессия, направленная на предметы ломает игрушки, бросает предметы о стену, рвет тетради, хлопает изо всех сил дверью и т.п.
5. Физическая агрессия, направленная на сверстников: толкает других детей в состоянии раздражения, походя ударяет встречных, бьет других детей в состоянии раздражения
6. Физическая агрессия, направленная на взрослых: толкает в состоянии раздражения, дерется, когда взрослый хочет его успокоить, в игре толкается преувеличенно сильно
7. Вербальная агрессия, направленная на сверстников: говорит обидные слова, несправедливые обвинения, обзывается, ссорится, ругается
8. Вербальная агрессия, направленная на взрослых: грубость, крики, угрозы, употребление нецензурных выражений в общении с педагогами, др. взрослыми
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант диагностического интервью разработан по:
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как компонент здоровьесберегающей среды в детском доме. – Вологда, 2005, с. 140-141
2. Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3




Заголовок 115