Конспект урока по ОБЖ: Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация(9 класс)
Урок 4. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация
Цель урока. Систематизировать знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях, их влиянии на безопасность жизнедеятельности населения страны, о классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каждого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Изучаемые вопросы
Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле.
Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Изложение учебного материала
1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет.
В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.
Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.
Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.
В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Концепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.
Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности .конкретного события и его возможные последствия.
2. Довести до учащихся ключевые понятия в областибезопасности жизнедеятельности: безопасность, жизненноважные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопасности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, национальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуация.
Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.
3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:
локальные;
местные;
территориальные;
региональные;
федеральные;
трансграничные.
Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвычайных ситуаций.
В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты
В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.
Контрольные вопросы
В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека?
Какие ситуации относят к опасным и какие к экстремальным?
Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера?
Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?
Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?
Домашнее задание
Изучите § 2.1 учебника.
15