Конспект урока по истории России по теме: Государственные реформы Петра Великого

Тема: Эпоха петровских преобразований.

Цель урока:
1) Образовательная:Повторить тему «Эпоха петровских преобразований (Начало правления. Внешняя политика (Северная война)»;углубить представления уч-ся о реформах Петра I, комплексе причин, их вызвавших, содержании преобразований и последствиях.Закрепить изученный материал.
2) Развивающая:Развитие творческих способностей обучаемых;Формирование умений обобщать и систематизировать материал, высказывать собственное мнение о личности Петра I и его роли в истории России;Активизировать процессы мышления и воображения.
3) Воспитательная:Способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать в них любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;Воспитывать интерес к истории как учебному предмету.
Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок – работа в группах.

Планируемые результаты обучения: студент должен знать причины, содержание и последствия  реформ Петра I, давать собственную оценку личности Петра I и его преобразованиям. 

Межпредметная связь: обществознание, литература, география, история отечественного государства и права.

Методическое обеспечение занятия: карточки – задания для самостоятельной работы в группах, презентации урока.

Технические средства обучения - ПК, проектор, экран.

План изучения новой темы:
I. Причины петровских преобразований.
II. Реформы Петра I:
Военные реформы.
Экономические реформы.
Социальные реформы..
Политические реформы.
Реформы в сфере культуры.
III. Значение петровских преобразований.
 









Эпиграф к уроку:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А. С. Пушкин, 1833)
 
Ход урока
1 этап. Организационный момент (5 мин).Приветствие . Сообщение темы, целей, озвучивание эпиграфа, структуры урока. Работа с журналом (отметить отсутствующих).
 
2 этап.  Повторение изученного материала (10 мин)
На прошлом занятии мы с вами изучили внешнеполитическую деятельность Петра I и прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним в виде небольшого теста основные моменты Северной войны.

Опрос
Вариант 1
У доски:
с карточкой по датам
по терминам
Вариант 2
Тест по Северной войне :
1. Годы Северной войны:
1) 1699-1721 2) 1708-1721 3) 1700-1721 4) 1700-1709
2. Причиной  начала  Северной  войны  было  стремление  России
1)  развивать  торговлю  со  странами  Европы       2)  присоединить  территорию  Польши
3)  захватить  торговый  флот  Швеции          4)  вернуть  Смоленск  и  Полтаву
3. «Шведским озером» в начале 18 века называли:
1) Ладожское озеро          2) Онежское озеро 3) Балтийское море 4) Ильмень-озеро
4. В битве под Нарвой Россия потеряла:
1) почти всю армию 2) всю конницу
3) половину провиантского запаса 4) всю артиллерии
5. Какую битву Петр назвал «матерью Полтавской баталии»?
1.взятие Нарвы 2.битву при Ниеншанце 3.сражение при Лесной 4.Гангутское сражение
6. Полтавская  битва  27  июня  1709  г.  способствовала
1)  резкому  изменению  хода  Северной  войны
2)  потере  русскими  войсками  Риги  и  Ревеля
3)  потере  русскими  войсками  Нарвы
4)  распаду  Северного  Союза
7. Ранее  других  произошло  событие
1)  Прутский  поход  Петра  Первого                       2)  основание  Санкт – Петербурга
3)  Азовские походы 4)  заключение  Ништадского  мира
8. Знаменитое морское сражение периода Северной войны:
1) Гангутское 2) Азовское   3) Балтийское    4) Полтавское
9. Результатом Северной войны не было:
1) провозглашение Петра I императором
2) приобретение Россией выхода к Балтийскому морю
3) признание России великой державой
4) присоединение к России Азова 
10. В результате Ништадтского мира Россия получила:
1) смоленские земли                 2) выход в Балтийское море
3) Финляндию 4) Правобережную Украину
На 1 вопрос – 30 секунд. Итого – 5 мину.
Вариант 3 Обсуждение сочинения «Петр1:тиран или реформатор?»
Изучение нового материала
Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.
Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.
Конспект-шаблон урока (см в приложении).
 
Реформа центрального управления.
 
В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
 
В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).
 «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский.  (далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).
 
В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

З А Р Я Д К А  З А Р Я Д К А  З А Р Я Д К А 


Далее – заполнение таблицы по коллегиям.
Название  коллегии
Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел
Внешняя политика

Воинская
Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия
Морской флот

Юстиц-коллегия
Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия
Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия
Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия
Торговля

Штатс-контор-коллегия
Государственные расходы

Ревизион-коллегия
Контроль за финансами

Камер-коллегия
Государственные доходы

Вотчинная коллегия
Землевладение

Главный магистрат
Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.
 
Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.
 


2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.
 
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До  указа
Указ Петра I от 1714 г.
После  указа

Вотчина – наследственная собственность.
Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.
Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.
Поместье передаётся по наследству.
Обязательность службы для дворян со-хранялась.

 
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
Что давало?

 I
Генералиссимус, Фельмаршал
Канцлер
Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

II
Генерал от артиллерии
Действительный тайный советник


III
Генерал-лейтенант
Тайный советник


IV
Генерал-майор
Действительный статский советник


V
Бригадир
Статский советник


VI
Полковник
Коллежский советник


VII
Подполковник
Надворный советник


VIII
Майор
Коллежский асессор


IX
Капитан
Титулярный советник
Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

X
Штабс-капитан
Коллежский секретарь


XI
     –
Сенатский секретарь


XII
Поручик
Губернский секретарь


XIII
Подпоручик
Сенатский регистратор


XIV
Прапорщик
Коллежский регистратор


Теперь старая и новая аристократия (см в конце параграфа – стр. 122) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения


 
 
3Областная реформа




4.Городская реформа.   (1720 год.)
В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры.  (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)
 
Церковная реформа.
В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.
(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)
Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.
В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.


Подготовка к ЕГЭ работа с текстом взять текст из учебника или план пнута
 
4 Закрепление изученного. ВСТАВИТЬ В СЛАЙД
- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

5. Подведение итогов. ПОРТРЕТ ПЕТР ПАМЯТНИК
Учитель еще раз подчеркивает, что личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые неизменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было и в XIX в., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
В ходе беседы с учащимися формулируются и записываются в виде плана уроки петровской эпохи.
3. Начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако, нужно думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
Далее учитель демонстрирует студентам изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе и читает отрывок из пушкинской поэмы «Медный всадник»:
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет «гордый конь»? Как Вы понимаете смысл трех последних стихов процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?»
Размышляя над последним вопросом, учащиеся говорят о невозможности дать на него однозначный ответ. Учитель отмечает, что это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. В заключение уместно процитировать слова М. Горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

Домашнее задание 21
15