Конспект проектного занятия по литературе Загадки великого Мастера


ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: «Загадки великого Мастера» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») (8 часов) Цели:
Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс через проектную организацию учебных занятий на основе технологии образовательного квеста.
Развитие навыков анализа художественного текста, монологической и диалогической речи учащихся, навыков исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой.
Воспитание навыков коллективного взаимодействия, содействие осознанию ценности совместной деятельности; формирование «человека культуры».
Обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности через создание доброжелательного психологического климата.
Задачи:
к концу учебного занятия учащиеся должны знать и понимать исторические, художественные и философские особенности создания демонологических образов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; уметь истолковывать, интерпретировать не только литературный текст, но и произведения изобразительного искусства; находить в произведении непонятные для себя, «темные места», задумываться над их художественным значением; применять полученные знания и умения при составлении письменных и устных связных текстов на заданную тему, при участии в диалоге или дискуссии.
Формируемые предметные компетенции:
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- создавать связный текст (устный или письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК не менее 3 на каждую группу с доступом к сети Интернет, презентация.
Тип занятия: проектное занятие. Форма занятия: веб-квестМетоды организации и осуществления образовательной деятельности: деятельностные, интерактивные.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: ролевая игра, занимательность, поощрение, похвала, убеждение.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Характер усвоения: продуктивный.
Технологии: образовательный веб-квест; технология проблемного обучения; элементы технологии критического мышления (на стадии рефлексии).
Этапы учебного занятия:
I.Мотивационный.II.Постановка темы и учебных задачи:
1. Вступительное слово.
2. Формулирование темы и проблемного вопроса.
III. Организация проектной деятельности по технологии веб-квеста/
IV. Технологический (самостоятельная работа в группах).
V. Контрольно-оценочный.
VI. Рефлексия.
VII. Подведение итогов/
Ход занятия:
Мотивационный этап. Приветственное слово. Психологическая установка:
Все уроки, как люди, похожи и разны.Если к ним приглядеться с разных сторон,Ведь бывают уроки, как радостный праздник,А бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лицаИ живым любопытством глаза озарит,И в десятках голов моя мысль шевелится,И в десятках сердец моё сердце стучит,
Счастлива я: я готова к напряжённости буден,Чтоб мечтать и творить, и работать горя.Я приветствую вас, мои юные люди,В этот радостный день февраля.
- Чтобы урок прошёл, как радостный праздник, давайте улыбнёмся друг другу, сядем удобнее и подарим себе успех. Секрет большого успеха заключается в том, чтобы больше учиться, и за счет этого знать и уметь больше, чем требуется. 
- Вы любите отгадывать загадки? Тогда за мной, читатель!
Постановка темы и учебной задачи:
Вступительное слово: показ слайда №1
- Двадцатый век подарил нам многое…. В числе этого многого, а можно сказать, и главного - величайшие литературные произведения талантливейших авторов. Творений было много: драматические и сатирические, утопичные и реалистичные, исторические и фантастические…. Многие из них по праву вошли в золотой фонд мировой литературы. Но есть среди них и загадки, одной из которых стал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман – загадка, роман-миф, роман-синтез, над которым до сих пор бьются ученые, и каждый из них открывает в нем свой смысл. И в этом вся сложность: текст «Мастера…» настолько насыщенный, что очень сложно, я бы даже сказала – невозможно его понять, охватить, объяснить сразу. В нем много недосказанного, загадок и мистики.
Слайд №2 Высказывание Оскара Уайльда.
Формулирование темы проекта. Прием «Мозговой штурм» слайд №3
- Какие загадки таит в себе роман? В течение 1 минуты вспомните и назовите самые загадочные, с вашей точки зрения, 1 стол – фразы; 2 стол – места; 3 стол - персонажи; 4 стол – предметы; 5 стол – эпизоды.
- Судя по вашим ответам, таких загадок достаточно в романе. И еще я увидела, что вы хорошо знаете содержание текста.
- У какого героя нет имени? Какое значение имеет это слово? Кого называют мастером?
- В Толковом словаре приводятся следующие значения: слайд №4.
- Какое из указанных значений применимо к роману? Можем ли мы назвать Мастером самого автора?
- Вспомните ход наших рассуждений с начала урока. Какие слова можно назвать ключевыми? Попробуйте сформулировать тему урока. Итак, тема нашего занятия: «Загадки великого Мастера».
Объявление темы: слайд №5.
Формулирование проблемного вопроса: слайд №6
Слушание отрывка из главы 32 «Прощение и вечный приют».
- Послушайте отрывок и объясните, в чем смысл финала.
( Ночь сорвала все маски. Мы видим настоящий облик тех, кто несколько дней творил невообразимое в Москве. Темно-фиолетовый рыцарь, юноша-паж, демон-убийца, князь тьмы).
- Можете ли вы представить роман без этих героев? Конечно, нет. Они соединяют прошлое и настоящее, выполняют разные функции – от палачей до спасателей.
- Встречались ли вам образы демонов в других литературных произведениях?
- Какова природа возникновения образов демонов в произведении Булгакова? или
- Каковы исторические, художественные и философские основы возникновения образа Воланда и его свиты в романе Булгакова?
III. Организация проектной деятельности по технологии веб-квест:
Адрес веб-сайта:
Сайт имеет следующую структуру: а) Стартовая страница с кратким описанием проекта, указанием уровня сложности, тематической направленности проекта, ФИО автора.
б) Вступление – указаны центральное задание и направления поисковой деятельности:
1. Исторические и философские основы возникновения образа Воланда.
2. Исторические и литературные источники, связанные с образами Азазелло и кота Бегемота.
3. Загадки темно-фиолетового рыцаря Коровьева – Фагота.
4. Сатанинская «коллекция». Масонский след.
5.Образы демонов в живописи и литературе (на примере работ Врубеля и Булгакова).
6. Отношение москвичей к проявлениям темной силы.
в) Общие задачи: здесь дан план работы, указано количество человек в группе, источники информации (рекомендуемые сайты), прописаны правила успешной проектной работы, норма работы за компьютером – не более 30 минут, перерыв – 10 минут, требования к оформлению презентации.
г) Процесс работы: конкретные ролевые задания.
д) Критерии оценивания работ.
е) Вывод: ответ на главный вопрос
ж) Методическая страница.
IV. Технологический этап:
Поисковая работа.
Обработка информации.
Оформление работы и подготовка к защите.
V. Контрольно-оценочный: защита и оценка проекта.
VI. Рефлексия: создание синквейнов «Булгаков», «Воланд», «Азазелло», «Бегемот», «Мастер» слайд № 14.
VII. Подведение итогов:
Высказывание Дж. Куртис, британской исследовательницы романа (слайд)
- Хочется закончить нашу работу загадочной, но полной глубокого смысла фразой: «Рукописи не горят…».
Настоящее творение искусства, каковым является роман «Мастер и Маргарита», чудесное, уникальное, божественное и загадочное творение, бессмертно.
Благодарю всех за работу!