РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Начальная военная и медико-санитарная подготовка»


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Макеевское высшее профессиональное училище
СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР Директор МВПУ
____________ Пундикова А.Ю. _____________ Долгополова С.В.
ПодписьПодпись«____»____________2015 г.«____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.16 «Начальная военная и медико-санитарная подготовка»
по профессии 21.01.15 «Электрослесарь подземный»
2015
Программа учебной дисциплины ОДБ.16 «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от
17.07.2015г.№325
Организация-разработчик: Макеевское высшее профессиональное училище
Разработчик: Преподаватель дисциплины «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» КурилинВ.А.
Рецензенты:
1.Статькова Ф.Н., преподаватель учебной дисциплины«Начальная военная и медико-санитарная подготовка» ГПОУ Макеевский профессиональный машиностроительный лицей, специалист I категории
2. Данилевский Э. Л., преподаватель учебной дисциплины«Начальная военная и медико-санитарная подготовка» ГПОУ Макеевский профессиональный горный лицей, специалист
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией природно-математических дисциплин
протокол № ___ от «___»_________2015 г.
Председатель МК__________ Ткачук С.Л.

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
ОДБ.16«Начальная военная и медико-санитарная подготовка»
Специфика дисциплины и актуальность ее изучения в современной системе общего образования
Начальная военная и медико-санитарная подготовка и патриотическое воспитание молодежи одно из исключительно важных частей воспитания подрастающего поколения. Это направление является одним из факторов создания необходимого оборонного потенциала Донецкой Народной Республики. Важным элементом обязательной подготовки к защите Родины, является предмет «Начальная военная и медико-санитарная подготовка».
В процессе обучения учащиеся должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите Родины, практические умения и навыки военного дела, гражданской обороне населения, способы оказания первой доврачебной помощи, а также психологическую устойчивость, способы оказания первой медицинской помощи и действия в чрезвычайных ситуациях для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Изучение предмета «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у учащихся готовность к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель предмета: воспитание патриотизма у учащихся, формирование у них готовности к защите Родины и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Задачи:
Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи на лучших традициях Донбасса.
Формирование морально-психологической, профессиональной и физической готовности к защите Родины.
Формирование мотивации к службе в Вооруженных Силах, военнопрофессиональная ориентация учащихся.
Подготовка молодежи к защите жизни и здоровья, обеспечению собственной безопасности и безопасности людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Место учебной дисциплины в структуре ППКРС и условия его освоения
Учебная дисциплина Начальная военная и медико-санитарная подготовка является структурной единицей Базисного учебного плана образовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015 – 2016 учебный год, входит в образовательную отрасль «Здоровье и физическая культура» и в общеобразовательный цикл плана учебного процесса при подготовке квалифицированных рабочих в системе СПО при получении студентами среднего общего образования. Межпредметные связи
При изучении учебной дисциплины Начальная военная и медико-санитарная подготовка использует межпредметные связи с базовыми предметами безопасность жизнедеятельности, физическая культура, история отечества, география, право, а так же изучаемых при подготовке по профессии 21.01.15 «Электрослесарь подземный».
Принципы отбора и формирования содержания курса
Содержание курса учебной дисциплины Начальная военная и медико-санитарная подготовка основано на принципах преемственности, последовательности, интегративности, системности, дифференцированности, фундаментальности, доступности, связи с практикой принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения, принцип гуманизации, принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления обучающегося.
Особенности организации учебного процесса по учебной дисциплине Очная форма обучения. Программа обучения рассчитана на I-II курс обучения. Планируется в конце II курса учебно-полевые занятия в количестве 18 часов.
Во время организации учебного процесса используются уроки, практические занятия и их сочетания. Контроль знаний, умений осуществляется в виде текущего и итогового.
Перечень нормативных документов, лежащих в основе программы.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики Постановление №I-233-НС от 19.06.2015г.).
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 21.01.15 Электрослесарь подземный.
Методические рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (письмо МОН ДНР №3606 от 27.08.2015г.).
Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой Народной Рекспублики на 2015 – 2016год (приказ МОН ДНР №314 от 16.07.2015г.).
Приказ МОН №408 от 18.08.2015 г. «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования».
Примерная базовая программа учебной дисциплины ОДБ.16 Начальная военная и медико-санитарная подготовка ДИППО. – Доницк: Истоки, 2015.
Приказ МОН №358 от 03.08.2015 г. «Об утверждении Инструкци о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования».
План учебного процесса Макеевского ВПУ по подготовке квалифицированных рабочих по профессии 21.01.15 «Электрослесарь подземный».
«Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи» (приказ МОН ДНР №322 от 17.07.2015).
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.16«Начальная военная и медико-санитарная подготовка»
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.16 «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» относится к обязательной части ОД.00Общеобразовательного цикла плана учебного процесса учебного плана профессиональной программы среднего профессионального образования по профессии 21.01.15 «Электрослесарь подземный» , входит в состав ОДБ.00 базовой дисциплины.
Рабочая программа может быть использована для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Учебная дисциплина Начальная военная и медико-санитарная подготовка относится к ОД.00 общеобразовательному циклу плана учебного процесса по профессии 21.01.15 «Электрослесарь подземный».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение предмета «Начальная военная и медико-санитарная подготовка» (базовый уровень) должно обеспечить:
Обязательная часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- сохранять морально-психологическую, профессиональную и физическую
готовность к защите Родины;
- обладать мотивацией к службе в Вооруженных Силах, военнопрофессиональной ориентацией;
- обладать подготовкой к защите жизни и здоровья, обеспечению собственной безопасности и безопасности людей в чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени;
- развитие принципов гармоничного сочетания нравственных ,физических и интеллектуальных качеств личности;
- применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
- основы обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
- основные виды военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощипострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Вариативная часть – не предусмотрено
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 171 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов;
практические занятия – 54 часа, из них учебно-полевые занятия – 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 57 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 171
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 114
в том числе: лабораторные занятия (не предусмотрено) -
практические занятия 54
в том числе: учебно-полевые занятия 18
контрольные работы (не предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 57
в том числе: реферат 10
конспектировать 13
составление таблицы 5
подготовка сообщения 20
тренировочные упражнения 3
презентация 6
самостоятельная работа над индивидуальным проектом -
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

3. «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
– учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Начальная военная и медико-санитарная подготовка»;
- строевой площадки;
- стрелкового тира.
Оборудование учебного кабинета:
–посадочных мест для студентов – 30;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий и таблиц.
Технические средства обучения:
– телевизор;
– видеопроигрыватель;
– видеотека: 1.Видеофильмы цикла «Ударная сила» - 106 шт.
2. Видеофильмы цикла «Военная техника XI век» - 3 шт.
3. Видеофильмы цикла «Наука об оружии» - 11 шт.
4. Видеофильм «Военная медицина» - 1 шт.
5. Видеофильм «Первая медицинская помошь» - 1 шт.
6. Видеофильм «Оружие массового поражения» - 1 шт.
7.Х/Ф о ВОВ, Афганской и чеченской войне – 25 шт.
– компьютер.
Оборудование строевой площадки:
Строевая площадка расположена на территории Макеевского высшего профессионального училища и имеет площадь 600 м2 на которой нанесена разметка для выполнения упражнений.
Оборудование стрелкового тира:
Стрелковый тир расположен в полуподвальном помещении и имеет естественное и искусственное освещение, естественную вентиляцию, оборудован пулеулавлевателями и раздельными местами для выполнения стрельб из положения лежа и стоя. Дистпнция огневого рубежа составляет 25 метров,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
1. Пашко А.К., Защита отечества,10-11 кл.
Дополнительные источники
Учебники и учебные пособия:
1. Бака М.М., Защита отечества,10-11 кл.
Интернет - ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. — Загл. с экрана.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный. — Загл. с экрана.
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/my PDF library.html, свободный.— Загл. с экрана.
4 «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; оценка устного и письменного опроса;
оценка решения ситуационных задач;
оценка деятельности на УПЗ разделы №5;
знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан;
права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; оценка устного и письменного опроса;
оценка выполнения самостоятельной работы;
оценка деятельности на УПЗ разделы №1,2,5;
наблюдение и оценка выполнения практических заданий;
оценка выполнения индивидуальных заданий;
выполнение контрольных нормативов;
знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; оценка устного и письменного опроса;
оценка выполнения самостоятельной работы;
владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях; оценка устного и письменного опроса;
тестирование;
оценка решения ситуационных задач;
умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях; оценка деятельности на УПЗ разделы №5;
наблюдение и оценка выполнения практических заданий;
оценка выполнения индивидуальных заданий;
морально-психологическую, профессиональную и физическую готовность к защите Родины; тестирование;
оценка решения ситуационных задач;
оценка выполнения индивидуальных заданий;
мотивацию к службе в Вооруженных Силах, военно-профессиональную ориентацию обучающихся; тестирование;
оценка устного и письменного опроса;
подготовку молодежи к защите жизни и здоровья, обеспечению собственной безопасности и безопасности людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; оценка устного и письменного опроса;
оценка деятельности на УПЗ разделы №1-5;
выполнение контрольных нормативов;
развитие принципов гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
оценка устного и письменного опроса;
оценка деятельности на УПЗ разделы №1-5; выполнение контрольных нормативов;
умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной оценка устного и письменного опроса;
выполнение контрольных нормативов; оценка деятельности на УПЗ разделы №1-5; оценка выполнения индивидуальных заданий;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
оценка устного и письменного опроса;
тестирование;
оценка решения ситуационных задач;
наблюдение и оценка выполнения практических заданий;
оценка выполнения самостоятельной работы;
оценка выполнения индивидуальных заданий;
экспертная оценка за выполнение контрольных нормативов;
Итоговый контроль дифференцированный зачет