Лабораторная работа по органической химии на тему Дисахариды и полисахариды предназначена для студентов второго курса СПО по специальности Аналитический контроль качества химических соединений
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
ДИСАХАРИДЫ. ПОЛИСАХАРИДЫ.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить свойства дисахаридов и полисахаридов, определение их с помощью качественных реакций.
ОПЫТ 7: Реакция углеводов с аммиачным раствором оксида серебра.
РЕАКТИВЫ: Растворы сахарозы, лактозы, мальтозы и крахмала, аммиачный раствор оксида серебра.
ОБОРУБОВАНИЕ: Пробирки, штатив, водяная баня, стеклянные трубки.
ХОД РАБОТЫ: в четыре пробирки вносят по 5 капель аммиачного раствора оксида серебра. Затем в первую пробирку добавляют несколько капель сахарозы, в другую - лактозы, в третью – мальтозы, в четвертую – крахмала. Содержимое пробирок нагревают на водяной бане до появления «серебряного зеркала» в двух пробирках.
В каких пробирках выделилось серебро?
Напишите уравнения реакций.
ОПЫТ 8: Взаимодействия углеводов с реактивом Фелинга.
РЕАКТИВЫ: Раствор реактива Фелинга, растворы сахарозы, лактозы, мальтозы и крахмала.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, водяная баня, стеклянные трубки.
ХОД РАБОТЫ: в четыре пробирки вносят по 5 капель реактива Фелинга. В первую пробирку добавляют несколько капель сахарозы, во вторую – мальтозы, в третью – лактозы, в четвертую – крахмала. Растворы перемешивают (какой цвет?) и нагревают на водяной бане до появления оранжево-красной осадка в двух пробирках. Какие свойства проявляют углеводы в этой реакции?
Напишите уравнения реакций.
ОПЫТ 9: Гидролиз сахарозы.
РЕАКТИВЫ: Раствор сахарозы, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, лакмус, реактив Фелинга, реактив Селиванова.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, стеклянные трубки, водяная баня.
ХОД РАБОТЫ: в пробирку помещают немного раствора сахарозы, несколько капель серной кислоты, перемешивают и нагревают на кипящей водяной бане в течение 5-7 минут. После охлаждения раствор разливают на две пробирки.
В одну пробирку по каплям добавляют раствор гидроксида натрия до щелочной реакции на лакмус, а затем 4 капли реактива Фелинга. Если раствор сразу обесцветиться, то следует еще добавить несколько капель щелочи (среда должна быть щелочная) и затем снова 4 капли реактива Фелинга. Нагревают реакционную смесь на водяной бане до появления оранжевой окраски.
Во вторую пробирку вносят 4 капли реактива Селиванова и нагревают до появления розовой окраски раствора.
Напишите уравнения реакции гидролиза сахарозы.
ОПЫТ 10: Кислотный гидролиз крахмала.
РЕАКТИВЫ: Йодная вода, раствор крахмала, раствор серной кислоты, реактив Фелинга, раствор гидроксида натрия, лакмус.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, стеклянные трубки, водяная баня.
ХОД РАБОТЫ: в пробирку помещают несколько капель разбавленной светло-жёлтой йодной воды. В пробирку наливают несколько капель раствора крахмала, 10 капель раствора серной кислоты, тщательно перемешивают содержимое пробирки стеклянной палочкой. Какого цвета реакционная масса? Можно ли эту реакцию считать качественной на крахмал?
Затем пробирку помещают на водяную баню и нагревают при постоянном помешивании стеклянной палочкой. Пробирку нагревают до полного исчезновения тёмно-синей окраски.
Затем пробирку охлаждают под струей холодной воды. Реакционную массу нейтрализуют раствором гидроксида натрия до щелочной реакции на лакмус. Добавляют 4 капли реактива Фелинга и нагревают на водяной бане до изменения окраски в желто-оранжевую.
Напишите уравнения реакций гидролиза крахмала. Укажите промежуточные и конечный продукты.
ОПЫТ 11: Получение триацетата клетчатки.
РЕАКТИВЫ: Уксусный ангидрид, ледяная уксусная кислота, концентрированная серная кислота, небольшой кусочек ваты.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, стеклянные трубки, водяная баня.
ХОД РАБОТЫ: в пробирку помещают 10 капель уксусного ангидрида, 10 капель ледяной уксусной кислоты и 2 капли концентрированной серной кислоты, перемешивают. В приготовленную смесь вносят небольшой кусочек ваты, предварительно намоченный водой, хорошо отжатой и рыхло расщипанной. Пяри этом смесь сильно разогревается. Пробирку помещают в горячую водяную баню, нагревают при перемешивании стеклянной палочкой до полного растворения клетчатки. Полученный раствор ацетилцеллюлозы охлаждают и выливают в пробирку с холодной водой. Наблюдают выпадение хлопьевидного осадка.
Напишите уравнение реакции взаимодействия клетчатки с уксусным ангидридом. Каково практическое значение этой реакции?