Выступление на августовской секции учителей русского языка и литературы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся через применение новейших методов обучения при подготовке к ЕНТ


КГУ «Ставропольская средняя школа»










Выступление
на районной секции учителей русского языка и литературы


«Развитие орфографической зоркости
учащихся на уроках русского языка и литературы
через применение новейших методов обучения при подготовке к ЕНТ»









Учитель русского языка и литературы
Конюша Надежда Николаевна








Август, 2012 год

Развитие орфографической зоркости учащихся
на уроках русского языка и литературы
через применение новейших методов обучения при подготовке к ЕНТ

Я работаю по проблеме «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новейших методов обучения».
Пристальное внимание педагогической общественности повлечено к единому национальному тестированию. Сегодня мы, армия учителей-словесников, готовим выпускников к сдаче ЕНТ. Каждый из нас ставит перед собой задачу – работая над своей проблемой, качественно подготовить выпускников, провести с ними объемную работу по повторению, систематизации знаний на курс с 5-го по 9 класс.
При подготовке к ЕНТ нельзя ограничиваться только узким разбором тестовых заданий.
Обычное повторение правил русского языка при подготовке к ЕНТ не приносит желаемого результата, не удается добиться высокой грамотности учащихся, несмотря на огромные усилия. «Знаю правило, но не могу его применить» - обычная ситуация на уроке. Я считаю, что при проработке огромного языкового материала предмета «Русский язык» проблему можно решить путем строгой регламентации действий учащихся, которые указывают, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ей пользоваться, в ней разбираться. Я также считаю, что использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения, сокращает время и наглядно представляет языковой материал.
В содержание работы по подготовке выпускников к ЕНТ в начале года планирую повторение всех видов разбора слова:
Повторение фонетического разбора
Повторение разбора слову по составу (морфемный анализ)
Повторение словообразовательного разбора
Повторение морфологического разбора
Повторение лексического анализа слова
Повторение собственно орфографии
Повторение синтаксического разбора
Повторение собственно пунктуации
Повторение стилистики
Такая логика построения учебного планирования необходима, так как без умения свободно разбираться в слове, его словообразовании, построении словосочетаний и предложений нельзя достичь письменной речевой грамотности ребят.
В нашей школе учащихся немного. В выпускных классах от 5 до 8 человек. В этом года я готовила учащихся 11 класса к ЕНТ впервые за свою практику, обучая их с 5 класса. За 6 лет мы с ними совместно собрали своеобразное пособие теоретического языкового материала в виде схем, таблиц, алгоритмов. При этом каждый ученик приложил немало стараний в поиске наиболее удобного изложения языкового материала в схематичном виде. Подобные «пособия» имеются у каждого ученика. Ранее мы заводили тетради по теории, куда чертили, рисовали схемы, алгоритмы, но постепенно пришли к выводу, что удобнее собрать подобный материал в отдельные папки.
На первых занятиях я предупреждаю ребят о том, что повторение грамматики будет проходить без предварительного заучивания и принудительного запоминания правил. Это обстоятельство вызывает у ребят неподдельный интерес и является сильной мотивацией. На первых уроках, занятиях среди разнообразных видов подготовительной деятельности к ЕНТ мы проводим системный анализ каждого слова в определенном контексте (чаще всего это объемные предложения, взятые из тестов по ЕНТ), начиная с фонетического, заканчивая стилистическим разбором, при этом большее внимание уделяем повторению правил орфографии.
Алгоритм системного анализа слова в определенном контексте мы выработали следующий: научившись разбирать каждое слово на его составные части (фонетический, морфемный), ученик переходит к следующему действию, которое закрепляет у него знание и понимание того, как образуется любое слово (словообразовательный разбор). Затем он повторяет разные характеристики этого слова как части речи (морфологический разбор). Так формируются следующие умения по «манипуляции» словом. При формировании следующего умения (орфографического) ученик закрепляет навыки правильного написания, далее разбирает механизм комбинаций слов: составляет словосочетания и предложения разных видов. В этом помогает синтаксический разбор, который формирует умение составлять смысловые выражения, строго соблюдая грамматические требования, условия и правила связи между словами. Одновременно начинается повторение пунктуационных знаний и умений.
Благодаря данному виду работы ученики запоминают языковые нормы, правила орфографии и пунктуации без каких-либо специальных усилий, а значит, знают о слове практически все, тем самым учатся писать его без ошибок, учатся правильному его применению. Такой результат становится возможным благодаря выполнению упражнений при практической опоре на правила в виде опорных таблиц, схем, карт, кластеров, так как они лежат перед глазами каждого ученика.
Ученики двигаются по тексту упражнений с правилами, алгоритмами в руках, как путники на незнакомой местности со схемой маршрута.
Сначала ученики прочитывают текст упражнения, чтобы понять задачу, поставленную в нем, а затем начинают ее решать, обращаясь за помощью к опорным таблицам и схемам, содержащим правила.
Я, как учитель, в работу учащихся не вмешиваюсь, ничего по существу упражнений не подсказываю и не разъясняю, ребята действуют совершенно самостоятельно. Я лишь уточняю, если надо, порядок работы с помощью правил или разрешаю самопроверку на правильность выполнения упражнения. Уже в конце занятия проводим анализ успехов, отмечаем, что, повторяя правила орфографии одновременно (в упражнениях приходится выполнять задания на любые правила), ученики достигли значительных успехов. Через каждые 15-20 минут меняю формы работы, чтобы ученики не заскучали (письменные упражнения, диктовки, взаимные проверки знаний друг друга, устные ответы при опросах, придумывание слов и предложений на то или иное правило, нахождение в тексте выразительных средств языка, правка предложений, включающих в себя грамматические, лексические, стилистические, синтаксические, морфологические ошибки)
Выполнение упражнений, разборы тестовых заданий обязательно осуществляется самостоятельно самими учащимися при опоре на ориентирующие схемы (учебные карты, карточки с правилами, бланки для заполнения, перфокарты). Тем самым перекладываю ответственность за успешность усвоения на самих учащихся и воспитываю у них самостоятельность. Моя же роль как педагога заключается в индивидуальной помощи конкретным ученикам, то есть я являюсь не информатором языкового материала, а организатором деятельности учащихся.
Сегодня основным условием повышения качества подготовки учащихся к ЕНТ является учет и анализ ошибок выпускников, допускаемых при выполнении заданий тестирования. Причиной многих типичных ошибок при выполнении заданий по русскому языку являются задания с примерами на исключения из правил, на пунктуационные правила, которые не встречаются в школьных учебниках. Правописание НЕ и НИ, правописание корневой Ы после согласной (например, в слове ПРЕДЫСТОРИЯ), прямой и обратный порядок слов в предложении – негрубые ошибки в диктантах, письменных работах, тогда как в тестах это учитывается. Анализ ошибок тестов выполняю после тестирования в отдельной папке на каждого учащегося, где веду мониторинг ошибок по определенной теме. Учащимися также проводится анализ ошибок в отдельных тетрадях.
Мне, как молодому учителю-словеснику, большую помощь в подготовке выпускников к ЕНТ оказали курсы повышения квалификации при СКИП и ППК, организованные в ноябре 2011 года под руководством старшего преподавателя Шубиной Веры Дмитриевны. Свои занятия Вера Дмитриевна организовывала так, что демонстрировала нам методику работы с трудными случаями тестов по каждому разделу русского языка, что помогло мне спланировать работу с ребятами по предупреждения ошибок в тестах.
Грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. И наша задача – помочь выпускникам освоить непростой, но интересный русский язык. От уровня владения языком, письменной и устной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.
15