Инновационный проект: Цифровое прототипирование и мультипликация


КГБУ ДО «Краевой центр информационно-технической работы»
Авторский инновационный проект
«Применение
цифрового прототипирования
в деятельности студии мультипликации!»
Автор
Якимчук Надежда Авраамовна,
Руководитель Клуба Аниматоров
«МультСоздайка»
Барнаул
2015 год
Аннотация
В программной среде КОМПАС-3D выполнена курсовая работа по проектированию 3D модели предполагаемого персонажа мультфильма. 
Задание:
Персонаж Мультяйчик имеет восемь деталей.
В детали «Кафтан» имеется два углубления с разных сторон для присоединения рук, два для ног и одно для шеи.
В детали «Голова» имеется одно углубление для закрепления волос и одно для шеи.
В детали «Стопа» имеется одно углубление для соединения с ногой.
Руки, ноги, шея, голова и волосы свободно двигаются, что даёт возможность производить съёмку персонажа для мультфильма. Персонаж изготавливается из дерева.
Реализация:
1. Итогом выполнения курсовой работы является создание 3D модели в программной среде КОМПАС-3D, создание ассоциативных рабочих чертежей деталей и ассоциативного сборочного чертежа разработанной конструкции, имеющий параметрическую связь с проектной документацией.
2.Типовых конструкций персонажа не имеется, поэтому эскизы разрабатывались индивидуально. По каждой детали подготовлен чертёж.
( см. приложение в двух форматах). Сборочный чертеж и изображение 3D модели тоже сохранено в двух форматах.
3.Эскиз 3D моделей деталей проводился в программной среде КОМПАС-3D с эскизного проекта. 3D эскиз модели детали проводился в последовательности:
- создать документ в стандартной панели «Деталь»;
- в «Ориентации» модели установить стандартную изометрию XYZ (координатные плоскости в рабочей области развернутся);
- выбрать фронтальную плоскость XY в «Дереве модели»;
- выполнить 2D эскиз модели, для последующего формообразования;
- далее «Редактирование детали» (выдавливание, вращение, кинематическое преобразование или преобразование по сечениям);
- определить «Свойства» (выбрать цвет, обозначение, наименование, материал изготовления);
- сохранить файл «Деталь» в папку проекта;
- после выполния всех эскизов моделей деталей создается документ  «Сборка».
4.Порядок команд «Сборка»:
- создать документ на стандартной панели «Сборка»;
- в «Ориентация» установить изометрию XYZ;
- добавить в сборку компонент эскиза модели детали (первым компонентом эскиза выбирается тот, к которому удобнее добавлять все прочие компоненты эскизов моделей);
- указать точку начала координат первого компонента эскиза модели в начало координат системных плоскостей (не попадание в начало координат системных плоскостей увеличивается время 3D сборки модели изделия), на признак попадания указывает символ (ф) в контекстном меню «Дерево модели» у первого компонента эскиза модели;
- перемещение и вращение компонентов относительно друг друга доступно на панели редактирование сборки «Перемещение» и «Вращение» (положение первого компонента изменять нежелательно для упрощения сборки с другими компонентами);
- следующий компонент модели сборки, сопрягается для точного положения в сборке с первым компонентом. Сопряжения допускаются между гранями, ребрами, вершинами, плоскостями или осями разных компонентов в сборочной модели;
- после соосности компонентов моделей необходимо точно расположить командой «Совпадение объектов». После эго указать последовательно грани компонентов (указание совпадения граней идет в порядке очередности:  добавить грань к имеющейся грани);
- после точного расположения компонентов нажать «Прервать команду»→»Перестроить» →»Сохранить».
- при необходимости в «Дереве модели» сопряжения и совпадения можно редактировать, исключать из расчета или удалять.
- определить «Свойства» (ввести обозначение и наименование);
- сохранить файл «Сборка» в папку проекта.
5. Далее по моделям строим чертежи:
- создать документ на стандартной панели «Чертеж»;
- войти в команды «Вставка»→»Вид с модели»→»Стандартная»;
- на панели свойств вкладки «Линии» включить «Показать» в группе «Линии переходов»;
- расположить мышью положение видов на чертеже (виды показаны штриховой линией) и заполнить стандартную надпись данными из 3D сборки модели изделия;
- сохранить сборочный чертеж в папку проекта.
6. Оформление изображений сборочного чертежа по правилам ГОСТ 2.303-68.
- проставить на инструментальной панели «Обозначения» кнопка «Осевая линия по двум точкам»;
- на инструментальной панели «Размеры» выбрать «Авторазмер» и  проставить необходимые размеры детали;
- указать номера позиций;
- на инструментальной панели «Размещение» выбрать «Вставить»
- «Технические требования» задав размеры страницы технических требований и ее положение на чертеже;
- заполнить основную надпись в команде «Вставка», после нажать кнопку «Создать объект»;
- нажать кнопку «Перестроить» на стандартной панели;
- нажать кнопку «Сохранить».
7. «Библиотека Стандартных Изделий» не понадобилась, так как персонаж не стандартный.
8. Создание спецификации.
- в открытом сборочном чертеже в меню «Спецификация» открыть команду «Создать объекты спецификации» в диалоге нажать «ОК», будет создан комплект спецификаций;
- по умолчанию создана спецификация ГОСТ 2.106-96 изделия со всеми входящими сборками и стандартными крепежными деталями;
- оформить основную надпись спецификации;
- для просмотра и редактирования спецификации на стандартной панели нажать «Открыть» и выбрать спецификацию в папке проекта.
Литература
1. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Инновационные подходы при обучении геометрическому моделированию // Проблемы качества графической подготовки в условиях ФГОС ВПО: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. – Пермь: ПНИПУ, 2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/.
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3 т.
– М.: Машиностоение, 2001.
3. Корсаков В.С. Основы конструирования приспособлений: учеб. для вузов. – М.: Машиностроение, 1983.
4. Азбука КОМПАС – 3D V14/Азбука КОМПАС – График V14 Машиностроительная конфигурация/Всесторонняя помощь пользователям систем КОМПАС, ЛОЦМАН, ВЕРТИКАЛЬ, Корпоративных Справочников и прикладных библиотек/АСКОН ссылка: support@astrastudio.ru.
5. Королев Ю.И., Устюжанина С.Ю /Инженерная графика:/ учебник для вузов/Стандарт третьего поколения. - СПб:/Издательство «Питер»,2013 – 464с.:ил.
Приложение 1.
Чертежи


Приложение 2.
3D-модели

Рис.1 Шея

Рис.2 Рука

Рис.3 Нога

Рис.4 Крассовка

Рис.5 Волосы

Рис.6 Воротник

Рис.7 Голова

Рис.8 Кафтан

Рис.9 Мультяйчик в сборе