Конспект урока по искусству 9 класс на тему Специфика изображений в полиграфии







Конспект урока
Специфика изображений в полиграфии.
9 класс
Искусство





Разработала Николай Н.И.,
учитель изобразительного искусства
МОБУ СОШ № 25, г. Оренбург










Тема урока: Специфика изображений в полиграфии.
Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний.
Форма: групповая
Цель: Познакомить учащихся со спецификой книжной графики
Задачи:
Познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков
Развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию.
Развивать интерес к предмету.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать умение работать сообща, взаимопонимание, чувство локтя, ответственность.

Оборудование и материалы: ПК, слайд-презентация, книги различных типов изданий, индивидуальные таблицы для заполнения, таблица книжных форматов.

Структура урока
1. Организационный момент 2 мин.
2. Введение в тему урока и постановка задачи 5 мин.
3. Самостоятельная работа по группам 15 мин.
4. Проверка выполнения задания. 5 мин
5. Динамическая пауза 1 мин
6. Презентация о художниках-графиках 5 мин.
7. Чтение отрывка из повести Пушкина «Метель» 5 мин.
8. Актуализация знаний 5 мин.
9. Домашнее задание 2 мин.




Ход урока
1. Здравствуйте, ребята. Проверим вашу готовность к уроку: тетради, ручки, дневники. Вы разделены по группам, для успешной работы я назначу главных группы: .
2. Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?
Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?
Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?
И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.
Слайд 1
Кто может ответить, что означает слово «полиграфия»?
Слайд 2 Полиграфия (от греч.
·
·
·
·- «много» и
·
·
·
·
·
·
· «писать»)  это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции. Назовите, какой? (книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной, упаковочной и сувенирной продукции). Запишите определение.
Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.
Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).
Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.
Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.
Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.

В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.
Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.
Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.
Сейчас вам самостоятельно предстоит с помощью опорной таблицы выяснить, в чём же специфика оформления книг предназначенных для разного круга читателей. Познакомьтесь с графами таблицы. Всё ли вам в ней понятно? Вам в помощь небольшая информация о стандартах формата книги, то есть ее размера. И ещё, обратите внимание, что на титульных листах, сзади и впереди, обычно печатают тираж книги и если это детская литература – возраст читателей. Приступайте к выполнению задания.
3. Самостоятельная работа по группам, по 5 минут на каждый тип книг.
4. Проверка выполнения задания.
5. Сейчас встаньте, пожалуйста, мы немного разомнёмся.
Исходное положение стоя - потянулись вверх, опустились, ещё раз.
Исходное положение стоя - завели одну руку за голову, другую за лопатки «замочек» - попилить несколько раз меняя положение рук.
Садитесь. Продолжаем работу.
6. История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Слайд 5 Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.
Создание  иллюстраций  к  художественному  произведению  - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору  недостаточно  владеть  материалом,  техникой  и  художественными приемами, недостаточно  знать  эпоху  и ее  материальную  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  необходима  особая  интуиция,  умение  почувствовать  подтекст  произведения в духовном  единении  с автором. Только  в  этом  случае  возникает  феномен слияния  изобразительного  и  литературного  образа. 
Замечательный иллюстратор Н. Кузьмин  пишет  о  том,  что  художник,  вложивший  свой  труд  и  вдохновение  в создание  книги,  всегда  мечтает  о  том, что  его  рисунки  станут  для  этой  книги  «вечными  спутниками». Слайд 6 Для  многих поколений  читателей  романа М. Сервантеса «Дон  Кихот» неотделимы  от  иллюстраций французского  графика    Г.  Доре.
Слайд 7 Выдающийся иллюстратор, мастер гравюры В.Фаворский создал много серий к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. «Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество Он умел читать!», сказал о Фаворском художник и искусствовед Д. Бисти.
Слайд 8
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были Э. Лисицкий, В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.
Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?


Слайд 9
Примером в данном случае могут служить симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева к одноимённому роману Сервантеса и «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова.
7. Чтение под музыку. Слайд 10
8. Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?
Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?
Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?
Что полезнее для вашего развития?
9. Наш урок закончен. Запишите домашнее задание. Слайд 11
Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.






















Приложение
В России существуют пять основных групп книжных форматов:

Формат книги
Размер




Ширина, мм
Высота, мм

84х108/8
Сверхкрупный
265
410

70х108/8
-
265
340

70х100/8
-
245
340

60х90/8
Крупный
220
290

60х84/8
-
205
290

84х108/16
-
205
260

70х108/16
Увеличенный
170
260

70х100/16
-
170
240

70х90/16
-
170
215

60х90/16
Стандартный
145
215

60х84/16
-
145
200

84х108/32
-
130
200

75х90/32
Малый
107
177

70х108/32
-
130
165

70х100/32
-
120
165

70х90/32
-
107
165

60х90/32
-
107
140

60х84/32
-
100
140

84х108/64
Сверхмалый
100
125

70х108/64
-
82
125

70х100/64
-
82
102



Особенности книжной графики
Тип издания
Иллюстрации
Текст
Качество бумаги, формат
Тираж


Размер, цвет
Количество и цель
Размер шрифта
Кол-во страниц



Детская




















Художественная






















Учебна, энциклопедическая






















Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.


































Уже давно смеркалось. Владимир отправил своего надежного Терешку в Ненарадово с своею тройкою и с подробным, обстоятельным наказом, а для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут.

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.












ђ Заголовок 315