Урок истории 11 класс Тема: «Экономическая политика Советского государства в первой половине 20-х годов XX века»


Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 52
посёлка городского типа ИльскогоМуниципального образования Северский район
Урок истории 11 класс
Тема: «Экономическая политика Советского государства в первой половине 20-х годов XX века»
Разработала
Учитель истории Волкова
Александра Анатольевна
Экономическая политика Советского государства в первой половине 20-х годов XX века, урок истории, 11 класс
Цели урока:
— ознакомить учащихся с причинами, содержанием и результатами новой экономической политики;
— развивать познавательные умений;
- формировать умение анализировать документ, составлять схемы и таблицы;
- воспитывать патриотизм; Основные понятия: хозрасчет, концессия, нэпманы, совбуры, СССР;
Оборудование: карта «Советская Россия в 1920 — 1930-е гг.», учебник, тетрадь, презентация;
План урока:
I . Повторение изученного. Работа с документами.
II . Основная часть - Разбор нового материала.
III . Закрепление изученного на уроке.
План изучения новой темы:
1.Причины перехода к новой экономической политике.
2. Социально-экономические последствия НЭПа.
3.Советское общество в годы нэпа.
4.Экономические противоречия нэпа.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
-Что такое экономика?
-Что включает понятие экономика?
Предположите, какие первостепенные задачи необходимо было решить Советскому правительству?
Посмотрим на карту «Советской России 1920 1930-го г.г.». По условным обозначениям, что мы можем узнать о жизни нашего государства в 1920 году?
I . Работа с документами (Приложение №1). Повторение изученного. (Приложение№2).
II . Разбор нового материала (31—36 мин.)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Приложение№3)
1. Причины перехода к новой экономической политике.
(приложение№4) Перед вами фотографии времен гражданской войны в-20годах, что вам известно об этом времени? (Обсуждение ответов учащихся).
(Приложение№5) Рассказ учителя. В Гражданской войне победили красные не в последнюю очередь потому, что с помощью политики «военного коммунизма» смогли максимально сконцентрировать имевшиеся у них экономические ресурсы для обеспечения всем необходимым Красной Армии. В то же время война и политика «военного коммунизма», привели к разрушению российской экономики. Таким образом, можно сказать, что красные победили ценой разрушения российской экономики. Рабочие и крестьяне готовы были терпеть лишения эпохи «военного коммунизма» пока существовала реальная угроза победы белых и возвращения помещиков и буржуазии. Но когда белые были разбиты, а политика «военного коммунизма» только ужесточалась, по всей России начались крестьянские восстания и забастовки рабочих. Чтобы спасти свою власть, большевики по предложению В.И. Ленина были вынуждены перейти к новой экономической политике, суть которой составляли возвращение к свободе торговли и частного предпринимательства, введение на государственных предприятиях хозрасчета, допущение иностранных концессий (определение понятий на с. 142 учебника).
Гражданская война привела также к образованию на территории бывшей Российской империи ряда советских социалистических республик: РСФСР, Украинской, Белорусской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской ССР. Формально это были независимые государства, но их связывал друг с другом военный союз и то, что в них у власти находились коммунистические партии. Кроме того, их объединяло бедственное экономическое положение из-за Гражданской войны, в то же время традиционные еще со времен Российской империи экономические связи. Советские республики находились во враждебном окружении. Советскую власть не признавали другие государства. Большевики, придя к власти, отказались выполнять политические и финансовые обязательства царского и Временного правительств, национализировали иностранную собственность и капиталы на территории России. Следовательно, советским республикам, чтобы выстоять, необходимо было объединиться. На каких условиях?
На этот счет в руководстве большевиков были две основных точки зрения. Ленин считал, что новое государство должно быть союзом равноправных республик с правом свободного выхода для них и приема новых. Ленин, несмотря на крах идеи экспорта социалистической революции в другие страны во время советско-польской войны, был уверен, что за спадом революционной войны последует новый подъем и когда-нибудь возникнет Всемирный союз советских республик. Сталин полагал, что надежнее будет, если советские республики войдут в РСФСР на правах автономий, т. е. будут подчинены ей. Победила точка зрения Ленина, может быть, потому, что страна, только что пережившая Гражданскую войну, едва успокоенная новой экономической политикой, могла быть потрясена на этот раз межэтническими конфликтами, вызванными нежеланием национальных элит советских республик подчиняться руководству РСФСР и Российской Коммунистической партии большевиков — РКП(б), так с 1918 г. стала называться РСДРП(б).
В 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Необходимо подчеркнуть, что в область ведения союзных органов власти относились вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения, транспорта. Союзные республики сохраняли самостоятельность в области сельскохозяйственной политики, здравоохранения, просвещения внутренних дел.
Важно обратить внимание учащихся, что первая Конституция СССР не была демократической. Горожане избирали делегатов в Советы в пять раз больше, чем сельские Жители. Представители советской буржуазии, духовенства, бывшие дворяне царские чиновники, предприниматели лишались избирательных прав.
В 1925 г. компартии союзных республик вошли в РКП(б) и она была переименована во Всесоюзную Коммунистическую партию большевиков – ВКП(б).
Особо следует отметить главную особенность национальной политики советской власти в 1920-е гг. — развитие национальных культур и выдвижение национальных кадров на руководящие посты даже в ущерб эффективности управления государством и экономикой. Для чего это делалось?
Большевики захватывали власть в России, ожидая скорой мировой социалистической революции. Россия рассматривалась как база мировой революции. Ленин проектировал СССР как мировое объединение. Поощрение развития национальных культур и выдвижение национальных; кадров должно было показать угнетенным национальным меньшинствам капиталистических стран, народам колониальных и зависимых стран преимущества -советской власти и социализма.
(приложение№6) Работа с документом «О замене разверстки натуральным налогом»
Беседа по вопросам к документу: В чем принципиальное различие продразвестки и продналога? Как распределялся продналог между крестьянскими хозяйствами? Какие стимулы для расширения хозяйства он создал?
2. Социально-экономические последствия НЭПа.
Выполнение практической работы
Раскроем этот пункт, заполнив таблицу по тексту учебника (с.137—141). Учитель дает схему таблицы на (приложение №7), учащиеся заполняют ее в тетрадях. Учитель выступает в качестве контролера за их работой и консультанта.
Социально-экономические последствия НЭПа - Беседа с учащимися. Обсуждение схем, графиков (приложение №8)
Запись выводов производится в тетради. Какие выводы мы делаем о влиянии НЭПа в целом на жизнь страны? Вывод1.
Положительные последствия,
2. Возродилось предпринимательство, появилась новая советская буржуазия (нэпманы, совбуры)
3. Рабочий день в промышленности сократился, зарплата выросла в сравнении с 1913 г.
4. Повысился уровень жизни крестьян по сравнению с 1913 г.
Вывод2.
Отрицательные последствия
2. Обострился жилищный вопрос
3. Обострилась проблема «лишнего населения» в деревне
4. Рост безработицы в городах
5. Сократилось товарное производство в сельском хозяйстве и экспорт его продукции
6.Сократился импорт машин и оборудования
7.Из-за нехватки инвестиций промышленность не удовлетворяла спрос на промышленные товары
Подведя итог новой экономической политики, учитель отмечает, что она восстановила в нашей стране многоукладную экономику и решила проблему восстановления экономики, разрушенной Гражданской войной, но не решала проблему дальнейшего экономического развития и даже удовлетворения текущих потребностей общества, что наглядно показал хлебозаготовительный кризис 1927 г. В апреле 1929 г. в городах вновь было введено нормированное снабжение населения продовольствием — введены карточки на хлеб.Закрепление (5 мин.) ( беседа по вопросам ) Приложение №10.
— Каковы причины введения НЭПа и образования СССР?
— Укажите социально-экономические последствия новой экономической политики.
Выводы (2 мин.)
Образование СССР и НЭП способствовали восстановлению экономики, разрушенной Гражданской войной, но новая экономическая политика не решала текущих проблем экономического развития и дальнейшего роста экономики.
Домашнее задание (3 мин.)
1. Прочитать § 18, 19, записи в тетради.
2. Подготовиться к проверочной работе.
3. Отметить на контурной карте первые союзные республики, границы и столицу СССР.
4. Для желающих учеников предложить темы докладов, эссе, рефератов, презентации, сайты на темы:
а) «Повседневная жизнь в годы НЭПа»;
б) «Образование СССР»;
в) «Мой родной край и моя семья в годы НЭПа».