Статья Декоративно-прикладное творчество как фактор гармоничного развития личности детей


Бакирова Альфия Лутфуллаевна
МБОУ СОШ №10
Г. Набережные Челны
Декоративно-прикладное творчество как фактор
гармоничного развития личности детей
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования.
Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Создаются условия для развития образных представлений, мышления, воображения. Все это вызывает у обучающихся стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства. У обучающихся формируются разнообразные художественные и интеллектуальные способности.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Придерживаясь точки зрения Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я.А. Пономарева, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, можно сказать, что творческие способности надо развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.
Занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Развитие каждого обучающегося рассматривается и расценивается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Каждый ребенок может самостоятельно строить собственные «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство». Вот почему дополнительное образование – это образование одаренных детей.
Ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности – это «Одаренный ребёнок». А одарённость – это генетически обусловленные способности, которые у всех разные. Действительно, эту тему можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей, включая их в более углубленное образование, в самостоятельную творческую деятельность.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
В МАОУДОД «ЦДТ№16 « Огниво» на базе МБОУСОШ №10 уже более 7 лет работает кружок « Чудо-лоскуток», где воспитанники занимаются лоскутным шитьем
Постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.
Для достижения таких результатов используются различные формы поиска и поддержки одаренных детей :
1. Выявление способностей по результатам учебной, исследовательской и проектной деятельности на занятиях, творческих конкурсов.
2. Анкетирование: интересов воспитанников, уровня интеллектуального развития ребенка.
3. Собеседования с родителями.
4. Работа с портфолио обучающегося.
Такая система работы с детьми позволяет выявить одаренных детей;
Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Чтобы провести диагностику одарённости можно использовать классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес детей к предмету.
Так же для выявления одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения воспитанников, провести диагностику их потенциальных возможностей, для этого можно создать карту «Развития одаренности ребенка», в которой фиксировать успехи ребёнка, свои наблюдения, выводы.
развитие творческих способностей на занятиях по лоскутному шитью;
Для организации индивидуальной творческой деятельности воспитанников в процессе создания изделий использую специально разработанные творческие задания и упражнения повышенной степени сложности, нацеленные на развитие определенных психологических показателей креативности. Содержание и форма проведения этих упражнений может варьироваться в зависимости от вида занятия и деятельности: викторины, соревнования, игровые паузы, тесты самопроверки
Введение этих упражнений в структуре учебного занятия позволяет не только разнообразить содержание занятия, стимулировать интерес и творческую активность детей, но и мотивировать их личностно-эмоциональную заинтересованность в выполнении этих заданий.
На занятиях решаются различные познавательные, обучающие и творческие задачи.
Пример некоторых из них: «Пазлы», «Орнамент». Творческие способности детей развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детям предлагаются шаблоны и набор цветных элементов — линейных, округлых, геометрических фигур. Используя эти элементы, дети должны составить из них различные варианты узоров на шаблоне-схеме. Это упражнение способствует развитию комбинаторных способностей, лежащих в основе разработки авторских украшений.
Просто выявить таланты недостаточно, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития.
Основные направления в работе с одарёнными детьми по программе « Чудо лоскуток»:
- исследовательская, проектная деятельность;
- разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка;
- технология «Мониторинг личностного развития» в процессе освоения ребёнком образовательной программы показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств; технология Портфолио».
Конечно, работа с одаренными детьми нужна.
Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Таким образом, работая с одарёнными детьми очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не педагог сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
Литература:
1.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – с.159
2. ЗаболотскаяИ.А.Опыт работы с одарёнными детьми / И.А. Заболотская//Дополнительное образование и воспитание. – 2007.-№9.
3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
4. Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждения ДО / С.П. Темчишена // Дополнительное образование и воспитание. – 2010.-№11.