Обобщение опыта на тему Аппликатура, как дисциплинирующий фактор ученика-пианиста.


зажимается при неудобстве исполнения и недостаточном владении пианистическими приёмами и навыками. Для каждого ученика нарабатываются свои приёмы.
3. Е. Либерман обратил внимание на то, что при разборе произведения в медленном темпе не учитывается удобная аппликатура. И только тогда, когда переходят к требуемому темпу, выясняются все недоработки в аппликатуре.
а) Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой – то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Если аппликатура удовлетворяет, записать её.
б) В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже.
Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.
в) Учащиеся должны овладевать аппликатурной дисциплиной. Все знают аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но, несмотря на это нарушают их. На своих уроках автор старается обращать внимание своих подопечных именно на эти, как я их называю, «формулы успеха пианиста- виртуоза»
Г.Коган, В.Листова, И.Сафонов, Н.Голубовская и многие другие работали над этой проблемой. Хочется заручиться ещё одним аргументом в пользу выбранной мной темы:  «Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели» - А.Алексеев.
4. Начинать работать над пальцевой дисциплиной рекомендуется с первых шагов, ещё до нотного периода. Есть много упражнений, авторских сборников. Но я использую «Сборник пятипальцевых упражнений» Джеймса Бэстьена. Он хорош тем, что, наряду с яркими иллюстрациями, в его основе лежит поступенное освоение аппликатуры. Изначально это изображение клавиатуры от До до Соль с буквенным изображением нот (латиница) и именным пальцем для каждой. Ниже - крупно нотно-графический рисунок пьесы. Сначала это просто упражнения, затем пьесы становятся сложнее. Далее идёт традиционное нотное изложение музыки. Детям, как показала практика, очень нравится этот сборник и работа с ним. Дополнительный бонус – буквенное изучение нот на латинице. В рамках темы «Аппликатура, как дисциплинирующий фактор ученика-пианиста» мною был проведён открытый урок в первом классе фортепиано на тему «Музыкальная мозаика», где были использованы в качестве вспомогательного инструмента детская мозаика, маркерная доска, водные маркеры и цветные колечки для пальцев. Целью этого урока было заинтересовать ученика в построении аппликатурных формул, активизировать память и внимание, объяснить влияние пальцев на выразительное исполнение интонаций, из которых и состоит музыка. Дать понятие естественного порядка движения пальцев и необходимости точной работы над этим. Ведь когда мы идём, мы не контролируем каждый шаг. Этот процесс естественен для нас. Так и движение пальцев при игре должно быть естественным. Но процесс ходьбы нарабатывается постоянным тренажем, который начинается с младенчества и продолжается всю жизнь. Попробуйте не ходить долгое время, и мышцы откажутся вам повиноваться. А наши ученики позволяют себе заниматься раз или два в неделю. При такой системе об аппликатуре некогда думать, ноты бы разобрать! Вывод – мышечная память начинает работать после многократного повторения. Для этого можно использовать пьесы с повторным строением мелодии и другие педагогические хитрости. Главное, что бы ребёнок понял, как связаны музыка и пальцы?
5.Ещё один дисциплинирующий фактор – это гаммы, аккорды, арпеджио. Это некая заготовка аппликатурных формул, грубо говоря, на все случаи фортепианной жизни. В этом ничего нового нет, но дети не любят этот вид деятельности. На фортепианном отделении существует такой вид отчётности как технический зачёт. Сдаётся он два раза в год – осенью и весной, начиная с 3 по 6 классы. Гамм много, плюс их разновидности. Они построены позиционно. На этот факт я и опираюсь, когда работаю с учениками. Но, как уже было сказано, пальцы – это инструмент, который исполняет музыку. Вся наша работа подчиняется музыкальным законам, фразам, динамике звука, форме музыкального произведения, образам и их эмоциям. Важна и стилистическая точность исполнения. А это опять специфическая аппликатура.
6.Технический зачёт включает исполнение музыкального произведения – этюда. Именно в нём пианист применяет освоенные приёмы и аппликатурные формулы, которые должны помочь ему убедительно передать художественное содержание пьесы.
А.Алексеев пишет: - Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это - важнейший и основной аппликатурный принцип.
Огромное количество трудов великих педагогов говорят о том с чего нужно начинать работу над аппликатурой, как выстраиваются аппликатурные формулы, для чего и почему нужна пальцевая дисциплина, но проблема остаётся актуальной и на сегодняшний день. Направление моей работы больше практическое, нежели теоретическое. Я пришла к мысли, что нужно много времени, что бы понять значение термина аппликатура.
7. Результативность выбранного мною направления - это стопроцентная успеваемость в классе и успешные публичные выступления учеников:
Рахимова Алина, ученица 7 класса - Лауреат I степени (камерный ансамбль) областного конкурса музыкантов «Дебют», 2013г., II степени – 2014г., Дипломант I степени Международного конкурса «Роза Ветров» г. Сочи 2015г., Лауреат II степени I Областной выставки достижений инструментального исполнительства «Наследники Орфея и Коркыта - 2016», Лауреат I степени интернет конкурса «На крыльях таланта»,СКГУ-2016.
Реванова Дарья, ученица 6 класса – Лауреат I степени I Областной выставки достижений инструментального исполнительства «Наследники Орфея и Коркыта – 2016»
Иванова Ксения, ученица 3 класса – Лауреат III степени Областного конкурса «Дебют», 2014г., Дипломант I степени Международного конкурса «Сибирь зажигает звёзды». г.Омск, 2015г.
Болысбаева Диана, ученица 3 класса – Лауреат II степени Обл.конкурса «Дебют», 2015г., Дипломант I степени Международного интернет конкурса «Зимняя карусель», г.Москва,2916г.
Фортепианный ансамбль: Иванова К. - Болысбаева Д. – Лауреат II степени I Республиканского интернет конкурса «KAZAKHSTAN MUSIK START-2016» и Лауреат I степени Областного конкурса юных исполнителей, посвящённого 25-летию Независимости Республики Казахстан, 2016г.
Литература
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988. - 98с.
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.: Музыка, 1985. -133с.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. - 286с.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 284с.