Доклад-приложение: Проблемы социализации и адаптации школьников с ОВЗ(1-2 классы)

Для успешного вхождения незрячих и слабовидящих детей в общество важно не только овладение им навыками самообслуживания, общения, обучение различным видам деятельности, но и установление социальных связей, без которых жизнь человека просто невозможна.
Адаптация и социализация ребенка к школе во многом зависит от поведения родителей, учителя, окружающих его людей, занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. У одних он длится один месяц, у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Некоторые дети до конца учебного года предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
Успешность адаптации школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы, от различных окружающих факторов:
рациональной организации учебных занятий, рационального режима дня (регламентированного времени подготовки домашних заданий; достаточного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, достаточного по продолжительности сна);
умения ориентироваться в окружающем пространстве;
представления о себе самом, отношения к своему дефекту, к другим людям;
отношения к жизненным ценностям.
Для успешной социализации и адаптации школьников психологи выделяют: эмоциональный, мотивационно-целевой и познавательный блоки.
Задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес. К нему относятся следующие приемы:
1. создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2. положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3. рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4. занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознанию целей учения и их реализации. К нему относятся следующие приёмы:
1. незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2. предоставление права выбора через разноуровневые задания, варьирование заданий по степени значимости;
3. выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4. практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. К нему относятся следующие приёмы:
1. включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, приём "метод проб и ошибок", необычная форма преподнесения материала;
2. создание проблемной ситуации через анализ, сравнение учебных объектов, установление противоречий;
3. сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение;
4. привлечение учащихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответах других, оценка промежуточных достижений;
5. стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
На уроках мы не только стараемся создать благожелательную творческую атмосферу, но и обращаемся к опыту собственной жизнедеятельности детей. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс.
На уроках чтения и русского языка ведем диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них не называем ошибочным. Все детские версии мы обсуждаем в равноправном диалоге. Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя наиболее соответствующие задачам и теме урока. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по теме, работают в силу своих индивидуальных возможностей. Детальность многих заданий, дробность вопросов, широкое использование памяток – все это направлено на то, чтобы сделать действия учащихся осознанными, а логику работы понятной ученику. Вместе с тем, постоянное напоминание в виде памяток подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению – «я знаю!». Школьникам нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников (проекты, доклады). Для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия предоставляется возможность самостоятельно «открывать» новые знания. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и наблюдения.
На уроках математики мы ведем целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Набор печатных тетрадей, дидактических карточек позволяет ученику не только работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п.
Уроки предметно-практической деятельности проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике.
Индивидуальный подход направлен на преодоления возникающих у ребенка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности. Использование игр, их разнообразие побуждают учеников выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданию. Например, когда класс занят разгадывание кроссворда или ребусов, а один ученик это делать не хочет, то ему можно дать индивидуальное задание на карточке. Учитель должен знать ученика, его особенности и возможности, положительные стороны, взаимоотношения с коллективом.
Их серьезное отношение к школьной жизни, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают школьнику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению его самооценки, уверенности в себе, укрепляет учебную мотивацию ребенка.
Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства. В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня, желательно на свежем воздухе. Бег, подвижные игры, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.
Тифлопедагогические задачи:
1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Конечной целью социально-психологической адаптации незрячих и слабовидящих детей с ОВЗ является достижение такого психологического состояния, когда школьник воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такого состояния возможно только при определенной психологической работе с школьником и при определенной психологической поддержке широкого круга людей, особенно родителей.
Рекомендации:
Искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах ребенка, серьезное отношение к его достижениям и трудностям.
Поддержка в желании ребенка добиться успеха. Похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам деятельности школьника.
Вселение веры и оптимизма: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”





15