РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2016. Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Министерство здравоохранения челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Исламова Н.М.
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Сатка, 2016 г.
РАССМОТРЕНА :
на заседании ЦМК с/дела
протокол «____»_________201__г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора УР:
________Севостьянова И.А.
«____»_________201__г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 34.02.01.Сестринское дело
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский техникум»
Разработчик: Галимова Т.Ю.
· преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
1. паспорт пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (снаряжении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. Вариативная часть не предусмотрена.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
48
контрольные работы
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
Тема 1.1.
Современный комплекс проблем безопасности
Содержание учебного материала
1
Россия в мировом сообществе, национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства, изложенная в Концепции национальной безопасности России.
2
1
2
Международный терроризм. Меры, принимаемые в государстве по противодействию терроризму.
1
3
Государственные структуры по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (PC ЧС). Основные обязанности населения и производственного персонала в выполнении мероприятий PC ЧС.
2
1
4
Классификация ЧС природного и техногенного характера. ЧС военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случаях локальных вооруженных конфликтов или других боевых действий. Медико-тактическая характеристика стихийных бедствий.
Правила поведения в условиях ЧС природного, техногенного и военного характера.
1
5
Формирование начала поведенческого и психологического стереотипа - преодоление стрессового состояния, вызванного чрезвычайной ситуацией.
2
1-2
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
Тема 1.2.
Организация защиты населения и работы медицинской службы в ЧС
Содержание учебного материала
1
Определение и понятие медицины катастроф. Задачи, принципы и организационная структура Всероссийской Службы Медицины катастроф (ВСМК). Основные формирования службы медицины катастроф. Способы и средства защиты населения, больных, персонала и имущества медицинских учреждений в ЧС.
2
1
2
Сущность системы организации оказания медицинской помощи и лечения пострадавших в ЧС. Понятие об эвакуации, ее организация.
Этапы лечебно-эвакуационного обеспечения. Лечебно-эвакуационные направления.
1
3
Виды медицинской помощи и оптимальные сроки их оказания. Медицинская сортировка, ее цель, виды, сортировочные признаки, методы.
1
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
Тема 1.3.
Профилактические меры по снижению различных угроз и опасностей, связанных с пожарами и взрывами
Содержание учебного материала
1
Понятие взрыва. Понятие взрывоопасного объекта в ВО.
2
1
2
Классификация пожаров. Техногенные пожары. Огнестойкость зданий. Природные пожары. Профилактика бытовых, лесных и техногенных пожаров и взрывов.
1
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 1.4.
Гражданская оборона, основные задачи и определения. Оружие массового поражения защита от него.
Содержание учебного материала
1
Задачи, возложенные на гражданскую оборону. Прогнозирование возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики.
2
1
2
Поражающие факторы ядерного оружия, основные способы и средства защиты. Химическое оружие, классификация боевых отравляющих веществ, степени тяжести отравления, основные способы и средства защиты. Бактериологическое (биологическое) оружие. Организация мероприятий по локализации последствий ЧС.
1
3
Защита работающих и населения от негативных воздействий ЧС. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. Организация аварийно-спасательных работ.
1
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
Раздел 2.
Изучение основ военной службы
Тема 2.1.
Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности. Основные положения общевоинских уставов Вооруженных сил РФ
Содержание учебного материала
1
История развития медицинской службы. Воинский учет. Подготовка к военной службе. Предназначение медицинского освидетельствования. Срочная служба по призыву. Отсрочки от воинской службы. Альтернативная служба. Нахождение в запасе (резерве) и подготовка в мирное время.
2
1
2
Основные положения Устава Внутренней Службы вооруженных сил РФ. Основные положения Дисциплинарного Устава. Основные положения Устава Гарнизонной и Караульной Служб вооруженных сил РФ. Основные положения Строевого Устава.
1
3
Правила взаимоотношения военнослужащих между собой. Воинская дисциплина. Порядок отдачи приказов. Порядок исполнения приказов. Действия часового на посту.
2
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
Тема 2.2.
Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства.
Содержание учебного материала
1
Вооруженные Силы часть структуры государств. История их создания и предназначение. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Вид Вооруженных Сил. Род войск это составная часть вида Вооруженных Сил. Комплектование Вооруженных Сил
2
1
2
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Реформа Вооруженных Сил.
Сухопутные войска ВС РФ. Военно-воздушные силы РФ (ВВС РФ). Военно-морской флот РФ (ВМФ РФ). Рода войск центрального подчинения.
1
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
Тема 2.3.
Боевые традиции Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
1