Рабочая программа по предмету «Окружающий мир». УМК «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, примерной программы по предмету «Окружающий мир» и авторской программы «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного
опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?
Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.
Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.
При проведении уроков по нашему курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал темы столь обширен, что его не удаётся «открыть» полностью вместе со школьниками, используя технологию проблемного диалога. Уже звенит звонок, а учитель ещё не объяснил ребятам весь материал. В результате не остаётся времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами.
Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).
1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (перечень требований помещён также и в дневниках и в начале каждого раздела учебника). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.
Начиная со 2-го класса, в конце урока помещён перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А вот другая часть понятий, фактов (она не выделена) не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребёнка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.
Наконец, к третьей категории понятий и фактов – максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), учитель не станет задавать все подготовленные вопросы, а перейдет на уроке к обсуждению версий. Вообще в нашей методике надо быть заранее готовым к тому, что ребята будут легко уводить учителя с продуманной колеи. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель пишет у себя в конспекте систему важнейших вопросов и старается ей следовать.
3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классе можно предварительно обсудить с ребятами, о чём они хотят узнать. Этот материал и является тем резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.
Контроль образовательных результатов.
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ (1-2 кл.) и тетради для проверочных и контрольных работ (3-4 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.
Место данного предмета в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Ценностные ориентиры предмета окружающий мир
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса окружающий мир
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Содержание программы
Ты – первоклассник (10 ч.)
Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа.
Домашний адрес. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.
Дорожные знаки: пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» др. Светофор.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы геля, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям: радоваться успехам, справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.
Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи (6 ч)
Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (45 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (45 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (З4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник :.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
· своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
· основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
· основные правила здорового образа жизни;
· основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
· основные условия благополучной жизни растений и животных;
· профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
· улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
· основные достопримечательности родного города и столицы России.
различать (сопоставлять):
· знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
· основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
· различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
· времена года;
· животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
· произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
· выполнять режим своего дня;
· определять время по часам с точностью до часа;
· подготавливать свое учебное место к работе;
· оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
· выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
· ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
· выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
· составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Оценка достижений учащихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Автор: Н.Ф. Виноградова.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
установить уровень овладения учебной деятельностью;
оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся;
результаты тестирования.
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
выбор ответа ,
самооценка.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2010.
Виноградова, Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: рабочая тетрадь для учащихся 1 классаобщеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф,
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – Стандарты второго поколения.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. - Стандарты второго поколения.
Развёрнутое тематическое планирование. 1 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXIвека» / авт.-сост. В.А. Васина. – Волгоград: Учитель, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела
(темы)
Программное содержание
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Ты первоклассник
Статус ученика, школьника. Одноклассники, правила поведения в школе. Правила
взаимоотношений. Режим дня первоклассника. Дорога от дома до школы.
Безопасность на улицах и дорогах.
Наблюдения. Моделирование ситуаций
поведения в разных школьных помещениях, на улицах города.
Игровая деятельность: правила дорожного движения.
Учебные действия в совместной деятельности (парная работа).
Ты и здоровье
Органы чувств.
Закаливание. Культура питания.
Дидактическая игра: принятие задачи,
выполнение правил. Моделирование
ситуаций на правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Труд людей, профессии. Безопасное поведение с бытовыми электрическими
и газовыми приборами.
Коммуникативная деятельность:
характеристика труда людей разных
профессий. Моделирование ситуаций ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами.
Родная природа
Сезонные изменения в природе. Растения и
животные вокруг нас.
Наблюдения: характеристика основных
признаков времени года. Установление
зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).
Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние - дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы.
.
Родная страна
Семья. Родной город (село). Труд людей
родного города (села). Россия, Москва.
Описание особенностей жизни семьи:
члены семьи, труд и отдых в семье. Наблюдения общественных событий и
труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Тип урока
Планируемые результаты
Форма контроля
Организация самостоятельной работы
Наглядность , ИКТ
Организация познавательной деятельности
Примечание
По плану
По факту
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
Этот удивитель
ный мир
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: Сто такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.
Метапредметные: Сто такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий
Презента
ция
Беседа, работа в группах
2
Давай познакомим
ся
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: Различение: домашние - дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы.
Метапредметные: Наблюдения. Моделирование ситуаций поведения в разных школьных помещениях, на улицах города. Учебно-организационные:
- правила поведения на уроке;
- правильно пользоваться учебными принадлежностями.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Текущий
Задания в группах
Фото , рисунки презента
ция
Работа в группах. Беседа
3
Мы – школьники.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: знать расположение помещений в школе;
ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым.
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий
Задания в группах
Фото , рисунки презент
ация
Работа в группах. Беседа.
4
Правила поведения в школе
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: знать и соблюдать правила поведения в школе Метапредметные: учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Фронтальный
опрос
Задания в группах
Работа с интерактивной доской. Презента
ция «Правила поведения в школе»
Работа в группах. Беседа.
5
Сентябрь – первый месяц осени.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: знать признаки неживой и живой природы;
знать сезонные изменения в природе
;Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения. Осознание необходимости знаний в жизни.
Фронталь
ный
опрос
Задания в парах
Презента
ция
Фронтальная работа и работа в парах
6
Что нам осень подарила.
1
Урок открытия новых
знаний
Предметные: классифицировать по признаку «овощи-фрукты».
Метапредметные: учебно-интелектуальные:
- классификация;
-обобщение.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения. Осознание необходимости знаний в жизни.
Текущий
Задания в парах
Работа с интерактивной доской. Тренируем память. Из чего варят суп? Какой овощ или фрукт?
Фронтальная и работа в парах
7
Грибная пора.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы
Метапредметные: учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Фронталь
ный опрос
Работа в печатных тетрадях
Работа с интерактивной доской. Почемуч
ки и отчевочки. Грибы
Фронтальная и индивидуальная работа
8
Семья.
О маме.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: Рассказывать о своей семье;
Знать профессии мамы и папы;
Описывать привычный быт и уклад своей семьи;
рассказывать о своей маме;
знать профессию мамы;
оказывать маме посильную помощь;
читать потешки маме.
Метапредметные: учебно-организационные:
- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить», «Я не согласен с вами».
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Текущий
Задания индивидуаль
ные и в парах.
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
9
Любимые занятия.
Воскресный день.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные:
различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание непослушание).
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий
Задания в парах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
10
Как из зерна получилась булка.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: выполнять правила ролевой игры; работать со схемами;
рассказывать о своей профессии.
Метапредметные: учебно-организационные: учиться работать в заданном темпе.; коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Фронталь
ный опрос
Задания в группах
Фото , рисунки презента
ция
Фронтальная работа и работа в группах
11
Человек и домашние животные
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Фронталь
ный опрос
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
12
«Октябрь уж наступил»
1
Урок открытия новых
знаний
Предметные: собрать природный материал; наблюдать за живой и неживой природой.
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения. Осознание необходимости знаний в жизни.
Текущий
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
13
Явления природы.
1
Урок открытия новых знаний
Фронтальный опрос
Задания в парах
Работа с интерактивной доской. Энцикло
педия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная и работа в парах
14
Где ты живёшь?
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные:
знать маршрут «Школа – Дом»., зниния правил безопасности Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: определить значение знаний в будущей жизни
Беседа по вопросам
Задания индивидуаль
ные и в парах.
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
15
Правила поведения на дорогах
1
Урок открытия новых
знаний
Предметные:
выполнять упражнения в рабочей тетради; знать, зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: определить значение знаний в будущей жизни
Тематический
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
16
Ты и вещи.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;
-выполнять самооценку работы.Метапредметные: учебно-коммуникативные: выражать свио мысли и приводить аргументы в защиту своей точки зрения;
- осуществлять самоконтроль Личностные: определить значение знаний в будущей жизни
Работа по группам
Задания индивидуаль
ные и в парах.
Работа с интерактивной доской. Тренируем память. Что лежит в шкафу?
Фронтальная и работа в парах
17
Кто работает ночью.
1
Урок открытия новых
знаний
Предметные: рассказывать о профессии не называя её.
.Метапредметные: учебно-коммуникативные: выражать свио мысли и приводить аргументы в защиту своей точки зрения; -осуществлять самоконтроль Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий
Работа в печатных тетрадях
Работа с интерактивной доской. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
18
Что такое здоровье
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: выполнять режим дня;
составлять свой режим дня
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: : самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); определить значение знаний в будущей жизни
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
19
Правила гигиены.
1
Развивающий контроль
Предметные выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;
-знать органы чувств, как их охранять.
Метапредметные: учебно-организационные:
- организация рабочего места.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения. Осознание необходимости знаний в жизни.
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Работа с интерактивной доской. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная и работа в парах
20
О режиме дня.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: выполнять режим дня; составлять свой режим дня.
Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Фронтальный опрос
Работа в печатных тетрадях .
Работа с интерактивной доской. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
21
Урок в спортивном зале.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания.
Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности
Тематический .
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
22
Ноябрь – зиме родной брат.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: называть основные изменения в природе в ноябре;
рассказывать как дикие животные готовятся к зиме.
Метапредметные: учебно–организационные: -организация рабочего места;
-режим дня.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий .
Работа в печатных тетрадях .
Работа с диском «Окружающий мир»
Работа с научно-познаватель- ной литературой
23
Звери – млекопитающие.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: иметь представление о млекопитающих животных;
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных Метапредметные: учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях .
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
24
Что мы знаем о птицах.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: различать и классифицировать животных
решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности
Беседа по вопросам
Задания в группах
Работа с интерактивной доской. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная работа и работа в группах
25
Родной край.
Дом, в котором ты живёшь.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: знать различные объекты села и города.
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью
иметь представление о разных видах жилья человека.
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: : формирование базовых историко-культурных ценностей
Фронтальный опрос
Задания индивидуаль
ные и в парах.
Словарь, карта,
Презента
ция
Фронтальная и работа в парах
26
Зачем люди трудятся.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: рассказывать о профессии не называя её.
Метапредметные: учебно-информационные:
- выполнять обобщения
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
Личностные: : определить заначения знаний в будущей жизни
Фронтальный
опрос
Задания индивидуаль
ные и в парах.
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
27
«В декабре, в декабре все деревья в серебре»
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: : определить заначения знаний в будущей жизни
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях .
Презента
ция
Фронтальная и индивидуаль
ная работа
28
Какой бывает вода?
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»
умение работать коллективно Метапредметные: учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение
Фронтальный опрос
Задания индивидуаль
ные и в парах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
29
О дружбе
Идем в гости.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: Различать основные нравственно-этические понятия.
знать и придерживаться правил этикета; умение строить диалог
различать основные нравственно-эстетические понятия.
Метапредметные: учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
учебно-организационные: -объяснять; оказывать помощь Личностные: формирование базовых нравственно-этических ценностей
Беседа по вопросам
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
30
С наступаю
щим Новым годом!
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: Знать новогодние традиции;
Историю Нового года;
Метапредметные: учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
Личностные: формирование базовых историко-культурных ценностей
Фронталь
ный
опрос
Работа в печатных тетрадях .
Работа с интерактивной доской. Энцикло
педия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная и работа в парах
31
Итоговый тест за I полугодие
1
Развивающий контроль
Предметные: Систематизация и обобщение изученного.
Метапредметные: понимать задания и самостоятельно планировать , выполнять работу
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни.
Итоговый
Самостоя
тельная работа
Тест
Индивидуальная
работа
32
Январь – году начало, зиме середина
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья.
Метапредметные: Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни.
Фронтальный опрос
Работа в печатных тетрадях .
Презента
ция , фото,.
Фронтальная работа и работа в группах
33
Хвойные деревья.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели.
Метапредметные: Учебно-логические:
- выделять главное, существенное.
.Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение
Тематический
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
34
Жизнь птиц.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»
Метапредметные: учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение
Фронталь
ный опрос
Работа в печатных тетрадях
Экскурсия
35
Наша страна - Россия
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: знать свою национальность;
знать какие народы живут в России.
Метапредметные: учебно-информационные:
- постановка вопроса к рассказу учителя.
Личностны: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Текущий
Работа в печатных тетрадях
Презента
ция , карта
Фронтальная и работа в парах
36-37
Богата природа России.
2
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни
Текущий
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
38
Мы – россияне.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: составлять описательный рассказ по картине;
знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки
Метапредметные: учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
Личностные: формирование базовых нравственно-этических ценностей.
Текущий
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
39
Народная сказка.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: называть народные промыслы;
узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;
пересказывать сказку;
выразительно читать фольклорные произведения.
Метапредметные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Беседа по вопросам
Задания в группах
Работа с интерактивной доской. Энцикло
педия «Кирилл и Мефодий».
Фронтальная работа и работа в группах
40
Февраль – месяц метелей и вьюг.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: приметы февраля;
зимующие птицы
Метапредметные: учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
.Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
41-42
Звери – млекопитающие.
2
Урок открытия новых знаний
Предметные: иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных;
Метапредметные: учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Беседа по вопросам
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
43
Наш уголок природы.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение
Фронтальный
опрос
Работа в печатных тетрадях
Презентация, фото
Фронтальная работа
44
Мы – граждане России.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: составлять описательный рассказ по картине;знать основные права и обязанности
Метапредметные: учебно-коммуникативные:
- умения из упражнения № 46.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Фронтальный
опрос
Работа в печатных тетрадях
Презента
ция
Фронтальная и работа в парах
45
О правилах поведения.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: различать основные нравственно-этические понятия.
Метапредметные: учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Фронтальный
опрос
Задания в группах
Фильм о правилах поведения
Фронтальная работа и работа в группах
46
23 февраля – День защитника Отечества.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: иметь представление об одном из государственных праздников.
Метапредметные: учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Мультимедийный комплекс
Фронтальная работа
47
8 – е марта – праздник всех женщин
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: иметь представление об одном из государственных праздников .
Метапредметные: учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Мультимедийный комплекс
Фронтальная работа
48-49
Март – капельник
2
Урок открытия новых знаний
Предметные: называть приметы весны изменения в природе Метапредметные: учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Текущий
Задания индивидуаль
ные и в парах
Презента
ция
Фронтальная и работа в парах
50
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные:
знать правила закаливания
уметь правильно закаливать организм
Метапредметные: учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего
Фронтальный опрос
Задания индивидуаль
ные и в парах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
51
Здоровая пища
1
Урок открытия новых знаний
Предметные: правила ухода за органом слуха.
Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения
Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего.
Беседа по
вопросам
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
52
Какое бывает настроение.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: учиться наблюдать, от чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим.
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
53-54
Апрель – водолей.
2
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: знать смысл понятия «животное – живое существо»; заполнять схемы.
Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни
Беседа по вопросам
Задания в группах
Презента
ция
Фронтальная работа и работа в группах
55
Весенние работы.
1
Рефлек
сия
Предметные: составлять описательный рассказ по иллюстрации;
иметь представление об основных видах весенних работ;
Метапредметные: учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Текущий
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа
56
Кто работает на транспорте.
1
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные:
Знать основные виды транспортных средств;
Иметь представления о мире профессий.
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни .
Фронтальный опрос
Работа в печатных тетрадях
Фильм о професси
ях
Фронтальная и работа в парах
57
День космонавти
ки.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные:
составлять описательный рассказ по иллюстрации.
Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов.
Метапредметные: учебно-коммуникативные:
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»;
-не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни
.
Беседа по вопросам
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
58
Май весну завершает, лето начинает.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные:
различать времена года.
приметы весны
приметы лета, летние месяцы Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы..
Текущий
Работа в печатных тетрадях
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
59
Жизнь земноводных весной.
1
Урок открытия новых знаний
Предметные:
знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного
Метапредметные: учебно-коммуникативные:
- запоминать, выражать свое мнение Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение
Беседа по вопросам
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
60-61
Животное – живое существо.
2
Общеме
тодолог. направленности.
Предметные: различать животных;
знать признаки живых существ
Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Тематический
Задания индивидуаль
ные и в парах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная и работа в парах
62
Ты – пешеход.
1
Развивающий контроль
Предметные: знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
Беседа по вопросам
Задания в группах
Работа с диском «Окружающий мир»
Фронтальная работа и работа в группах
63
Итоговый тест
1
Развивающий контроль
Предметные: Систематизация и обобщение изученного.
Метапредметные: понимать задания и самостоятельно планировать , выполнять работу
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни
Итоговый
Тест
Индивидуаль
ная самостоятель
ная работа
64
Резерв
1
Рефлек
сия
Предметные: Систематизация и обобщение изученного.
Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные: осознать значение знаний в будущей жизни
Устный опрос
Мозговая атака
Презентация Работа с диском «Окружающий мир»
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415