Открытый урок по теме Многогранники с использованием сингапурской методики 10 класс


Учитель : Вахитова Валентина Николаевна , учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 10» , город Набережные Челны
Технологическая карта урока
Предмет Математика
Класс 10 класс
Автор УМК Геометрия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасян
Тема урока Многогранники
Тип урока Обобщение изученного материала
Цели урока: 1.Организовать деятельность учащихся по формированию навыков решения задач по теме «Многогранники»
2.Систематизировать теоретические знания обучающихся по теме «Многогранники»
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Многогранники»
Развивающие:
-развитие умения планировать полный или частичный ход решения;
-формирование навыка исследовательской деятельности;
-повышение уровня математической культуры учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать толерантность и умение работать в группах;
-воспитывать умение доводить начатое дело до положительного результата;
-умение осуществлять самоконтроль
- формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Формы работы организации познавательной деятельности:
Групповая, работа в парах, индивидуальная

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы
деятельности Осуществляемые
действия Формируемые способы
деятельности Осуществляемые
действия Формируемые способы
деятельности
*Структура МЭНЭДЖ МЭТ В центре стола табличка (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б). Она нам поможет эффективно организовать учебный процесс в команде.
Настраиваются на работу Ставят перед собой цель: «Что я хочу узнать сегодня на уроке» Концентрируют внимание
Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Получают позитивный заряд самоопределяются и настраиваются на урок
Актуализация знаний
*Структура КОНЭРС («углы»)
Этапы реализации:
1.Постановка задачи. Ученикам раздаются карточки с утверждениями. Ученикам предлагается выбрать верные. 2.Учебная игра. Учитель: Вы по моему сигналу должны распределиться по разным углам в зависимости от выбранного вами варианта ответа, выбрать себе партнера, объяснить свой выбор партнеру, а затем учителю по его просьбе. 1 угол : 1 ,2,3 2 угол: 2 ,3,5 3 угол: 1,3,4 4 угол: другой ответ
3.Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор отдельных учеников. Ученики доказывают правильность своих вариантов ответа.
Решают задачи:
1)Если 2 пересекающиеся прямые одной плоскости параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны
2)Если прямая параллельна плоскости, значит она параллельна любой прямой, лежащей в этой плоскости
3) Если прямая параллельна прямой, лежащей в плоскости, значит она параллельна плоскости
4)Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны
5) Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна произведению периметра основания на высоту Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для выбора верного ответа, доказывают свой выбор Выполняют задания в группе Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения Закрепляют Выполняют тренировочное учебное действие
Повторение теоретического материала*Структура Stir The Class
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. Пред вами учебник и справочный материал. Ваша задача вспомнить и запомнить как можно больше истинных утверждений, формул по теме «Многогранники» (кратко записать на лист). На выполнение задания у вас 3 минуты.
2. Учебная игра.
Учитель:
- Прочертите линию после последнего утверждения. Сейчас я включу музыку Для вас это сигнал встать и начать двигаться по кабинету, чтобы записать как можно больше идей одноклассников. Как музыка прекратиться ( через 3 минуты) , вы вернетесь на свои места (задача учителя проследить, чтобы дети не использовали время, отведенное на игру для праздного общения)
Работа в группах Вернувшись в группы ученики по очереди зачитывают записанные идеи (3 минуты)
Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор учеников по очереди по 1 утверждению. Выявляется победитель (ученик, записавший больше всех утверждений)
1)Работают со справочной литературой
2) Записывают формулы, определения, теоремы, следствия из теорем по теме «Многогранники»
3)Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников
4) Записывают те утверждения, которых у них нет
5)Обсуждают в группе свои утверждения
6) Зачитывают классу свои утверждения сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для решения задачи повышенной сложности Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Участвуют в диалоге и выводят правило сравнения обыкновенных дробей При возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли
Решение задач по теме «Многогранники»*Структура КУИЗ-КУИЗ-КУИЗ
«Опроси- опроси-обменяйся карточками»
Этапы реализации:
Постановка задачи. Перед вами карточки с заданиями. Каждый участник решает свое задание
Работа в группах . Партнеры по лицу объясняют решение своей задачи друг другу, а затем партнеры по плечу объясняют решение своей задачи. Если возникают затруднения, задача решается всей группой.
Подведение итогов. Учитель заслушивает решение задач. Ученики доказывают правильность решений задач (одновременно 4 ученика выходят к доске и записывают решения задачи, которую решал его партнер).
1.Сторона основания правильной треугольной призмы равна 6 см. а диагональ боковой грани 10 см. Найти площадь боковой и полной поверхности призмы
2.В основании прямой призмы АВСА1В1С1 лежит прямоугольный треугольник АВС. Угол С –прямой. АС=4,ВС=3. Через сторону АС и вершину В1 проведена плоскость. Угол В1АС равен 60 градусов.. Найдите площадь боковой поверхности призмы
3.Основание прямой призмы- ромб со стороной 5 см и тупым углом 120 градусов. Боковая поверхность призмы имеет площадь 240 квадратных см. Найдите площадь сечения призмы, проходящего через боковое ребро и меньшую диагональ основания
4.Основание пирамиды- прямоугольник со сторонами 6 и 8 см. Высота пирамиды равна 12 см и проходит через точку пересечения диагоналей основания. Найдите боковые ребра пирамиды. Самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности Проявляют познавательную инициативу
Решение задачи повышенной сложности Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. Перед вами задача. Каждый из вас одновременно выполняет задание письменно на отдельных листочках
2. Работа в группах
По окончанию выполнения задания ученики передают свое решение друг другу по кругу. Решения обсуждаются.
3.Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор отдельных учеников. Ученики доказывают правильность своих вариантов ответа.
Статград март ЕГЭ 2015 вариант 10310 (Профильный уровень) задание № 16
На ребре АА1 прямоугольного параллелепипеда АВСДА1В1С1Д1 взята точка Е так , что А1Е:ЕА=4:3. Точка Т- середина ребра В1С1. Известно, что АВ=5, АД=8, АА1=14.
а) В каком отношении плоскость ЕТД1 делит ребро ВВ1?
б) Найдите угол между плоскостью ЕТД1 и плоскостью АА1В1. Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Работают в парах с учениками и учатся сотрудничать с учителем во время фронтальной работы класса Сотрудничают с одноклассниками Вступают в диалог во время групповой работы В ситуации затруднения регулируют свою деятельность
*Структура ТИК-ТЭК-ТОУ.
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. Перед вами 9 карточек с 1 словом на каждом листочке: перемешайте листочки и разложите в формате 3*3
Каждый ученик составляет по 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, диагонали)
2. Работа в группах
Ученики составляют предложения, используя 3 слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали
3. Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор отдельных учеников.
Каждый ученик составляет по 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, диагонали ) площадь, пирамида, призма, высота, апофема, ребро, поверхность, основание, угол Рефлексия Организую обсуждение: Какова была тема урока? Каким способом решали поставленную задачи? Обсуждают допущенные ошибки в заданиях Проводят рефлексию способов и условий своих действий Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений Проводят самооценку
Домашнее
задание Обсуждение домашнего задания Лысенко С 2 вариант 15
Самоанализ конспекта урока
Урок математики в 10 классе по теме «Многогранники» обобщающий
Цель урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач
Планируемые результаты:
предметные: умение применять знания в новой ситуации;
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку
зрения;
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия многогранники; уметь применять понятия по теме «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей» при решении задач по теме «Многогранники»; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Задачи урока:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное применение знаний по теме «Многогранники» в новой ситуации;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать формированию умения слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету, критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, формировать информационную компетентность у школьников.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Урок разработан в соответствие с программными требованиями по технологии развивающего обучения.
Учтены требования, предъявляемые к современному уроку в рамках ФГОС ООО.
Использован системно - деятельностный подход.
Тема и содержание урока позволяет погрузить школьников в решение проблем, задач, которые встречаются очень часто в повседневной жизни, познакомить детей с деятельностью представителей некоторых профессий, формировать информационную и ИКТ компетентность, учить детей принимать правильные решения и брать на себя ответственность за их выполнение
Для управления классом я использовала Сигнал Тишины. Дети реагировали адекватно, моментально успокаивались, их внимание было сосредоточено на выполнение заданий в течение всего урока.
Проверка домашнего задания провела при помощи структуры «КОНЭРС». Ученики распределялись по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа, объясняли свой выбор партнеру, а затем по моей просьбе доказывали свой выбор. В процессе доказательства ученики, которые ошиблись в выборе угла нашли свою ошибку.
Повторение теоретического материала я провела при помощи *Структуры Stir The Class, где ученики выполняли следующие действия:
1)Работали со справочной литературой
2) Записывали формулы, определения, теоремы, следствия из теорем по теме «Многогранники»
3)Сравнивали свои ответы с ответами одноклассников
4) Записывали те утверждения, которых у них нет
5)Обсуждали в группе свои утверждения
6) Зачитывали классу свои утверждения
Подготовка учащихся к решению задачи повышенной сложности (№ 16 ЕГЭ) при помощи структуры КУИЗ-КУИЗ-КУИЗ . Каждый ученик решал свое задание, далее проверили в группе каждое задание, по просьбе учителя выборочно ученики объясняли решение партнера по плечу, партнера по лицу. Причем , ученики увидели разные способы решения задач.
Решение задачи повышенной сложности я провела при помощи Структуры СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ, где каждый из учеников одновременно выполняли задание письменно на отдельных листочках, по окончанию выполнения задания ученики передавали свое решение друг другу по кругу. Решения обсуждались в группах.
Проверка понимания учащимися нового материала провела при помощи структуры ТИК-ТЭК-ТОУ . Для этого я приготовила 9 карточек с 1 словом на каждом листочке
Ученики в каждой группе перемешали листочки и разложили в формате 3*3
Каждый ученик составил по 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, диагонали). Результат: составлены и проговорены все основные утверждения по теме урока
За урок я поставила оценки: «5»-16 человек «4»-7 человек. Я считаю, урок целей достиг, задачи урока выполнены
Приятно было слышать слова благодарности учеников за проведенный урок.