Актуальные вопросы преподавания русского языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 имени И.В.Орехова»

на районное МО учителей русского языка и литературы
на тему:
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 им. И.В.Орехова Прокопенко Олеся Сергеевна
2016 год
Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе.
Мы живем в 21 веке. Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. В настоящее время учителю русского языка и литературы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ основного общего и полного образования. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Что должен и что не должен знать современный школьник? Как и чему мы должны учить? Сегодня в век информационных и компьютерных технологий современный школьник имеет возможность получать информацию из самых различных источников. 
В настоящее время, на наш взгляд, целенаправленно уничтожается умение и желание размышлять. Выпускнику достаточно иметь поверхностные, мозаичные, фрагментарные знания. Здесь не требуется навыков глубокого анализа текста, умения рассуждать. Таким образом, уничтожается гуманитарное образование вообще.
Современные школьники не читают или читают в сокращенном варианте классическую литературу. Многие произведения эпического характера, отражающие эпоху, сегодня исключены из программы: М. Шолохов «Поднятая целина», М. Горький «Мать», Н. Островский «Как закалялась сталь», А. Толстой «Петр I»и другие. Возможно, что постепенно уйдут из программы и другие объёмные эпические произведения, например, «Война и мир» Л. Толстого или «Отцы и дети» И. Тургенева. Что будет дальше? Ведь не может же быть такого, чтобы ничего не было.
Ребенок черпает информацию отовсюду. Что должен и что может сделать учитель в такой ситуации? Мы не можем изменить социокультурную среду, мы должны меняться сами. Необходимо изучать современную ситуацию, которая изменила современного школьника. Ребёнок читает катастрофически мало, «он выглядит гостем на чужом пиру».
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
Использование новых инновационных технологий позволит расширить нам рамки образовательного пространства. Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует понятие «технология» как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение), это понятие является одним из наиболее распространенных в современной педагогике.
Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. В ходе проблемного изложения используются эвристическая беседа и диалоговые методы, которые планируются таким образом, чтобы каждый следующий вопрос был связан с предыдущим и основывался на нём. Вопросы и ответы на них направляются на решение основной проблемы. На своих уроках поэтапно осуществляем проблемный подход:
1этап. Подготовка к восприятию проблемы.
2 этап. Создание проблемной ситуации.
3 этап. Формулировка проблемы.
4 этап. Процесс решения проблемы.
5 этап. Доказательство правильности решения.
При работе используем различные методы:
проблемное изложение;
проблемные вопросы;
диалоговые методы, эвристические беседы;
поисковая деятельность;
метод мозговых атак;
метод эвристических задач.
В основном звене школы ученикам чаще всего поручаю различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Им хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам. Проектный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Основная задача – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Для нас метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда. 
Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков. 
Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира. Актуальность выбора темы состоит в том, что современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля. Результатом работы в этом направлении является проведение итоговой аттестации в форме Единого Национального Тестирования. Очень важно использовать их на уроках русского языка, т.к. ЕГЭ по этому предмету является обязательным.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволило нам реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В своих презентациях к урокам русского языка и литературы использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов воспитывает интерес к уроку, делает урок интереснее и позволяет начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса. 
Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. 
Создание мультимедийной презентации по теме.  
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. 
Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. 
Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. 
Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Ещё мы используем Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал можно найти. 
XXI век. Развитие системы образования, демократизация общества повышают стремление педагогов к максимальному использованию передовых новаторских технологий. Самораскрытие, самовоспитание, самоактивность и самореализация личности в жизни становятся ориентиром организации педагогического процесса в школе. Развитие индивидуальности каждого ребенка требует активного включения его в совместную деятельность с окружающими.
Таким образом, среди технологий, представленных образовательной практикой, сегодня чаще всего используются интерактивные методы обучения, поэтому они считаются наиболее эффективными в преподавании и обеспечивают повышение качества овладения предметом. Результат обучения интерактивными методами заключается в том, что ученик не только получит определенный багаж знаний, но и будет способен применить с пользой для себя и для других. Он сможет легко адаптироваться в окружающем мире, свободно использовать полученные знания, умения и навыки в любой сфере человеческой жизни.
Школа и общество неразделимы. Сейчас в классах формируется наше будущее – поколение, которому в ближайшие годы предстоит активно включиться в жизнь страны, осваивать новые скорости и качества развития экономики, продолжить преобразование общественных отношений, взять на себя ответственность за судьбу своего государства.
Литература:
Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под редакцией Шведовой Н.Ю. М., «Русский язык», 1989.