Урок литературы Подготовка к написанию экзаменационного сочинения: «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
Урок литературы в 11 классе
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Кирина Е.Е.
Подготовка к написанию экзаменационного сочинения:
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
Цель урока: помочь выпускникам подготовиться к экзаменационному сочинению-рассуждению на материале отечественной и зарубежной литературы.
Задачи урока:
1) систематизировать ранее изученные произведения программы по литературе и произведения, рекомендованные для самостоятельного прочтения;
2) повторить и обобщить произведения, которые наиболее ярко и удачно помогут раскрыть тему сочинения;
3) обдумать и обсудить возможные варианты вступления, центральной части и заключения, обращая при этом внимание учащихся на отличие сочинения по литературе от сочинения по русскому языку;
4) обговорить некоторые моменты, связанные со стилистикой экзаменационной работы;
5) обратить внимание учеников на необходимость соединения в тексте сочинения элементов анализа и синтеза;
6) оценить высокое нравственное и воспитывающее начало классических и современных произведений.
Вступительное слово учителя.
Ребята, в этом учебном году, в декабре, вам предстоит написать экзаменационное сочинение по литературе (приказ МОиН РТ «О проведении итогового сочинения (изложения) для обучающихся XI классов в 2014/15 учебном году (письмо от 08.09.2014 №17500/14)Задачи такого сочинения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Всего предлагается 5 тематических направлений:
«Недаром помнит вся Россия…» (200- летний юбилей М.Ю. Лермонтова).
Вопросы, заданные человечеству войной.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
Спор поколений: вместе и врозь.
Чем люди живы?
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе
Инструкция к сочинению
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения.
Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Сочинение оценивается «зачет/незачет». Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
Критерии оценивания экзаменационного сочинения
№ Название критерия Что проверяется Оценка
1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)
3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Памятка по написанию сочинения
Выбор темы. Выбранную тему надо очень хорошо обдумать: внимательно вчитайтесь в формулировку и правильно определите основную идею. Осознайте, что Вы должны показать и доказать в своей работе. Постарайтесь выделить в формулировке ключевое слово или понятие. Вы должны проанализировать или упомянуть связанные с темой произведения, для чего нужно хорошо знать текст, помнить хотя бы небольшие фрагменты наизусть, понимать место этого произведения в литературном процессе. Выбрав тему и определив для себя главное направление своей работы, важно в процессе работы не уклониться от него, иначе возможны такие ошибки содержательного характера, как уход от темы или неполное раскрытие темы.
Эпиграф. Многие школьники любят помещать перед сочинением эпиграф. Вы можете сделать это, если этот эпиграф действительно является ключом к основной идее произведения, если Вы действительно уверены в точности цитирования и в авторстве. Не забудьте также, что эпиграф пишется в правом верхнем углу над работой и не заключается в кавычки.
Составление плана. План — своеобразный конспект вашего будущего сочинения, он организует мысль, способствует логике изложения материала. Главное в плане — правильно обозначить ход и последовательность Ваших размышлений. Работа над планом является с формальной точки зрения необязательной и в беловом варианте план предъявлять не надо.
Приступаем к написанию сочинения. Советуем следовать традиционной композиции. Сочинение должно состоять из вступления, основной части и заключения. Каждая композиционная часть сочинения должна быть в свою очередь сконструирована, т.е. текст необходимо разбить на абзацы. Выделяя абзацы, Вы будете более внимательно следить за логической последовательностью изложения материала. Оптимальный объем экзаменационного сочинения — 350 слов. Помните, если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Вступление. Очень важное значение для успешного написания сочинения имеет его начало, т.е. вступление. Во вступлении Вы можете проявить свою эрудицию, гражданскую позицию и т.д. Широкому кругу тем может соответствовать так называемое «аналитическое» вступление. В таком вступлении вы будете рассуждать об основном понятии, заключенном в формулировке темы. Это может быть литературоведческая категория, социальное явление или проблема. В любом случае вступление обязательно должно быть связано с характером темы, а его основная функция — помочь Вам логично перейти к рассмотрению темы в основной части.
Основная часть. В этой части сочинения Вам предстоит в самой большей степени проявить знание текста, понимание его особенностей, связей с литературой, культурой, социальным контекстом времени. В изложении материала не забывайте о необходимости аргументировать свои положения примерами из текста (это не обязательно прямое цитирование, а просто отсылка к сюжетным поворотам произведения и другим его реалиям). Содержание Вашего сочинения обогащают упоминания об оценках данного произведения критиками, речь не идет о развернутых цитатах из критических статей. Именно в основной части сочинения вы можете сказать и о своем эстетическом впечатлении отданного произведения, и о своей оценке. Только не стоит прибегать к излишне эмоциональным высказываниям и категоричным обобщениям. Постарайтесь сохранить исследовательскую объективность и корректность. В основной части вы можете проявить свою эрудицию, сравнивая само произведение с другими произведениями литературы и искусства. Избегайте пересказа текста и уделяйте большее внимание вопросам художественной формы, не забывая о литературоведческой терминологии. В любом сочинении на лирическую тему обязательно должно быть уделено внимание анализу художественной системы произведения, даже если в формулировке темы прямо об этом не говорится. Для лирики характерны особые формы выразительности, среди которых, в первую очередь выделяются такие, как ритмика стихотворной речи, музыкальность стиха, достигаемая с помощью аллитераций и ассонансов (различных видов звукозаписи), необычная, не свойственная обычной разговорной и даже литературной прозаической речи структура фразы (эпифора, анафора, параллелизм, инверсия, риторические вопросы, утверждения, отрицания, восклицания, наличие выразительных метафор, эпитетов, сравнений и других видов поэтической выразительности, осмыслить которые вам поможет «Словарь литературоведческих терминов» для школьников). Раскрывая в конкретном анализе тему сочинения в Основной части, вы подходите к завершению работы.
Заключение. Заключение — это небольшой по объему, но совсем не формальный элемент композиции сочинения. Именно здесь должны прозвучать в сжатой форме четко сформулированные выводы. Это должны быть именно конкретные выводы из Вашей работы, а не дежурные фразы о мировом значении творчества данного писателя, как это нередко бывает. В заключении уместно говорить о характере восприятия классического произведения современным читателем, о новых акцентах, которые актуализирует в произведении прошлого современность.
Напоминаем! Тема — это то, о чем идет речь в произведении, те события и явления действительности, которые отражены в нем. Тема литературного произведения охватывает все изображенное в нем и поэтому может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе осмысления всех сторон произведения. Каждое явление жизни, каждый характер, изображенный в произведении, — это отдельная тема, совокупность отдельных тем образует тематику произведения. Проблема — это тот вопрос, который ставит писатель, обращаясь к той или иной теме. Одна и та же тема может служить основой для постановки разных проблем. Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. Идея — это то, что хотел сказать автор, решение главной проблемы или указание пути, которым она может решиться.
Работа над вступлением.
Сегодня мы с вами рассмотрим направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Чтобы понять суть этого направления, давайте составим таблицу ассоциаций (Какие возникают ассоциации со словами)
Человек Природа
Царь, раб, покоритель, разумное существо Солнце, звезды, воздух, небо, растения, животные, дождь, ураган,
наводнения…
Подумайте, как происходит взаимодействие человека и природы?
-35623596520Забирает жизнь
0Забирает жизнь
1193800273685004271010668655Любуется природой
Любуется природой
338836077406502990850382270003925674175756Дает жизнь, пищу
0Дает жизнь, пищу
1511990382325Человек
Человек
П Р И Р О Д А
-37909580645Покоряет природу
0Покоряет природу
9550401930400
Вывод: Возможно разумное взаимодействие человека и природы, а возможно и потребительское отношение человека к природе, что приводит к техногенным катастрофам. Таким образом, темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют размышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Мы с вами сегодня будем размышлять над этическим аспектом взаимодействия человека и природы. Для этого обратимся к творчеству русских поэтов 19 и 20 веков. Вспомните, творчество каких писателей связано с описанием природы? (А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, Н.Заболоцкий, Б.Пастернак и др.). Какие чувства к природе объединят поэтов? (Красота родной природы, восторженное отношение к ней).
Подумайте, что можно написать во вступлении к сочинению по теме «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».
Примерное вступление.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!
В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
Работа над основной частью сочинения.
Обратимся к творчеству поэтов 19 века Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета. Вспомним особенности их поэтического мира (сообщение подготовленного ученика).
Особенности поэтического мира
Тютчев Фет
Бытие воспринимал как катастрофу
Поэт-философ, поэт-психолог
Последний русский романтик
Природа – живой, одухотворенный многоликий мир.
Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы.
Для стихов характерна богатая метафоричность
В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту Крупнейший поэт «чистого искусства»
В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист.
Природа – прекрасное живое существо. Любил изображать переходные состояния природы
Человек – частица природы, существо, равноправное ей.
Художественный мир создается разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом. Мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен)
В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.
Вопрос: Прочитаем и проанализируем стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыхание».
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Ответ: Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.
В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил. Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину).
В этом стихотворении изображена не плотская любовь, а духовная, на что указывает и финал стихотворения, т.е. концовка, которая у Фета очень важна: «И заря, заря!..» - эти слова звучат не в ряду с другими словами, а выделены. Заря у Фета – высшее выражение чувств, свет любви. Эпитеты: «робкое дыханье», «волшебные изменения милого лица». Олицетворения: «сонный ручей». Стихотворение написано хореем. Женская рифма придает мелодичность и выразительность. Две первые строфы – полное бессоюзие, передающее динамику происходящего. И как бы завершая сцену свидания, в последней строфе тройное употребление союза «и» снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние души возлюбленных.
Вопрос: Жизнерадостность, поэтическая одухотворенность, тема единства человека и природы, осязание тонких материй, присущее Тютчеву, заметно в каждом его произведении. Одно из таких – стихотворение «Осенний вечер». Давайте его прочитаем и проанализируем.
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Ответ: Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.
«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовыми («багряных листьев»), сложными («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»). Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.
Вывод: Для поэзии Ф.Тютчева характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. Читая тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, мы видим пейзажи родной природы – все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться.
Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном». Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета: «зеленая ива повисла шатром», «весны душистой нега», «ароматные цветы» и т.д. По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д. Вопрос: Подумайте, о чем вы будете писать в основной части сочинения? Помните, что очень украшает сочинение, делает его убедительным цитирование. Цитаты должны быть переданы точно, всякое искажение недопустимо. В связи с этим отрывки, которыми ученик хочет воспользоваться на экзамене как цитатами, должны быть выучены наизусть. Кроме того, с цитатами нужно обращаться умело. Не следует их «жевать», т.е. после цитаты передавать ее содержание «своими словами». Обычно высказывание писателя приводится для доказательства какой-то мысли, или, наоборот, цитата позволяет автору сочинения сделать какой-то вывод. Перегруженность цитатами – тоже большой недостаток, свидетельствующий о том, что автор сочинения не справился с материалом. Свои мысли и рассуждения нужно давать с опорой на текст и привлекать только необходимые цитаты.
Работа над заключением.
Вопрос: о чем напишем в заключении? (подведем итог всему, о чем говорилось в основной части сочинения)
Примерное заключение.
Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.
Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
Итоги урока. Что нового узнали? Все ли было понятно? Что вызвало затруднение? Достигли ли цели урока?
Домашнее задание: Написать основную часть сочинения, используя план и алгоритм; подобрать цитаты к сочинению.
Примерное сочинение.
Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, «судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства». И романтизм этот сказывается прежде всего в понимании и изображении природы.
Преобладание пейзажей — одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт — не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия.
С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу, перед которой преклоняется человеческий разум:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Дыхание солнца, жизнь морских просторов, говор лесов — все это вызывает светлые романтические чувства в душе поэта. Он восхищается певучестью морских волн, «гармонией в стихийных спорах», «созвучьем полным», существующим в природе. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: «Как весел грохот летних бурь...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Люблю грозу в начале мая...» и др. Читая такие стихотворения, как «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...» и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, прелесть окружающего мира, и на душе становится весело и легко.
Но, с другой стороны, природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет «хаосом» или «бездной». И перед этой стихией человек бессилен и одинок. Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в душе Тютчева:
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон,
То не угроза и не дума, Т
о вялый, безотрадный сон.
Сумрачные мысли о трагичности и быстротечности человеческой жизни перед лицом природы вызывает ветер, поющий «страшные песни... про древний хаос». Это чувство страха, ужаса особенно ярко открывается человеку по ночам, когда с мира срывается «ткань благодатная покрова» и обнажается бездна небытия.
Но какие бы настроения не владели душой поэта — радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние — природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью. Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. И соединение с ней дарит ему иллюзию продления, гармоничности собственной жизни. Иногда эмоциональное единство природы и человека выражается не открыто, а иносказательно, становясь своеобразным символом человеческой жизни. Или же картины природы являются лишь толчком для раздумий автора о человеческой судьбе. Но в каждом из этих случаев безошибочно угадывается связь души человека с бескрайними просторами окружающего мира:
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы...
... Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.
Использованная литература:
И.К. Сушилина, Т.А. Щепакова, Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению) для дистанционного обучения по подготовке в ВУЗ. Московский государственный университет печати, 2001
Л.Пожилова, Я.Сафиуллин. Как работать над сочинением. Издательство Казанского университета, 1978
И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.:ВАКО, 2005