О введении ФГОС ООО
О введении ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец
в 2015-2016 учебном году
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация его идей требуют принципиально нового подхода к организации образовательного процесса, т.к. образовательные стандарты второго поколения определяют качественно новые положения о целях, содержании образования, требованиях к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ.
Для обеспечения условий введения ФГОС в основной школе МКОУ СОШ пгт Подосиновец с 01.09.2015 необходимо решение следующих задач:
информационных – ознакомление педагогов и родителей с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования;
научно-методических – обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС второго поколения через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей;
организационных – создание творческой группы педагогов по сопровождению введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
Введение ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец запланировано в несколько этапов:
I этап подготовительный (март-август 2015 г.)
На первом этапе проведена организационная работа по нескольким направлениям:
Организация изучения нормативных документов ФГОС.
Проведение педагогического совета.
Изучение деятельности ОУ, работающих по ФГОС второго поколения.
Создание творческой группы педагогов по сопровождению введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов.
Определение степени готовности к введению ФГОС.
Для усвоения нормативной документации по ФГОС, рекомендаций стандарта, понимания изменений в планировании работы учителя, организовано изучение нормативных документов (концепции ФГОС, фундаментального ядра общего образования и др.). Вопросы организации введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец рассмотрены на совещаниях при директоре и на ШМО.
Творческая группа педагогов по сопровождению введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец, в состав которой вошли директор, заместители директора, социальный педагог, учителя будущих пятых классов, руководители ШМО, разработка основной образовательной программы основного общего образования для 5-х классов на 2015-2016 учебный год.
Каждый учитель-предметник работающий в 5-х классах, разработал рабочие программы учебных курсов по предметам.
Важный аспект введения ФГОС ООО– активная работа с родительской общественностью. С целью информирования родителей проведены родительские собрания будущих пятиклассников.
II этап основной (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.)
На втором этапе планируется:
1. Работа творческой группы педагогов по сопровождению введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
2. Повышение квалификации педагогических и административных работников по работе в соответствии с ФГОС ООО.
4. Проведение открытых уроков в 5 классе.
5. Информационная, консультационная деятельность внедрения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
С целью повышения методической компетентности педагогов, работающих в пятом классе, реализующих ФГОС ООО, планируется активно использовать систему повышения квалификации по данной теме на всех уровнях: МКОУ СОШ пгт Подосиновец, муниципальном, региональном, включая самообразование педагогов.
Учителями-предметниками, работающими по ФГОС ООО в 5 классе, будут разработаны уроки для пополнения МКОУ СОШ пгт Подосиновец методической копилки.
III этап заключительный (июнь – август 2016 г.)
По окончании учебного года будут проведены:
Анализ первого года внедрения ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
Разработка методических рекомендаций по сопровождению реализации ФГОС на школьном уровне.
Формирование методической копилки «Введение ФГОС в МКОУ СОШ пгт Подосиновец».
С целью получения обратной связи по вопросам внедрения ФГОС ООО будут проведены родительские собрания, анкетирование и мониторинг удовлетворенности реализацией ФГОС всех участников образовательного процесса.
Особенности организации перехода ФГОС в основной школе будут рассмотрены на заседании ШМО, административных совещаниях МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
Для осуществления мониторинга профессиональных затруднений педагогов будет разработана «Карты затруднений» и на основе ее анализа спланирована работа по оказанию методической помощи, что позволит в значительной мере совершенствовать систему повышения квалификации педагогов МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
В ходе организации работы МКОУ СОШ пгт Подосиновец по реализации ФГОС ООО по итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года были проведены следующие мероприятия.
В направлении «Организация мониторинга готовности ОУ к переходу на ФГОС ООО»
1. Разработано Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО.
2. Организована работа рабочей группы по введению ФГОС ООО. Определены основные направления деятельности рабочей группы по введению ФГОС ООО.
3. Проведена диагностика готовности учителей к переходу на ФГОС ООО. В ходе индивидуальных бесед заместителей директора по УВР и НМР Порубовой И.Э. и Чебыкиной Т.Г. с учителями-предметниками выявлены основные затруднения педагогов в вопросах введения ФГОС ООО.
4. Социальным педагогом (частично исполняющей работу психолога) школы Толстухиной О.Ю. проведена стартовая диагностика для обучающихся 5-х классов, определен уровень интеллектуальной и психологической готовности пятиклассников к обучению по ФГОС, а также анкетирование родителей обучающихся.
В направлении «Организация нормативно-правового обеспечения учебного процесса»
1. Сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней по введению ФГОС ООО. Работа школы по переходу на ФГОС ООО основывается на следующих документах: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 (ред. от 10.07.2013) №26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
В направлении «Организация научно-методического обеспечения учебного процесса»
1. Проанализированы результаты рабочей группы по разработке основной образовательной программы основного общего образования школы.
2. Утверждена основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ пгт Подосиновец.
3. Заместителем директора по НМР Чебыкиной Т.Г. проверено соответствие рабочих программ учебных предметов требованиям ФГОС ООО.
4. Разработаны программы внеурочной деятельности для основного общего образования, проверено их соответствие целям и задачам ФГОС ООО.
В направлении «Контроль над выполнением требований ФГОС ООО»
1. Социальным педагогом Толстухиной О.Ю. проведен тематический контроль «Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене». Результаты отражены в аналитической справке. Вопросу адаптации посвящен малый педагогический совет 3 ноября 2015 года.
2. Проанализирована специфика организации образовательного процесса для учащихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Директором и заместителем директора по УВР Порубовой И.Э. были посещены уроки и внеурочные занятия в 5 –х классах, проанализированные в ходе индивидуальных бесед с учителями-предметниками. Результаты отражены в справках, проанализированы на педагогическом совете.
В направлении «Контроль над школьной документацией»
1. Заместителем директора по информатизации Боровской Н.Н. проверен электронный журнал 5-х классов. Заместителем директора по ВР Мохиной Е.Д. проверены журналы внеурочной деятельности учащихся 5-х классов. Цели и результаты проверок отражены в справках, журнале ВШК, озвучены на совещаниях. По результатам проверок даны рекомендации, которые отражены в справках и доведены до сведения учителей на совещаниях (протокол № 1 от 3.09.2015г., протокол № 4 от 5.11. 2015г.)
2. С целью контроля над соблюдением требований к оформлению и ведению личных дел учащихся классными руководителями 5а и 5б класса Зайковой В.В. и Грязевой Е.Б. были проверены личные дела учащихся.
В направлении «Методическая работа»
1. Составлен перспективный план повышения квалификации учителей-предметников, работающих в среднем звене.
2. Сформированы заявки учителей, работающих в классах среднего звена, для обучения на курсах по ФГОС ООО.
3. Проведены внутришкольные теоретические семинары: «Общие положения ООП. Основные требования» (сентябрь, 2015г.), «Формирование универсальных учебных действий» (ноябрь, 2015г.).
4. Проведен педагогический совет по теме «Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС » (1 декабря, 2015г.).
5. Рассмотрены вопросы на заседаниях ШМО по реализации ФГОС второго поколения:
- математики, физики информатики: «Анализ содержания учебника для 5 класса Муравина Г.К. на соответствие требованиям ФГОС», «Требования к современному уроку», «Особенности моделирования технологической карты урока»
- истории и обществознания: «Структура рабочей программы по истории в 5 классе», «УУД – история древнего мира»
- иностранного языка: «Составление рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
- русского языка и литературы: посещение уроков в 5-х классах, реализующих программы ФГОС с целью анализа приемов и технологий, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
6. Рассмотрены вопросы на заседаниях РМО по реализации ФГОС второго поколения:
- математики, физики информатики («Моделирование урока математики в соответствии с требованиями ФГОС» - Чебыкина Т.Г., «Технология реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике» - Зайкова В.В.)
- иностранного языка («Формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе» - Порубова И.Э., «Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка» - Ачилова Е.В., «Типовые задания по формированию УУД на уроках немецкого языка» - Петрова Е.А.)
- биологии, химии, географии («Оценка достижения планируемых результатов обучения в условиях реализации ФГОС ООО» - Грязева Е.Б., «Применение новых технологий воспитания в практике работы классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС» - Мохина Е.Д., «Особенности подготовки к преподаванию географии в соответствии с ФГОС» - Залесова О.Н.,
7. Рассмотрены вопросы на заседаниях ОМО:
- иностранного языка «Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС»
- математики, физики информатики («Методика построения урока математики в контексте ФГОС ООО»
8. Оперативно размещается информация по результатам введения ФГОС ООО на школьном сайте.
9. Создается банк методических разработок уроков, внеурочных занятий по стандартам нового поколения.
В направлении «Инновационная деятельность»
Участие в инновационной площадке «Профессиональный стандарт педагога как ориентир его профессионально-личностного развития»
Проведен межрегиональный научно - методический семинар «Инновационные подходы к развитию школьников в контексте ФГОС»
В направлении «Контроль над реализацией требований ФГОС ООО»
1. Проведена стартовая работа по определению предметных и метапредметных результатов по русскому языку и математике. Результаты проанализированы на ШМО учителей-предметников, педагогическом совете.
2. Проведены административные работы по русскому языку, математике. Результаты проанализированы на ШМО учителей-предметников, педагогическом совете.
4. Обеспеченность учебниками в соответствии со стандартом для 5 класса составляет 100%.
5. 5 педагогов школы в ноябре - декабре прошли дистанционные курсы «Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС»
В направлении «Контроль над реализацией рабочих программ и выполнении требований ФГОС ООО»
1. В конце 1 триместра проведен анализ выполнения программного материала учителями-предметниками, результаты которого отражены в справке и приказе по школе. Анализ выполнения учебных программ показал, что все учителя-предметники планируют программный материал, исходя из количества учебных недель в триместре, вовремя его корректируют. На конец 1 триместра 2015-2016 учебного года программный материал по всем предметам выполнен.
В направлении «Материально-техническое обеспечение»
Материально-технические условия введения ФГОС должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Материально-техническая база
требования к: соответствует не соответствует
участку (территории) МКОУ СОШ пгт Подосиновец 70% 30%
зданию МКОУ СОШ пгт Подосиновец 70% 30%
помещению библиотеки 100 % 0 %
столовой в том числе помещениям для питания обучающихся, для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания 100 % 0%
помещениям, предназначенным для занятий научно-исследовательской деятельностью, иностранными языками, музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием и т.п. 50% 50%
актовому залу 100 % 0 %
спортивным залам, сооружениям и оборудованию 100 % 0 %
помещениям для медицинского персонала 100 % 0 %
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю 50% 50%
расходным материалам и канцелярским принадлежностям 100% 0%
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса
возможность для:
создания и использования информации 90% 10%
проведения экспериментов 50% 50%
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх 80% 20%
планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов) 100% 0%
размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения 100% 0%
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений 100% 0%
организации отдыха и питания. 80% 20%
Информационно-образовательная среда
включает
планирование образовательного процесса 100% 0%
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы 100% 0%
Учебно-методическое обеспечение
включает
обеспечение учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП 100% 0%
доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР 100% 0%
укомплектованность библиотеки дополнительной литературой (детская художественная и научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания) 70% 30%
Таким образом, проведенный анализ материально-технического обеспечения МКОУ СОШ пгт Подосиновец свидетельствует о неполной готовности МКОУ СОШ пгт Подосиновец к реализации ФГОС ООО. Вместе с тем необходимо продолжать целенаправленную работу по усовершенствованию оснащения образовательного процесса материально-технической, информационной, учебно-методической базой.
В направлении «Кадровое обеспечение»
На основании ФГОС ООО требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы общего образования включают:
укомплектованность школы педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников школы;
непрерывность профессионального развития педагогических работников щколы.
с апреля 2014 года все учителя-предметники, работающие в 5–х классах перешедшем на ФГОС ООО, прошли курсовую подготовку в ИРО.
5 педагогов школы в ноябре - декабре прошли дистанционные курсы «Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС»
Проведя анализ соответствия требованиям к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования с целью определения готовности к переходу на стандарты второго поколения можно сделать вывод, что школа укомплектован педагогическими и руководящими работниками, для реализации ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году.
В 5 – х классах работает 10 педагогов, 2 узких специалиста (,педагог –организатор, социальный педагог). Средний возраст педагогов 45 лет; 98% учителей, работающих в 5 классах имеют высшее профессиональное педагогическое образование, 40% - высшую квалификационную категорию, 60% с первой категорией 100 % из них прошли курсовую подготовку по реализации стандартов второго поколения.
В направлении «Внеурочная деятельность»
Разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, регламентирующие организацию внеурочной деятельности обучающихся с учётом пожеланий родителей пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Однако при реализации внеурочной деятельности перед школой возникла проблема:
-в штатном расписании очень мало ставок на дополнительное образование. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие необходимых материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации при организации внеурочной деятельности в школе возникла необходимость в создании развивающей среды для воспитания и социализации учащихся и в разработке оптимальной модели реализации внеурочной деятельности. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительного образования) в систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации пятиклассников и выстроить её в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности.
Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, стало объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определила стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности школы.
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в пятых классах и, в частности, выбора её содержательных направлений, администрация школы ориентировалась на запросы родителей (законных представителей) пятиклассников; на приоритетные направления деятельности школы; учитывались интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования
Родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации классных руководителей о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах. Предварительно педагогами была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей (в т. в области иностранных языков), и формированию гражданской позиции школьников.
Содержание занятий внеурочной деятельности носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты. Систему занятий дополняет воспитательная работа классных руководителей по организации познавательного досуга, проведения экскурсий.
Основные риски введения ФГОС ООО
в МКОУ СОШ пгт Подосиновец
Реализация ФГОС ООО в МКОУ СОШ пгт Подосиновец наряду с предполагаемым положительным результатом содержит риски, которые могут снизить эффективность деятельности.
Внешние риски:
-изменение федерального законодательства в части финансирования системы образования;
-изменение ФЗ в части перераспределения полномочий между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;
Внутренние риски:
-неподготовленность отдельных педагогов к реализации ФГОС ООО.
Минимизация рисков возможна при:
- выделении на каждом этапе оптимальных методов деятельности;
- стимулировании участия педагогов в инновационной деятельности;
- разработке способов ускорения сбора и обработки информации (полное внедрение информационно-коммуникативных технологий.)
- определении четкой последовательности внедрения инновационных моделей образовательного процесса и необходимых технологических процедур;
- разработке методики диагностики результативности деятельности;
- проведении широкого информирования среди родителей и общественности.