Статья Формирование жизненных компетентностей учащихся на уроках информатики.
Формирование жизненных компетентностей учащихся на уроках информатики.
Танабаш А. В., учитель математики УВК «Общеобразовательная школа
I-III ступеней № 12 -ммногопрофильный
лицей», г. Горловка Донецкой обл.
Компетентность – круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и практикой. Жизненные компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Ключевые жизненные компетентности — это умения надпредметного характера, формирование которых должно происходить не на конкретном уроке при изучении отдельного предмета, а на всех предметах школьного цикла. Формирование на уроках информатики информационно-технологической компетентности учащихся является основой для повышения эффективности их образовательной деятельности. К компетентностям данного направления можно отнести формирование умений обработки информации разного рода, понимания текстов, действия в группе, развитие коммуникативной компетентности и т.д. Это способствует созданию условий для:
развития и саморазвития ученика;
усвоения продуктивных знаний, выработки умений и навыков;
развития потребности пополнения знаний на протяжении всей жизни;
подготовки ученика для жизни в цивилизованном гражданском обществе.
Результативность работы учителя по формирования основных компетентностей учащихся будет зависеть от выбранных путей и технологий. Я считаю, что основные пути формирования ключевых компетентностей это:
Главным есть не предмет, которому Вы обучаете, а личность, которую Вы формируете. Личность формирует не предмет, а учитель своею деятельностью, которая связана с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени ни усилий. Активный ученик – это в будущем человек с активной гражданской позицией.
Учите ученика учиться. Помогайте ему овладеть наиболее продуктивными методами получения знаний, информации. Формируйте стремление и вырабатывайте умения самообразования.
Приучайте ученика думать самостоятельно. Ставьте его в проблемные ситуации, которые требуют аналитических действий. Учите наблюдать, думать, анализировать, находить решения, делать выводы, самостоятельно ставить проблемы.
Творческую компетентность ученика развивайте всесторонним анализом проблемы, учите искать различные пути ее решения, чаще практикуйте творческие задания, используйте инновационные формы, методы работы.
Необходимо как можно чаще ставить вопросы «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-наследственных связей – обязательное условие развивающего обучения.
Учите ученика четко высказывать свои мысли, логически обосновывать свои действия, ход решения проблемы.
При изучении материала используйте логические структуры, так как они запоминаются прочнее, чем разрозненные знания. В больших блоках информации легче установить логические связи.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, интересы.
Чаще показывайте ученикам перспективы их обучения.
На уроках информатики компетентности формируются в четыре этапа:
Этап 1. Подготовительный. Решение задач с практическим содержанием.
Цель: формирование обобщенных предметных умений.
Предлагается набор заданий:
- Используя многоуровневый список, оформить план сочинения или реферата по предмету.
- Построить график функции.
- Оформить объявление, используя предложенный образец.
- Оформить заявление, используя предложенный образец.
- Разработать программу для данного психологического теста.
- Разработать презентацию школы, класса.
В результате выполнения этих заданий учащиеся приобретают умения и навыки, позволяющие им решать задачи более сложного уровня на последующих этапах.
Этап 2. Основной. Разработка творческих проектов с привлечением знаний из других предметных областей.
Цель: развитие исследовательских и проектировочных умений.
На данном этапе учащимся предлагаются задания творческого характера:
- Разработать и оформить рекламу учебного заведения, предприятия, учреждения.
- Разработать мультимедийную презентацию для сопровождения доклада «Некоторые специальные функции Excel»
- В табличном процессоре решить систему линейных уравнений методом Гаусса, Крамера, обратной матрицы.
- Разработать программный проект для возможного применения его в учебном процессе. Это может быть обучающая, контролирующая, обучающе-контролирующая программа, интерактивный учебник, тест для психологической службы и т.д.
- Разработать базу данных «Учебно-консультационного центра Донбасской государственной машиностроительной академии», которую можно будет использовать для занесения информации о студентах, их успеваемости, наличии нормативных документов, методической литературы. База данных должна быть разработана таким образом, чтобы пользователи, работающие с ней, имели доступ только к той информации, которая им необходима.
— Разработать электронную таблицу для обработки результатов обучения по четвертям, полугодиям, за год.
На этом этапе помимо обобщенных и прикладных предметных умений происходит формирование ряда ключевых компетентностей: интеллектуальных, познавательных, коммуникативных и других.
Этап 3. Закрепляющий. Моделирование жизненной ситуации.
Цель: развитие способностей применять полученные знания и умения в жизненной ситуации.
Занятие проводится в форме деловой игры.
Деловая игра: «Поиск работы», целью которого является формирование навыков самопрезентации в условиях конкуренции на рынке труда.
Суть игры заключается в том, что все ее участники являются кандидатами на должность оператора ПК некоторой «Компании».
Игра проходит в два этапа. Первый этап — подготовительный. Все претенденты на должность оператора ПК должны подготовить для работодателя свое резюме. Ученики знакомятся с планом составления и правилами оформления таких документов.
Второй этап игры проходит непосредственно в офисе «Компании». Все претенденты на должность оператора должны выполнить контрольное задание. Каждому участнику конкурса даются неправильно оформленный документ «Компании» и правила его оформления. На выполнение дается 20-25 минут. Каждый элемент документа оценивается определенным количеством баллов. Резюме также оценивается по нескольким критериям: правильность оформления и изложения материала, оригинальность. Победители игры определяются по сумме набранных баллов.
Этап 4. Итоговый. Оценка и самооценка уровня знаний, умений и навыков.
Цель: анализ достижений и ошибок учащихся; формирование адекватной самооценки своих достижений; повышение мотивации обучения.
На данном этапе учащимся предлагаются тесты, индивидуальные разноуровневые задания, коррекционные задания, рефлекторные таблицы по изучаемой теме.
На этом этапе происходит изучение и осмысление уровня познавательных, самообразовательных, информационных компетентностей.