Доклад Максимовой А.А. Применение ИКТ как метод успешного обучения в условиях полилингвизма


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Кобяйская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е. Эверстова"
Доклад:
"Применение информационно-коммуникативных технологий как метод успешного обучения в условиях полилингвизма"
Максимова Айталина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
с.Кобяй. 2016г.
Оглавление:
I.            Вступление........................................................................с.3-5
II.            Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...................................................................................................с.6-8
III.            Практическая часть:
1)    ИКТ на уроках литературы.....................................................с.9-17
2)    Использование ИКТ во внеурочное время............................с.18-21
IV.            Перечень электронных учебных пособий, используемых в работе............................................................................................................с.22-23
V.            Заключение.......................................................................с.24-25
VI.     Список использованной литературы...................................с.26-27
      
I. Вступление
Сегодня учитель – это прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того, чтобы мотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету. К этому стремиться каждый современный педагог.
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов общества в целом.
В Концепции модернизации российского образования говорится об  информатизации образования как предмете государственного управления.
Об актуальности проблемы информатизации образовательного процесса говорит С. В. Степанов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием СГУ в своей статье «Комплексные целевые программы в системе образования: сущность, структура, технология».
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет:
1)      активизировать процесс обучения,
2)      реализовать идеи развивающего обучения,
3)      повысить темп урока,
4)      увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
В рамках работы над этой темой мною поставлены следующие цели и задачи:
Цель применения ИКТ:   развитие познавательной активности учащихся   и повышение мотивации обучения.     
Задачи:
1)      повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2)      организация самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса.
3)      повышение  эффективности урока через использование ИКТ.
В практике моей работы мультимедийные уроки заняли прочное место, и  компьютер на уроке – необходимое условие работы. Через практику  пришло понимание, что информационно – коммуникационные технологии действительно решают насущные задачи обучения:
1.  развитие познавательных навыков и умений:- самостоятельно формировать свои знания,- находить, формулировать и разрешать проблему,- творчески мыслить, - ориентироваться  в информационном пространстве;
2. формирование социо - культурологических и коммуникационных компетенций.Применение ИКТ на уроках способствует: - повышению мотивации познавательной активности;- интенсификации   работы учащихся на уроке;- расширению информационных потоков при использовании Internet;- рациональному распределению и использованию времени урока,что приводит к улучшению его организации.Одним из инструментов ИКТ на моих уроках является программа Power Point, Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Она позволяет создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков литературы и русского языка, а также создать атмосферу сотрудничества на уроке «учитель – ученик (ученики), ученик – ученики, ученики – учитель». 
 
      
II.                        ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. 
Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы  опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль  учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы на уроке. В электронных учебных пособиях могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем,  опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).  
На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов электронных учебных пособий помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. На уроке литературы с помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, показываю учебные фильмы, видеоклипы, отрывки художественных фильмов, мультфильмов, даю прослушать аудиоспектакли, музыкальные произведения, песни, романсы. Использование данной технологии позволяет:1.Значительно сэкономить время на уроке .2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  
 Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1)      при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно энциклопедические программы; учебные фильмы, программа презентаций Power Point).
 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контрольные тесты);
4) самостоятельная работа учащихся. Учебный материал по теме урока литературы могут находить сами учащиеся в Интернете, также могут составлять презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку;
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание слайд-презентаций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
  
 III.                        Практическая часть.
1. ИКТ на уроках русской литературы
На уроках литературы возможны следующие варианты использования ИКТ:
1.      При изучении нового материала– программа презентации Microsoft Power Point, учебные фильмы, аудиоспектакли, аудиозаписи песен и романсов, музыкальные клипы, позволяющие повысить уровень наглядности в ходе обучения.
 2.      При закреплении изложенного материала, усвоении содержания произведения можно использовать тестовые и контрольные задания, взятые из электронных учебных пособий.
 3.       Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием).  
 Привожу примеры использования ИКТ на уроках русской литературы:
- Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных пособий, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по изучению "Слова о полку Игореве", по творчеству А.Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Цветаевой, А.Блока, С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева , Р.Стивенсона, В.Шекспира и других. - Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели отрывки из фильма Сергея Бондарчука « Война и мир», "Судьба человека", В Бортко "Мастер и Маргарита" и ""Собачье сердце", сериала "Есенин", фильма "Русский бунт", "Дубровский", "Преступление и наказание", американского фильма "Ромео и Джульетта" и т.д. После просмотра отрывка провожу обсуждение просмотренного отрывка фильма.
-  Использование средств Интернета на уроках.
Я использую их на этапе самостоятельной подготовки учащихся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования: • в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»; • нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним; • обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше); • предупредить учеников о критериях оценивания работы: • список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у учащихся было право выбора; • программа реализации задания Word, PowerPoint; • объём работы. Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, информации о творчестве поэта или писателя определённого литературного направления. 2. Создание мультимедийной презентации по теме  
Создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам. 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. 4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. 5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке учащихся. 6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика + презентация учителя.Использование Интернета для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы.
Романсы на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, С. Есенина, Ф. Тютчева, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Ахмадуллиной, которые редко можно найти на CD дисках, неоднократно звучат на моих уроках. - Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. 
- Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русской литературы – это использование видеоуроков. В практике своей работы я использую видеоуроки "INFOUROK" .
- диски MP3 "Аудиокниги" c записью текстов литературных произведений .
- диски CD - аудиоспектакли из серии "Ожившая классика"
- диски CD из серии "Классное чтение"
- CD из серии "Видеоурок" (ООО "Компэду") и.т.д.
Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. 
- Использование ИКТ на примере КТП 6 класса по литературе.
№ Тема ИКТ
Былины – богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины Видеоурок CD "INFOUROK"
«На заставе богатырской». Художественное совершенство былины А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» – весенняя сказка (6ч). Слайд-презентация
Близость пьесы «Снегурочка» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки Аудиозапись
Могучий мир природы и юная героиня – Снегурочка Р/р. Сочинение Аудиозапись
В. А. Жуковский – лирик. Тематика и герои его произведений «Вечер», «Дружба» Видеоурок CD "INFOUROK"
В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады аудиоспектакль
В. А. Жуковский – мастер перевода(«Лесной царь» – перевод баллады Гете»). Стихотворные загадки поэта. Роль метафор
в загадках С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова – внука». Багров – внук в гимназии. Герой произведения как читатель Слайд-презентация
Герой произведения как читатель С. Т. Аксаков. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской
Литературе XIX века Видеоурок CD "INFOUROK"
Пейзаж. Мир природы вокруг нас Слайд-презентация, аудиозапись
И. А. Крылов. Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Вороненок») Видеоурок CD "INFOUROK"
Герои басни «Два мальчика» Слайд-презентация
Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне «Волк и ягненок» Видеоурок CD "INFOUROK"
УВЧ Человек и стихия на страницах автобиографических произведений Слайд-презентация
В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности повествования. Портрет героя художественного произведения Дневник и его автор. Герои. Слайд-презентация
Р/р. Сочинение. Творческое состязание с автором сочинения XIX века – с журналом Маши Одоевского на тему «Один день из моего журнала». Годы в Лицее и творчество поэта. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина «К сестре», «К Пущину», «Послание к Юдину», «Товарищам». Сочинение «Любимое послание поэта» .Гимн. Коллективное творчество лицеистов . Жанровое своеобразие творчества А.С.Пушкина.
Сочинение «Пушкин- лицеист». Видеоурок CD "INFOUROK"
аудиозапись
Урок развития речи. Двусложные размеры стиха. Слайд-презентация
М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…», «Утес». Видеоурок CD "INFOUROK"
Тема красоты и беззащитности мира живой природы в стихотворении «Три пальмы». «Панорама Москвы» – патриотические картины родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта Аудиозапись
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик рассказа Слайд-презентация
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков. Место диалога в рассказе. Мир природы и крестьянское детство. Видеоурок CD "INFOUROK"
Речевая характеристика литературных героев Слайд-презентация
Р/р. Сочинение. Создание собственного описания природы по образцу. Н. А. Некрасов. Тема детства в произведениях «Крестьянские дети», «Школьник». Видеоурок CD "INFOUROK"
Л. Н. Толстой. «Отрочество» как часть биографической трилогии писателя Видеоурок CD "INFOUROK"
Формирование взглядов подростка, его мечты и планы в автобиографическом произведении Л. Н. Толстого «Отрочество» Аудиоспектакль
Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы». Герои эпизода) Слайд-презентация
Герои сатирических рассказов А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий» Слайд-презентация
Сюжет и герой Слайд-презентация
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Поступок героя и характер. Видеоурок CD "INFOUROK"
Р/р. Сочинение Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру» Слайд-презентация
Марк Твен. Автобиографическая повесть «Приключения Гекльберри Финна». Природа на страницах повести Видеоурок CD "INFOUROK"
Жюль Верн. «Таинственный остров». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе Слайд-презентация
О. Уайльд. Рассказ «Кентервильское привидение». Герои рассказа Видеоурок CD "INFOUROK"
Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц Аудиоспектакль
Герой среди героев А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника» Слайд-презентация
М. Горький. «Детство» Видеоурок CD "INFOUROK"
А. С. Грин. «Гнев отца» К. Паустовский. «Повесть о жизни» Слайд-презентация
Ф. Искандер. «Детство Чика», «Чик
и Пушкин» Слайд-презентация
Два рассказа о постановке (по произведениям Ф. Искандера и и Б. Таркинтона)
Родная природа в стихах русских поэтов.
А. А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…». Отражение высоких идеалов в лирике поэта Видеоурок CD "INFOUROK",
Аудиозапись
И. А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы и произведениях литературы. К. Симонов.
«Сын артиллериста» Слайд-презентация
Р/р. Выразительные средства текста Слайд-презентация
Военные песни о Великой Отечественной войне. Моя Москва Видеоурок CD "INFOUROK",
Аудиозаписи
Читательская конференция «Природа и человек» Слайд-презентации
2).      Применение ИКТ во внеклассной работе. 
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление).
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. Каждое мероприятие в школе проводятся с использованием ИКТ. Мероприятия нашей кафедры русской филологии традиционно проходят в мультимедийном сопровождении.
№ Мероприятия кафедры русской филологии ИКТ
Вечер "Пушкинские герои" Слайд-презентация,
аудиозапись
Конкурс выразительного чтения Аудиозапись
Конкурс "Читающая семья" Слайд-презентация
Литературный салон", посвященный юбилею М.Ю.Лермонтова Аудиозапись,
Слайд-презентация
Литературно-музыкальная композиция "Этих дней не смолкнет слава..." Аудиозапись, слайд-презентация
Вечер "Литературные пары" Видеоролики, аудиозаписи
Конкурс ораторского искусства Аудиозапись, слайд-презентация и т.д.
Литературный бал Аудиозаписи, слайд-презентация
Все материалы мероприятий фотографируются, снимаются на видео, обрабатываются, систематизируются в папки.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
1. Поиск информации в сети Интернет.
2. Для обозначения темы занятия.
3. В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
4. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.).
Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Использование ИКТ во внеклассной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах.
Каждый год наши ребята принимают участие в ряде улусных, республиканских конкурсов с применением ИКТ (литературные праздники, конкурсы по различным направлениям, конкурсы СМИ, фотографий…).
Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Можно подвести итог и сделать вывод, что во внеклассной работе учителей русской филологии
ни одно внеклассное мероприятие не обходится без применения ИКТ;
растет интерес школьников к участию в районных, республиканских конкурсах с использованием ИКТ;
Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у учащихся с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать внеклассный воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.
IV.                        Перечень электронных учебных пособий, используемых в работе:
Видеоуроки проекта infourok.ru. Русская литература. 5 класс; ООО "Открытый урок", 2014
Видеоуроки проекта infourok.ru. Русская литература. 6 класс; ООО "Открытый урок", 2014
Видеоуроки проекта infourok.ru. Русская литература. 7 класс; ООО "Открытый урок", 2014
Видеоуроки проекта infourok.ru. Русская литература. 8 класс; ООО "Открытый урок", 2014
Видеоуроки проекта infourok.ru. Русская литература. 9 класс; ООО "Открытый урок", 2014
Хрестоматия по русской литературе. -ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Великие русские писатели и поэты. -ООО "КОМПЭДУ"
Русская поэзия XVII-XX веков.- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Чачина Т.М., Денисова А.А., Гарцов А.Д. Русские традиции и обряды. Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- ООО "Дрофа", 2007
Историческая Москва. Современная Москва. Видео-экскурсия. INTERAKT, 2005
Комплекс уроков по МХК. 10 класс.cd-izo@ya.ru
Комплекс уроков по МХК. 11 класс.cd-izo@ya.ru
Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Библиотека школьника. Европейская литература XIV-XVIII вв.- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Библиотека школьника. Классика русской литературы конца XIX-начала ХХвв.- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Библиотека школьника. Классика русской литературы XIX столетия- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Библиотека школьника. Собрание сочинений выдающихся литераторов Серебряного века- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Библиотека школьника. Литературное наследие А.И.Куприна, А.С.Грина, А.Р.Беляева, А.Н.Толстого- ООО "ДиректМедиа паблишинг" CD-ROM
Аудио-книги
Александр Блок. Аудио CD.- OOO "CONTENT media"
Дубровский. А.С.Пушкин. Аудио CD.- OOO "Вимбо"
Капитанская дочка. А.С.Пушкин. Аудио CD.- OOO "Вимбо"
Муму. И.С.Тургенев. Аудио CD.- OOO "Вимбо"
Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Аудиоспектакль .- OOO "CONTENT media"
Осип Мандельштам. - OOO "CONTENT media"
Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек.- OOO "Вимбо"
Собачье сердце. М.Булгаков. - OOO "Вимбо"
Ромео и Джульетта. Художественный фильм. DVD диск.
Русский язык
Рабочие программы 6-11 классы. Образовательные программы и стандарты. Электронное пособие.-Издательство "Учитель"
Русский язык. Поурочные планы по учебникам под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. 7-9 классы. Электронное пособие.- Издательство "Учитель"
Видеоуроки. Русский язык 5 класс. - www.InfoUrok.ru
Видеоуроки. Русский язык 6 класс. - www.InfoUrok.ru
Видеоуроки. Русский язык 7 класс. - www.InfoUrok.ru
Видеоуроки. Русский язык 8 класс. - www.InfoUrok.ru
Видеоуроки. Русский язык 9 класс. - www.InfoUrok.ru
   V.                        Заключение.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках русской литературы позволили мне:
- повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума,
- увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий,
- сделать урок более ярким и увлекательным.
Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению содержания и проблематики изучаемых художественных произведений. Начиная с 2010 года, я работаю над внедрением информационно-коммуникативных технологий в уроки русского языка и литературы. Мною проводился анализ использования ИКТ на моих уроках (применение мультимедийных презентаций и электронных пособий), начиная с 2010 года: в 2010-2011 учебном году при недельной нагрузке в 19 часов использование данной технологии на уроке составляло – 11 %; в 2011-2012 уч.г. – 20 % ( 21 часов учебной нагрузки), в 2013-2014 уч.г. – 34 % (21 час учебной нагрузки), в 2014-2015 уч.г. - 42%, 2015-2016 уч.г.- 68%.
Учебный год Процент использования ИКТ
2010-2011 11
2011-2012 20
2013-2014 34
2014-2015 42
2015-2016 68
Больший процент (71%  использование ИКТ – это уроки литературы в 9-11 классах. Хочу отметить, что качество знаний обучающихся по русскому языку выросло с 51 % до 63 %, по литературе с 67 % до 74%. В 2012 году 100 % уч-ся 11 класса сдали ЕГЭ по русскому языку и получили аттестаты о среднем (полном) образовании. В 2015 году 11-классники успешно написали выпускные сочинения по русской литературе.
Обучающиеся 9 класса во время итоговой аттестации 2014-2015 учебного года показали 100 % успеваемость, 64% - качество знаний (ОГЭ), в 2015-2016 учебном году итоговая аттестация проводилась в новой форме: из 12 учащихся – 12 справились с заданиями ОГЭ (100%), качество знаний при этом составило – 64 %. 
Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ. 
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. 
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. 
VI Список использованной литературы:
Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.с.14
Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.
Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.
Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127.
Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.
Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. 2004. -№ 3.-с.10
Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2004- с. 34.
Вымятин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2002 № №(7). С. 34-60
Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.
Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006
Русский язык № 24, 2009 с.6-16.
А. В. Волкова, , Н. А. Шапиро.  «Русский язык и литература в школе»
М. В. Праско. Методическое руководство для учителя русского языка и литературы
Т. В. Сенюшкина. Словарная работа на уроках русского языка.
Л.Жаналина «Использование информационных технологий на уроках русского языка»
Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.
Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.
Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53