О применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в условиях ФГОС


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Демиховский лицей»
ДОКЛАД
«О применении здоровьесберегающих технологий
на уроках русского языка в условиях ФГОС»
ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка и литературы
Туганова Ольга Николаевна
Отличительной особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов является обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
На основе ФГОС были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение учащимися образования без ущерба для здоровья. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья.
Здоровьесберегающее обучение на уроках русского языка направлено на обеспечение психического здоровья учащихся, опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, практической ориентации и достигается через учет особенностей класса изучение и понимание человека; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования:
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику.
Помощь в освоении этого сложного предмета через развитие внимания, памяти, мышления, на мой взгляд, предоставляет Нейролингвистическое программирование.
В основу НЛП положено следующее научное представление: известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус.
В нашем мозгу полученная органами чувств (сенсорная) информация трансформируется в некоторое представление, модель (репрезентацию). Эти индивидуальные модели в НЛП называются репрезентативными системами.
Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия), на слух (аудиальная система восприятия), в ощущениях ( кинестетическая система восприятия ).
Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек тем не менее использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Кроме того, исследования психологов свидетельствуют, что ведущая модель построения мира зависит от возраста. Так ученики начальной школы в основном кинестетики, средней – более аудиалы, а в старшей – более визуальны.
Второе научное представление, лежащее в основе НЛП, - представление о памяти как о способе хранить воспринятую информацию и воспроизводить её. Данное представление связано с лево- и правополушарной памятью, а также концепцией доктора Р.Сперри о доминировании одного из полушарий у человека.
Начиная с 80-х годов ХХ в. НЛП заняло своё достойное место в образовании за счёт кардинального изменения подхода к личности ученика, к условиям общения ученика и учителя, к скрытым резервам как ученика, так и педагога; за счёт последовательного, детального, системного перевода научных идей в область каждодневной практики; за счёт высокой степени результативности и эффективности работы в рамках данной системы.
Итак, поведём речь о том, как использовать НЛП на уроках русского языка.
Если мы будем развивать внимание, мышление, память, то окажем существенное положительное влияние на уровень грамотности учащихся, т.к. между перечисленными психическими процессами и письмом существуют тонкие, прочные, взаимозависимые корреляционные связи.
Игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Во-первых, игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером. Во-вторых, игра - это ярко выраженное стремление к определенной цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого-либо материала, выступить в определенной роли. В-третьих, интрига... В игре зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют в ней одновременно и при максимальной активности. В-четвертых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
Еще одной важной особенностью урока - игры является то, что здесь включается механизм выражения. Ученики вместе с учителем представляют себя исполнителями определенных ролей. Таким образом, в игре заключены большие воспитательные возможности, так как она способствует формированию вариативного способа мышления. Конечно, урок на игровой основе вряд ли может решить все проблемы, связанные с повышением интереса ребят к учебе, а значит, и качества их знаний. Учитель должен добиваться, прежде всего, чтобы заинтересованное отношение ребят к учебе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Но сбрасывать ее со счетов не следует. Ведь учиться должно быть интересно.
Чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка.
Как известно, человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный) информационный канал. Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: т. е люди подразделяются на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). В современном мире - мире телевизоров, видео, компьютеров, у большинства людей ведущий канал - зрительный. Гораздо меньше людей с ведущим слуховым каналом, и очень мало с кинестетическим. Большая часть грамотно пишущих детей, это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами, орфоэпически (т.е. так, как мы говорим), но всё это не влияет на качество письма; главное - они видят образ слова.
Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) - "мо-ло-ко", "пе-ре-не-сли". В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить "ма-ла-ко", "ма-ло-ко", "мо-ла-ко", "мо-ло-ко" и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.
Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут читать книги и при этом писать безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, большую роль для них играет значение.
Концепция модернизации Российского образования определила развитие системы образования. Целью образования становится овладение учеником различных компетенций. Орфографическая грамотность - языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Цель обучения при таком подходе - не только номинальная, но и ценностная. С другой стороны, изменение целей обучения влечет за собой изменение подходов к обучению. Так, ведущим становится индивидуализация образования, ориентация на личность отдельного ученика, учет его личностных особенностей. Поэтому обучение орфографической грамотности на уроках русского языка по старым методикам и учебникам становится менее результативным и все более проблематичным. Следовательно, считается целесообразным привлечение элементов НЛП - нейролингвистического программирования. Это решает проблему индивидуализации в обучении и ценностного подхода к формированию орфографической грамотности как показателя культуры человека, коммуникативной компетенции ученика.
Повышение орфографической грамотности учащихся в ходе обучения на уроках русского языка достигается путем:
· Создания эффективных условий для проведения уроков.
· Дифференциации заданий, домашних заданий в соответствии с психологическими особенностями учащихся.
· Изменения манеры преподавания самим педагогом.
· Использования ряда принципов, приемов, упражнений в ходе обучения орфографической грамотности.
Для такой работы необходимы сведения НЛП:
· Процесс обучения - это движение информации сквозь нервную систему человека.
· Вход информации, ее хранение, переработка и выход воспроизводятся в определенной форме.
· Существуют три типа восприятия информации - модальности учащихся, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) и кинестетических (ощущение, прикосновение) каналов прохождения информации.
· Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность системы обучения для него.
В обычном классе примерно у половины учащихся достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные дети отдают предпочтение одной модальности. Любая информация должна предварительно транслироваться через ведущую модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности. В результате появляются проблемы, пробелы в усвоении материала, что и выявляется при контроле.
Дифференциация в обучении - дифференциация заданий, приемов объяснения нового материала в зависимости от ведущей репрезентативной системы (визуальной, аудиальной и когнитивной системы восприятия информации учащимися).
Например, дается выбор в выполнении домашнего задания учащимся. Здесь также учитываются особенности учащихся.
Рекомендации при выполнении домашних заданий для учащихся с различными типами восприятия информации:
Визуальный Кинестетический АудиальныйСоставить графики, таблицы, схемы; выполнить иллюстрации на основе прочитанного. Выделение цветом пункты, аспекты Сделать краткие записи. Самообъяснение материала, использование различных тестов, объяснение себе перед зеркалом Читать материал вслух (многократно), используя различные вариации слуха. Использование различных подходов к обучению делает обучение личностно-ориентированным, проводимым с учетом нейролингвистических особенностей детей. Такое распределение заданий делает возможным понимание материала и для визуала, и для аудиала, и для кинестетика.
Изменение манеры преподавания учителя на полимодальное преподнесение информации. Основную функцию в преподнесении информации несет учитель, важна его манера ведения урока. Логична работа учителя в полимодальности, чтобы никто не остался в стороне. Учитель должен овладеть методикой многосенсорного преподавания и учета ведущей модальности класса.
Нацеливание учащихся на оптимальную работу в начале урока и в ходе занятия путем раппорта, "условий хорошо сформированных целей", позитивного "якорения", "метафор" - приемов, делающих обучение ценностным, а не функциональным. Это способствует повышению интереса к урокам, а как следствие, повышение грамотности.
1. Начало урока с позитивного якорения (термин НЛП) Якорь - любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и действий. Якоря могут быть визуальные, аудиальные и кинестетические. Используются музыкальные фрагменты, ритмичные хлопки - это аудиальный якорь. Он дает возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно. Поэтому всегда связываю начало урока с радостью, удовольствием.
2. Мотивация на обучение. Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, следует мотивировать его на обучение: ребенок слышит похвалу за грамотно и красиво написанную работу. Определяем желаемое состояние. Вопрос "Чего вы хотите?". Цель должна быть заявлена в позитиве. Частица НЕ, по возможности, не используется.
3. Подача информации во всех трех модальностях Каждая модальность имеет некоторые характерные особенности, использование которых целесообразно при дифференциальном выборе заданий.
Работая с учеником-визуалом, используются слова, описывающие цвет, размер, форму, важное акцентируется другим цветом мела на доске. Используются всевозможные схемы, таблицы, наглядные пособия. Учащиеся 5-6 класса ведут блокноты грамотности, в которых записывают орфографические правила в виде схем, используя яркие цвета, сокращения, позволяющие быстрое использование изложенного материала. В качестве домашнего задания визуалы получают составление обобщающих схем, таблиц по изученным правилам и оформляют их на компьютере. После выбираем лучшую, к концу года собираем собственную книжку-подсказку по основным изученным правилам.
Работа с аудиалами предполагает восприятие и передачу информации на слух. Поэтому часто используется многократное проговаривание орфограммы и слов с данной орфограммой.
Дети-кинестетики, по наблюдениям ученых, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. А построить обучение на ощущениях проблематично. Предлагается использовать с учеником-кинестетиком жесты, прикосновения.
4. Использование раппортов в начале и в течение урока (термин НЛП) Раппорт - это форма обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у ученика появляется чувство доверия к учителю. В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться под ведущую модальность ученика.
5. Сравнение успехов учеников с его собственным прошлым состоянием, а не успехами других.
6. Использование метафор С точки зрения НЛП, метафора не тождественна термину "метафора" в филологии, хотя в основе лежит сходство. В НЛП метафора - это своеобразная притча. Она обогащает модель мира, воздействует на все репрезентативные виды деятельности, активизирует мышление и память, устанавливает индивидуальные связи.
7. Ассоциативное мышление в обучении грамотности
Учителя-практики используют в своей работе такие методы активизации ассоциативного мышления как:
Ассоциативные рифмовки - специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели (в частности, для запоминания написания слова);
Ассоциативные рисунки - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, опорная картинка, помогающая зрительно представить содержание материала.
Существует опыт использования таких ассоциаций для повышения орфографической грамотности. Он описан в работах Л. Шкатовой, Т.П. Шульга, С. Бурмако, В.А. Сидоренкова, А.Г. Гусева.
При работе с детьми необходимо учитывать особенности памяти детей, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость школьников.
Мышление учащихся 5 классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства учащихся этих классов преобладает и образный тип памяти.
Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:
· установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;
· заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
· яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
· образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:
1) метод зрительных ассоциаций;
2) метод звуковых ассоциаций;
3) мнемосистема "связей";
4) рифмованные стихи;
5) сказки, рассказы;
6) этимологический анализ слов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Применение здоровьесберегающих технологий создает условия для овладения языковыми компетентностями, результативности в обучении русскому языку.
ЛИТЕРАТУРА
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – 383с.
Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва.2005.
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы. – Екатеринбург, 1998.
М. Гриндер. Исправление школьного конвейера.
Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000
Приказчикова О.А. Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка http://festival.1september.ru/articles/515492/
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.
3. Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - М.: Вентана- Граф, 2001.