Инновационные технологии в работе классного руководителя и результативность их внедрения


Инновационные технологии в работе классного руководителя
и результативность их внедрения




Выступление классного руководителя
11 класса
Бабич Ф.А



















Инновационная деятельность  как условие развития личности
В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы. За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив диктатуру личности ребенка  в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи – принятие ее коллективом – целеполагание – разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) – процесс реализации инноваций в школьной практике – педагогический мониторинг – качественные изменения «образа школы». Педагогический коллектив, решивший работать в режиме развития, должен:
создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер – классы, педагогические студии);
определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;
оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;
провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;
составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;
объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.
Работа в режиме развития  требует определенных условий:
достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, республике;
хорошая учебно – материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
 высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
готовность детей и родителей к восприятию нового;
микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно – творческая направленность личности включает:
творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
сформированная потребность в личных достижениях;
стремление к профессиональному лидерству;
ожидание позитивной оценки;
создание ситуации успеха для коллег;
позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по воспитательной работе. Творческие возможности заместителя по воспитательной работе заключаются в следующем:
знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;
независимость суждений на основе высокого профессионализма;
владение панорамой инноваций в образовании республики, района, школы;
способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;
способность к оценочным суждениям и к рефлексии.
Творческие возможности заместителя директора по воспитательной работе являются предпосылкой развития профессиональных способностей – управленческих, организаторских, аналитических, – необходимых в сфере инновационной деятельности:
способность к овладению методологией творческой деятельности;
владение методами экспериментальной работы;
создание авторских программ и проектов;
способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;
способность к сотрудничеству с учеными и практиками;
умение разрешать творческие споры и конфликты.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:
общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы;
креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом воспитания;
знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
уверенность и ответственность за порученные дела;
способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновациями в области воспитания могут быть: Инновационные программы воспитания:
федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
целевые программы «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого – педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
Инновационные технологии воспитания:
национально – образовательные;
телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
социальное проектирование.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя – творца. Профессия учителя-воспитателя все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором. Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепциимодернизации образования.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей.
Воспитательная система строится на принципах, заложенных в Уставе школы, закона РФ «Об образовании». Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
  Все классные руководители:

·        опираются в своей работе на «Календарь традиционных мероприятий», выбирая формы работы с учащимися (индивидуальные, групповые, коллективные);

·        определяют содержание и виды деятельности в соответствии с задачами школы, учитывая возрастные особенности учащихся и их потребности.
  Деятельность классных руководителей оценивается по результатам:

·        участия в объявленных мероприятиях;

·        умения организовывать работу с детьми в соответствии с их уровнем развития;

·        взаимодействия с родителями, педагогами и общественностью;

·        творческого подхода, активности и инициативности.
 
В реализации меняющихся требований роль классного руководителя особенно значима. Анализ планов классных руководителей показал, что все классные руководители ставят цели работы в соответствии с возможными и желательными эталонами личности обучающихся.
В своей работе классные руководители используют инновационные технологии:

·        мониторинг воспитательного процесса;

·        тестирование, как один из методов изучения личности обучающихся и прогнозирования развития каждого ученика;

·        тренинги; практикумы;

·        мониторинг внешкольного образования и воспитания учащихся;

·        преподавание на базе средств мультимедиа с использованием ПК;

·        проектная деятельность. Работая над реализацией проектов, классный руководитель для себя получает богатейший опыт в плане повышения собственной культуры, творческих способностей, развития фантазии.

·        у большинства классных руководителей под рукой всегда ПК, который содержит всю необходимую информацию и повышает качество работы классного руководителя (планирование, итоги успеваемости, памятные даты, содержание работы различных направлений);

·        второй год в нашей школе проводится общешкольный смотр открытых классных часов. Для оценки профессиональной компетенции классных руководителей используются принятые критерии: 1)владение методами и средствами педагогической диагностики; 2) учет особенностей аудитории; 3)владение методами и технологиями, развивающими социально-значимые качества; 4)создание комфортного микроклимата. Такая оценка помогает классному руководителю увидеть свои сильные и слабые стороны, повышает его профессиональное мастерство.
 
В школе имеются возможности повышения профессиональной квалификации классных руководителей:

·        работа ШМО классных руководителей, в процессе работы которого, проводится обобщение и обмен опытом работы классных руководителей, повышения профессионального мастерства;

·        творческие отчеты;

·        работа на педагогических советах школы;

·        тестирование, анкетирование и круглые столы.
 
Результатом работы классных руководителей является:

·        осознание обучающимися своей значимости;

·        развитие системного мышления, умения ставить и решать проблемы;

·        умение добывать информацию и работать с ней;

·        умение строить отношения с участниками общения, работать в группе;

·        умение реализовать себя в разных видах деятельности и добиваться конкретных целей.
 
В ходе инновационной работы классные руководители постепенно меняют субъект - объектные отношения между учеником и учителем. В результате все чаще ученик и учитель выступают в роли деловых партнеров.
Заголовок 115