Сценарий познавательной игровой программы Школа Пешеходных Наук
Управление образования администрации г. Мончегорска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "ПОЛЯРИС"
Познавательная игровая программа
«Школа Пешеходных Наук»
Возраст участников: 6 - 7 лет
Пояснительная записка
Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Причинами «детских» несчастных случаев является незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку, отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям. Объясняется это возрастными особенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.
Анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно, рост детского дорожно-транспортного травматизма в области постоянно заставляет искать новые пути решения указанной проблемы.
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы, в том числе познавательная игровая программа «Школа Пешеходных Наук», в которой принимают участие ученики первых классов СОШ города. Программу ведут два персонажа - Фенечка и Ириска - веселые учителя Школы пешеходных наук.
В игровой форме детям разъясняются правила безопасности на дорогах.
Данное мероприятие проводится Центром Творчества «Полярис» ежегодно в сентябре, в рамках Всероссийской профилактической акции «Внимание, дети!»
Участники программы: учащиеся первых классов СОШ города.
Возраст участников: 6-7 лет
Основная цель - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, снижения уровня ДТП с участием детей, обучение детей безопасному поведению на дороге.
Познавательная игровая программа позволяет решать сразу несколько задач:
Дает возможность в игровой форме и в ограниченный промежуток времени преподать необходимые и достаточные знания по Правилам дорожного движения.
Позволяет совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения.
Обучает детей коллективным формам взаимодействия.
Место проведения: актовый зал ЦРТДиЮ «Полярис».
Дата проведения: сентябрь, в рамках Всероссийского профилактического мероприятия «Внимание, дети!»
Оборудование: мультимедийная установка, экран, аппаратура для музыкального сопровождения, 2 микрофона, стулья в зрительном зале выставлены в виде двух «автобусов» (7 рядов по 4 стула в каждом), 2 макета светофоров, дорожные знаки, 2 тканевые корзины для игрушек, наполненные пластмассовыми мячиками, пластиковые контейнеры с ленточками-2 шт., 3 картонных круга - зеленый, желтый и красный, 2 бутафорских проездных билета.
Мультимедийное сопровождение:
-мультимедийная презентация «Безопасность на дорогах»;
- видеозаставки «Школа Пешеходных Наук», «Светофор», «Дорожные знаки».
Планируемые результаты:
Знать: безопасный путь из дома до школы, сигналы светофора;
виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте;
о значении дорожных знаков.
Уметь: применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; оценивать дорожную ситуацию.
Иметь навыки: дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
Ход мероприятия.
Звучит фонограмма, дети входят в зал, рассаживаются по «автобусам».
На экране заставка «Школа Пешеходных Наук»
Выход ведущих.
Ириска- Привет, ребята!
Фенечка- Разрешите представиться, мы учителя Школы пешеходных наук. Меня зовут Фенечка, а мою подругу - Ириска.
Ириска - А как вас зовут?
Игра «Знакомство»:
Ириска подходит к ребятам, подает руку, спрашивает их имена.
Фенечка - Ириска к, не так надо знакомиться!
Ириска - Поняла! Надо знакомиться не за руку, а за ногу!
Пожимает ноги ребятам.
Фенечка - Ириска, разве так знакомятся?
Ириска - Все ясно! Знакомиться буду носами!
Касается своим носом носов ребят.
Фенечка - Ириска! Так ты будешь до самого вечера знакомиться со всеми! Давай знакомиться хором! По моей команде вы, ребята, все вместе - громко и четко - произнесете каждый свое имя! Готовы? Раз, два, три!
Дети выкрикивают свои имена.
Ириска – Очень приятно с вами познакомиться!
Ириска - Сегодня мы приглашаем вас в веселое путешествие!
Фенечка - Но сначала отгадайте загадку:
Что за чудо – этот дом.
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Ответ детей. (Автобус)
Фенечка - Правильно, усаживайтесь удобнее в наших уютных автобусах!
Ириска - Мы опытные водители и знаем, с какой скоростью должен двигаться автобус по городским улицам!
Фенечка - А вы знаете?
Ответ детей.(40- 60 км/ч)
Ириска -Тогда вперед! Завести моторы, нажмем на педаль газа и поехали.
Фенечка – А на пути нам встретятся горки. Когда я скажу: «Большая горка!», вы все сделаете так – Уууух! - рукой показать подъем и спуск с большой горы.
А когда скажу: «Маленькая горка!», сделайте так - Ой!- рукой показать подъем и спуск с маленькой горки.
Игра «Горки» (Большая горка-Ух! Маленькая-Ой!)
Фенечка - Остановка «Помощник на дороге»!
Ириска - Здорово катаемся, но не забудьте, что пешеходу необходимо быть внимательным и соблюдать правила дорожного движения. Кто самый главный помощник на дороге? Кто помогает пешеходу уверенно переходить улицу? Ответ детей.
Фенечка - Правильно, светофор. Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь, и цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Ириска - А вы знаете, что означают цвета светофора?
Красный.
Желтый.
Зеленый.
Ответы детей.
Фенечка - В нашей Школе пешеходных наук мы делаем так:
Когда горит Красный глаз у светофора - мы встаем и поднимаем руки вверх, желтый - громко хлопаем, зеленый - топаем –переходим улицу.
Игра-танец «Светофор».
Под веселую танцевальную музыку ведущий показывает картонные круги желтого, зеленого и красного цветов, меняя их, дети выполняют соответствующие цветам движения.
Ириска - Ребята, поехали дальше! Завести моторы, нажимаем на педаль газа и поехали!
Игра «Горки» (Большая горка-Ух! Маленькая-Ой!)
Фенечка - Остановка «Друзья».
Ириска - Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы, отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!», если, конечно, это подходит по смыслу. Если не подходит - хлопаете в ладоши и молчите. Будьте внимательны!
Фенечка - Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Ириска -Кто из вас идет впередТолько там, где переход?
Фенечка - Кто летит вперед так скороЧто не видит светофора?
Ириска -Знает кто, что красный свет –Это значит, хода нет!
Фенечка -Кто бежит, светясь от счастья,
Прямо по проезжей части?
Ириска -Кто любит в классе отвечать?
Аплодисменты получать?
Фенечка -Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения.
Ириска - А знаете ли вы, ребята, правила поведения в общественном транспорте? Ответ детей.
Фенечка- Совершенно верно! Правила эти нетрудно запомнить!
1. Ожидай общественный транспорт только на остановках.3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.4. Трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади.5. В транспорте веди себя достойно:
-не шуметь и не толкаться;-уступать места пожилым людям и инвалидам;-держаться во время движения транспорта за поручни;-не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ;-никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса)
Ириска - Скажите, ребята, можно ли садится к водителю на колени, отвлекать его и помогать рулить?
Фенечка - Во время поездки высовываться из окна и махать всем прохожим?
Ириска – Если станет совсем скучно, вставать ногами на сидение и прыгать высоко до потолка?
Фенечка - Можно прицепиться сзади к автобусу и катиться на велосипеде за ним?
Ириска - Конечно, нет! Так поступают только незнайки пешеходных наук.
Фенечка – А в нашей Школе пешеходных наук учатся только знайки!
Ириска –Какие они знайки? Фенечка, посмотри - они же зайки! Вон у них уши заячьи растут.
Фенечка- Почему зайки?
Ириска - Да потому, что безбилетных пассажиров называют «зайцами»! А ребята забыли что-то сделать, прежде чем отправиться в путешествие на автобусах.
Фенечка -Что же должен сделать пассажир заходя в автобус?
Ответ детей.
Ириска - Правильно- оплатить проезд. Предлагаю всем это сделать!
Игра «Честный пассажир».
Под музыку, по команде ведущего дети передают друг другу бутафорский билет. Как только он окажется у последнего пассажира автобуса, билет тут же передают обратно. Побеждает тот «автобус», чьи пассажиры быстрее передали билет.
Ириска -Отправляемся дальше в путь!
Фенечка - Завести моторы, нажмем на педаль газа и поехали. Вперед!
Игра «Горки»(Большая горка-Ух! Маленькая-Ой!)
Фенечка- Остановка «Знатоки».
Ириска - Сколько машин на дорогах нашего города! И у всех разные названия. Какие марки машин вы знаете?
Фенечка- Предлагаю устроить аукцион. Вы по очереди будете называть марки автомобилей (только не повторяйтесь!). Победит тот, кто назовет автомобиль самым последним.
Игра «Аукцион названий автомобилей».
Фенечка – Вот какие молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, друзья, какое радостное событие ожидает наш любимый город?
Ответ детей.(20 сентября -День города)
Ириска – Правильно –День рождения нашего любимого города ! Давайте украсим наш Мончегорск и сделаем его чище! Предлагаю всем закрыть глаза.
Игра «Чистая дорога» (собрать мячики в корзины)
Пока дети сидят с закрытыми глазами, ведущие раскидывают пластмассовые мячики из корзин. Дети открывают глаза и по команде собирают мячики в корзины. Побеждают те, чья корзина будет наполнена больше другой.
Фенечка- Молодцы, ребята! А теперь будем украшать светофоры к празднику!
Игра «Мой светофор самый красивый» (завязать ленточки на
светофоре)
Дети выстраиваются в 2 команды. Напротив каждой команды стоит светофор, пластиковый контейнер с ленточками. По команде ведущих каждый участник команды берет ленточку, подбегает к светофору и завязывает на нем бантик. Побеждает команда, справившаяся первой с заданием.
Фенечка – Какие замечательные помощники пешеходов и водителей! Такие светофоры теперь заметит каждый в нашем городе!
Ириска - Отправляемся в путь!- Завести моторы, нажмем на педаль газа и поехали. Вперед!
Игра «Горки» (Большая горка - Ух! Маленькая - Ой!)
Фенечка – Остановка «Перекресток загадок».
Ириска - Ребята, отгадайте наши загадки!
1)Тихо ехать нас обяжет,Поворот вблизи покажетИ напомнит, что и как,Вам в пути(Дорожный знак).
2)Что за “зебра” на дороге?Все стоят, разинув рот.Ждут, когда мигнет зеленый,Значит это(Переход).
3)Встало с краю улицы в длинном сапогеЧучело трехглазое на одной ноге.Где машины движутся, Где сошлись пути,Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)
4)Дом на рельсах тут как тут,Всех умчит он в пять минут.Ты садись и не зевай,Отправляется(Трамвай).
5)Еда для этого коня - бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дорогам он несется.
(Автомобиль).
6) Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет.
(Пешеходный переход)
7)Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ, это мой ...
(Велосипед).
8)Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро, в час любой,
Повезу вас под землей.
(Метро).
Ириска - Ребята, мы убедились, что вы уже многое знаете о Правилах безопасности на дорогах, и мы готовы принять вас в ученики Школы Пешеходных Наук!
Фенечка - Я прошу всех встать для клятвы ученика Школы Пешеходных Наук. -Дети встают со своих мест.- и повторять за мной слова Клятвы:
-Клянусь, переходить улицу только на зеленый свет!
-Клянусь, добросовестно выполнять правила дорожного движения!
-Клянусь, не играть на проезжей части!
Фенечка- Поздравляю всех вас, ребята! Вы приняты в Школу Пешеходных Наук! Аплодисменты! И получайте подарочки на память!
Детям вручают заранее приготовленные небольшие призы.
Ириска - Дорогие ребята! Наше путешествие закончилось. Со всеми заданиями вы справились и доказали, что достойны носить звание ученика Школы Пешеходных Наук! Желаем вам отличных оценок и хороших друзей!
Фенечка - Детям знать положеноПравила дорожные!Ты, дружок, доверься им:Будешь цел и невредим!
Список литературы:
1. Тетушкина Л. А. «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания». Волгоград: Учитель, 2009
2. Козловская Е. А., Козловский С. А. «Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах», М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
3. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. М: «ВАКО», 2006.
4. Н.Е. Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России, 2006
15