Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Школа пешеходных наук
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»
Воспитатель – Наум Татьяна Ивановна
Апрель 2015г
Школа пешеходных наук.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о значении дорожных знаков и их назначении. Расширить знания детей о транспорте (машины специального назначения).
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
формировать желание соблюдать правила дорожного движения;
Развивающие:
расширять знания детей о дорожных знаках;
Воспитательные:
воспитывать умение слушать своего товарища, не перебивая;
формировать навыки осторожного поведения на улице;
воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах;
Активизация словаря:
закрепить в речи названия дорожных знаков, названия машин специального назначения.
Материал к занятию:
Машина, дорожные знаки, макет улицы, разрезные картинки, пешеходный переход, экран, машины специального назначения, медали «Знаток ПДД».
Методы и приемы:
Игровой момент, художественное слово, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа:
Знакомство с правилами дорожного движения.
Знакомство с дорожными знаками.
Беседы: « Сигналы светофора», «Дорожные знаки».
Дидактические игры «Дорожные знаки», « Правила дорожного движения» ( дид. картинки для ознакомления с окружающим).
Чтение художественной литературы Я Пишумов «Машины», С Михалков «Если свет зажегся красный»,Б.Житков «Светофор».
Рисование «Грузовой автомобиль. Аппликация «Автобус»
Загадывание загадок о дорожных знаках, о транспорте.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята , сегодня утром я встретила, отгадайте кого?
Это что за очень странный, человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? ( Буратино).
Дети: Буратино.
Воспитатель: Буратино неожиданно оказался в нашем городе. Он стоял на пешеходном переходе и не знал, как перейти дорогу. Оказывается он не знает дорожных знаков. Поможем Буратино?
Дети: Да.
Воспитатель: ребята, скажите Буратино в каком городе мы живем?
Дети:
Воспитатель: Давайте отправимся в маленькое путешествие на автомобиле.
Отгадайте загадку:
«В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами друг на друга глядят».
Дети: Улица.
Воспитатель: Ребята, а на какой улице находится наш детский сад? Какие названия улиц нашего города вы знаете? На какой улице вы живете?
Дети.
Воспитатель: Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
Дети.
Воспитатель: А вот и первая остановка. (Дети подходят к столу, где находится макет дороги, с расставленными на нем знаками дорожного движения)
Воспитатель: Ребята, что мы видим на улицах ? (дорожные знаки).
Воспитатель: А для чего на дорогах нужны знаки?
Дети: Чтобы соблюдать правила дорожного движения., чтобы не было аварий…
Воспитатель: Много есть дорожных знаков,
Знаки эти нужно знать,
Чтобы правила в дороге,
Никогда не нарушать!
Воспитатель: Да, дорожные знаки нужны для безопасной организации дорожного движения. Они информируют водителя об особенностях дороги, указывают направление движения, предупреждают об опасности.
Воспитатель: Какие виды дорожных знаков вы знаете? (запрещающие, предупреждающие, предписывающие)
- Что обозначает красный круг?
Дети:
Воспитатель
Красный круг обозначает
Обязательно запрет,
Он грозит - нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет!
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие запрещающие знаки есть на нашей дороге? (дети находят и называют запрещающие знаки).
Воспитатель: А какие из данных знаков предписывающие? Найдите и назовите их. Что обозначают предписывающие знаки?
Дети: Указывают участникам движения определенные действия.
Воспитатель: Ребята, а как можно отличить предупреждающий знак?
Дети: Они имеют форму треугольника красного цвета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и найдите на дороге предупреждающие знаки. (дети находят и называют).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым дорожным знаком. Называется он « опасный поворот». К какому виду знаков он относится? (предупреждающий) Почему? (форма треугольника красного цвета).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы отправляемся дальше. Подходим к «гаражу», в котором имеются различные виды машин.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в гараж. Что мы видим в гараже?
Дети (ответы детей)
Воспитатель:
- Как машины связаны с правилами дорожного движения? ( машины ездят по проезжей части. Для того, чтобы не случалось аварий, водители должны знать правила дорожного движения)
Воспитатель: Совершенно верно! От поведения водителей на дороге зависит жизнь пешеходов и автомобилистов.
- Какие виды транспорта вы знаете?
Дети: наземный, подземный, водный, воздушный.
Воспитатель: к какому виду транспорта относятся эти машины?
Дети: наземный.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эти машины. На улицах нашего города они тоже встречаются. Иначе их называют машины специального назначения.
Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех в больницу! (скорая помощь).
Полыхает дом, кошмар!
Укротит она пожар! (пожарная машина)
Замигает синим глазом
И в погоню рвется сразу.(полицейская машина).
Некоторые машины оборудованы специальными звуковыми сигналами – «сиренами»: на крышу машины устанавливается мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие машины пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
Воспитатель: Куда спешит скорая помощь? Пожарная машина? Куда мчится полицейская?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора, вы должны пропустить машину специальных служб, которая мчится с включенной сиреной? ( да, должны).
-Молодцы! Идем дальше. Подходим к пешеходному переходу.
Воспитатель: Буратино, обрати внимание!
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти. Что это?
Дети: пешеходный переход.
Воспитатель: А как еще по – другому его называют?
Дети (ответы детей)
Воспитатель: А теперь я предлагаю отгадать загадку:
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор,
Перекресток оживленный,
Неспокоен…
Воспитатель: Скажите мне, а что обозначает красный свет?
Дети: Красный свет обозначает, что идти опасно.
Воспитатель: А что обозначает желтый свет?
Дети: А желтый обозначает, что надо приготовиться, но переходить дорогу еще нельзя.
Воспитатель: А что обозначает зеленый свет?
Дети: На зеленый свет можно переходить дорогу.
Воспитатель:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно)
Свет зеленый говорит.
Проходите путь…(открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для… (движенья).
Воспитатель: Запомнил, Буратино?
Давайте поиграем в игру «Светофор» и Буратино тоже.
Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора, вы маршируете на месте, когда желтый круг – хлопаете в ладоши, когда красный – стоите неподвижно.
Молодцы, справились с заданием. Идем дальше.
- Ребята, посмотрите сюда, я хотела показать дорожные знаки Буратино, чтобы он их тоже учил. Но они сбежали со своих картинок. Давайте с вами соберем их и покажем Буратино! На столе разложены иллюстрации различных ситуаций на дороге, со стертыми дорожными знаками, в центре стола карточки с изображениями дорожных знаков. Дети раскладывают знаки, потом объясняют, почему сделали именно так.
Подходим к интерактивной доске. Там показана ситуация, которую нужно разобрать.
- Ребята, давайте расскажем Буратино, что здесь верно, а что нет.
Вопросы детям.
Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше путешествие по городу. В конце урока за ответы дети получают в школе оценки. А я приготовила вам медали знатоков ПДД.
Воспитатель: Как вы думаете, мы помогли своими знаниями Буратино? С каким новым знаком мы познакомились? Как одним словом можно назвать машины, которые мы видели в гараже? Что самим вам было трудно? Что нового узнали из нашего путешествия?
Давайте попрощаемся с гостями и вернемся к себе в группу.