Школа пешеходных наук (подготовительная группа)


Конспект развивающей образовательной ситуации
«Школа пешеходных наук»
(подготовительная группа)
Программное содержание:
1.Закреплять знания детей о правилах поведения пешеходов на улице, дорожных знаках и их значении;
2. Познакомить с историей появления светофоров на улице;
3. Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и играх во дворе;
4. Развивать речь-доказательство, умение рассуждать и делать выводы;
5. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого и сверстников, потребность соблюдать правила дорожного движения;
6. Способствовать развитию познавательной активности детей.
Материал:
Коробка с макетом светофора, исследование о появлении светофора (макет), картинки с изображением разных ситуации на дороге, дорожные знаки, карточки на каждого ребёнка с изображением знаков дорожного движения, игра «Запомни дорожные знаки», «Дорожная азбука».
Ход:
На дорогах трудностей так много, без сомнения.
Но их бояться нет у нас причин.
Потому что правила движения
Есть для пешеходов и машин.
- Ребята, вы уже знаете многие правила дорожного движения. Расскажите о них.
Ответы детей.
- Молодцы, много правил знаете! А хотите узнать ещё?
Ответы детей.
- Тогда добро пожаловать в Школу Пешеходных Наук.
Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит коробка. Воспитатель достаёт из неё картинку, но детям её не показывает:
- Ребята, что здесь изображено вы узнаете, если загадку Насти отгадаете.
Настя Г.:
Он стоит на перекрёстках,Светит для детей и взрослых.Тот, кто плохо его знает,На дороге пострадает!У него всего три цвета.Светит он для всей планеты.Он машин решает спор,Всем знакомый…(светофор).
Затем Настя Г. рассказывает детям о светофоре,


о том, что было до него, об истории появления светофоров на улицах.

Содержание её рассказа:
«Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. И люди решили придумать специальные правила, которые бы сделали движение по улицам удобным и безопасным. Первый светофор появился в Лондоне, он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью специальных ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Светофор управлялся вручную и имел 2 стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом –«движение с осторожностью». В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которых подавались сигналы красного и зелёного цвета. Этот светофор использовался, чтобы помогать пешеходам переходить улицу, а его сигналы предназначались для транспорта – пока пешеходы шли, транспорт должен был стоять. У нас в стране первый светофор появился в Москве 84 года назад (в 1929 году). Он был похож на круглые часы, состоящими из трёх частей: красной, белой и зелёной. Человек-регулировщик сам поворачивал на них стрелку, устанавливая её на нужный цвет. Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху – красный, посередине – жёлтый. внизу – зелёный. Потом в Москве и в Ленинграде появились электрические светофоры, а позднее около универмага появился первый пешеходный светофор.»
Затем я предлагаю детям подойти к столу с расстановленными на нём знаками дорожного движения.
- Ребята, что это?
Ответы детей. (Дорожные знаки)
- Верно!
Много есть дорожных знаков,
Знаки эти нужно знать,
Чтобы правил на дороге,
Никогда не нарушать!
- Для чего на дороге нужны знаки?
Ответы детей. (Чтобы не нарушать правила дорожного движения)
- Да, дорожные знаки нужны для безопасной организации дорожного движения. Они информируют водителя об особенностях дороги, указывают направления движения, предупреждают об опасностях.
- А знаете ли вы, ребята, на какие виды делятся дорожные знаки?
Ответы детей. (Указательные, запрещающие, предупреждающие)
- Совершенно верно, дорожные знаки бывают запрещающими:
Красный круг обозначает
обязательно запрет,
Он грозит – нельзя тут ехать,
или тут дороги нет!
- Дорожные знаки бывают указательными:
А еще бывают знаки
взяты в синенький квадрат,
Как и где проехать можно,
эти знаки говорят!
- А ещё дорожные знаки бывают предупреждающими. Ребята, как можно отличить предупреждающий знак?
Ответы детей. (Они имеют форму квадрата или прямоугольника, и они синего цвета)
- Ребята, помогите мне навести здесь порядок.
Я показываю детям макет улицы. На столе разложены иллюстрации с различными ситуациями на дороге, со «стёртыми» дорожными знаками. У каждого ребёнка есть карточки с изображением дорожных знаков.
- Расположите знаки на каждом участке улицы, а затем объяснить своё решение.
Дети выполняют задание.
- Молодцы!
Стёпа Т. познакомит вас с новой игрой - «Запомни дорожные знаки».

Дети проверяют свои знания о дорожных знаках с помощью электронного помощника в предложенной Стёпой Т. игре.
- Молодцы! А сейчас мы отправляемся дальше – нам надо продолжить изучение правил дорожного движения. С некоторыми важными правилами дорожной азбуки вас познакомит Стас.
Мальчик рассказал о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте и поведении детей во время игр во дворе. Во время своего рассказа он использовал картинки из игры «Дорожная азбука». Дети, по мере необхоимости, дополняли его рассказ своими ответами.




- Вот и подходит к завершению наш урок в Школе Пешеходных Наук. В конце каждого урока в школе дети получают оценки. А я приготовила вам вот такие медали знатоков ПДД. Но эти медали ещё нужно заслужить - пройти небольшой экзамен. Для этого давайте поиграем в мяч. Где же нам поиграть? А давайте пойдем на дорогу, там много места?
Дети возражают, не хотят идти на дорогу.
- Ой, можно подумать, нельзя играть на дороге, а вы что никогда не играли на дороге? А где же можно тогда играть в мяч?
Ответы детей. (Можно играть в мяч на спортивных площадках, на участке в детском саду или во дворе на детской площадке)
- Ну, ладно, на дорогу мы не пойдём. Выходите сюда ко мне – поиграем в интересную игру, которая называется «Да и нет».
Дети становятся передо мной полукругом.
- Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мяч мне. А заодно я проверю, запомнили ли вы правила движения.
- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?
Ребёнок: Да.
- Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
Ребёнок: Нет.
- Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?
Ребёнок: Да.
- Сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается?
Ребёнок: Нет.
- Старушка – преклонные очень года. В автобусе ты место уступишь ей?
Ребёнок: Да.
- Пешком по улице идет пешеход?
Ребёнок: Да.
- У светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два?
Ребёнок: Нет.
- Люди ждут автобуса на остановке?
Ребёнок: Да.
- Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?
Ребёнок: Нет.
- Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?
Ребёнок: Да.
- Не надо по улице спокойно шагать, когда по ней можно вприпрыжку бежать?
Ребёнок: Нет.
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями в «Школе пешеходных наук». Поэтому я рада вручить вам медали знатоков дорожного движения. Теперь вы можете рассказать и научить соблюдать эти правила малышей, а вы на улице и в общественном транспорте будете подавать им пример!