Проект Школа пешеходных наук


МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка»
Школа пешеходных наук

Прокопьевский район
2014
Паспорт проекта
Наименование проекта «Школа пешеходных наук»
Основные разработчики проекта Педагоги, родители.
Цели и задачи проекта Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний и умений действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях .
Задачи: 1. формировать у детей знания и умения действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях ;
2. развивать внимание, наблюдательность и практические навыки ;
3. привлечь родителей для обучения детей ПДД через игровые ситуации на автогородке.
Сроки и этапы реализации проекта I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2014 г)
II этап – деятельностный (ноябрь-апрель 2014-2015 г)
III этап – заключительный (май 2015 г)
Перечень основных мероприятий - Родительское собрание на тему: «Школа пешеходных наук».
- Анкетирование родителей.
- Тестирование детей.
- Встреча с инспектором ГИБДД.
-Разработка методических пособий, консультаций, рекомендаций для родителей.
- Постановка театрализованного спектакля: «Зачем нужны дорожные знаки?»
- Пополнение литературы по ПДД: стихи, рассказы, потешки.
- Проведение игр, развлечений, викторин по ПДД.
-Изготовление атрибутов, дидактических пособий для обучения детей ПДД.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание и обсуждение иллюстраций, загадывание загадок, просмотр обучающих фильмов.
- Проведение обучающих занятий и игровых ситуаций в автогородке.
- Оформление буклета с практическими рекомендациями для родителей при ЧС на дорогах;
- Проведение мониторинга по ПДД;
- Альбом детских работ «Я и дорога»;
- Изготовление настольного макета «Улица»
Исполнители проекта и основных мероприятий Педагог, воспитанники, родители.
Ожидаемый и конечный результат проекта В результате выполнения проекта будут: - - у детей сформированы знания и умения действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях ;
- развиты внимание, наблюдательность и практические навыки ;
- родители привлечены для обучения детей ПДД через игровые ситуации на автогородке.
Целевая группа проекта Воспитанники, родители, музыкальный руководитель, педагог.
Актуальность проекта
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей.
Проблема обучения детей в детском саду имеет свои особенности: от воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях; чтобы привить ребенку правила безопасного поведения в любых дорожных ситуациях.
Анализируя эту проблему, возникла мысль о создании проекта «Школа пешеходных наук», т.к. проект является очень эффективным методом взаимодействия с детьми, позволяющий дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Кроме этого проект реализуется в триаде: педагоги-дети-родители.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в практическом аспекте: дети совместно с воспитателем и родителями получают знания и практические умения действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях на поселковом автогородке с привлечением инспектора ГИБДД.
Для достижения поставленной цели использовала различные формы обучения и взаимодействия с родителями: викторины, конкурсы, развлечения, целевые прогулки, постановка театрализованных спектаклей, дидактические игры и занятия по ПДД, макет улицы, буклеты для родителей.
В результате дети получат знания и практические умения действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях .
Цели и задачи проекта
Цель:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний и умений действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Задачи:
1. формировать у детей знания и умения действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях ;
2. развивать внимание, наблюдательность и практические навыки ;
3. привлечь родителей для обучения детей ПДД через игровые ситуации на автогородке.

Краткое описание проекта
В начале учебного 2014-1015 года в подготовительной группе было проведено родительское собрание на тему: «Школа пешеходных наук», на котором ознакомила родителей с проектом, его целью и задачами. Предложила им принять активное участие в проекте, приобрести необходимое оборудование и материал для изготовления дидактических пособий и атрибутов по ПДД, с целью уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
В октябре совместно с родителями организовали встречу с инспектором ГИБДД.
В ноябре начала свою работу театральная студия над спектаклем на тему: «Зачем нужны дорожные знаки?».
В ходе проекта планирую изготовить с детьми настольный макет улицы, провести викторины, игры, конкурсы по безопасному поведению на дороге, организовать просмотр обучающих фильмов по ПДД, привлечь родителей для обучения детей ПДД через игровые ситуации на автогородке.
На заключительном этапе будет показан театрализованный спектакль «Зачем нужны дорожные знаки?», оформлен буклет с практическими рекомендациями для родителей при ЧС на дорогах; проведен мониторинг по ПДД; оформлен альбом детских работ «Я и дорога»; изготовлен настольный макет «Улица»
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта будут:
- у детей сформированы знания и умения действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях ;
- развиты внимание, наблюдательность и практические навыки ;
- родители привлечены для обучения детей ПДД через игровые ситуации на автогородке.
Целевые группы проекта
Воспитанники, родители.
Объем и содержание работы
№ п\п Мероприятие Ответственный Сроки
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2014г)
1. Родительское собрание по теме: «Школа пешеходных наук» Воспитатель группы, родители сентябрь
2. Анкетирование родителей: - Является ли важным обучение дошкольников ПДД. Воспитатель группы сентябрь
3. Тестирование «Грамотный пешеход» Воспитатель группы сентябрь
4. Организация встреч с инспектором ГИБДД. Воспитатель группы, родители октябрь
Деятельностный этап (ноябрь-апрель 2014-2015г)
1. Изготовление дидактических пособий, игр, атрибутов для обучения детей ПДД. Воспитатель группы, родители ноябрь
2. Организация целевых прогулок по ознакомлению детей ПДД Воспитатель группы ноябрь
3. Проведение инструктажей по соблюдению ПДД Воспитатель группы В течение года
4. Оформление родительского уголка: «Внимание, дорога!» Воспитатель группы декабрь
5. Викторина «Чем опасна дорога зимой?» Воспитатель группы декабрь
6. Конкурс рисунков «Осторожно, дорога!» Воспитатель группы январь
7. Проведение занятий по ПДД Воспитатель группы январь
8. Развлечение по ПДД «Зеленый, желтый, красный» Воспитатель группы февраль
9. Подвижные и сюжетно-ролевые игры по ПДД Воспитатель группы В течение года
10. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» по ПДД Воспитатель группы март
11. Просмотр обучающих фильмов по ПДД Воспитатель группы апрель
12. Обучающие занятия на автогородке Воспитатель группы апрель
Заключительный этап (май 2015г)
1. Театрализованный спектакль «Зачем нужны дорожные знаки?» Воспитатель группы май
2. Буклет для родителей с практическими рекомендациями при ЧС на дорогах; Воспитатель группы май
3. Оформление альбома детских работ «Я и улица» Воспитатель группы май
4. Настольный макет «Улица» Воспитатель, дети май
Формы представления информационно- образовательных продуктов
Буклет с практическими рекомендациями для родителей при ЧС на дорогах.
Мониторинг по ПДД.
Альбом детских работ «Я и дорога».
Настольный макет «Улица» .
Список литературы
1.Учим правила дорожного движения. Издательство «Учитель», 2009 Г.Д. Беляевскова, Э.Г. Мамаева.
2. ОБЖ подготовительная группа. Изд. Торговый дом «Корифей», 2010 М.А. Фисенко
3. Программа «Светофор» . Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Изд. Детство-пресс, 2009. Т.И. Данилова.
4. Д\в №7, 2007 «Уроки дорожной грамоты» с. 120
5. Д\в №7, 2007 «Ребенок на улице» с.107
6. Основы безопасного поведения дошкольников. Изд. «Учитель», 2007. О.В. Чермашенцева.
7. Правила дорожного движения. Изд. «Учитель», 2009. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова.
8. Как обеспечить безопасность дошкольников. Изд. Просвещение, 1998. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Родительское собрание «Школа пешеходных наук»
Доклад. ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В СЕМЬЕ
Повестка дня:
Диагностика родителей (тест на выявление уровня знаний правил дорожного движения родителями).
Рекомендации родителям по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
В ходе подготовки к собранию проведено анкетирование родителей.
Ход собрания
I. Доклад к общему родительскому собранию по теме «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье».
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице, Соблюдение правил - это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.
Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовыми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом, автобусом), работой регулировщиков дорожного движения; воспитание умения правильно вести себя на улице. Для правильной организации работы с детьми педагогу надо хорошо знать правила движения по улице пешеходов и транспорта, дорожные знаки, требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и на транспорте.
Воспитатель учитывает имеющиеся у детей знания и умения и постепенно, последовательно ставит перед ними новые задачи, показывает знакомые явления под новым углом зрения, обогащает, закрепляет и систематизирует их представления о правилах движения по улицам и дорогам.
Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, необходимо, начиная с дошкольного возраста, осуществлять связь между всеми разделами программы. В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т. д. В сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник», «Водители» обращается внимание детей на передвижение в заданном направлении. Эти игры еще очень простые по своему содержанию.
На занятиях по развитию речи используются объяснения и беседы, проводятся инсценировки и чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.
Формируя элементарные математические представления детей, воспитатель при этом учит различать левую и правую руки и т. д. При этом он говорит: «Возьмите линейку так, как я, - в левую руку, положите кружок, как у меня, на середину листка» и т. д.
На занятиях физкультуры малышей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное, например: вперед, обратно, назад, сбоку и т. д.; проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найти свой свет» и др.
Организуются викторины, игры, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, встречи с работниками ГИБДД.
Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Это позволяет усложнить программные задачи ознакомления детей с правилами дорожного движения. Воспитатель расширяет словарный запас детей, их представление ориентирования на улице.
Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений. Дети должны практически использовать имеющиеся знания правил движения по улицам. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД и т. д.
То, что дети видят во время прогулок, закрепляется в процессе занятий в саду.
Детям дается задание рассказать, что они видели, когда шли в детский сад. Цель задания - воспитание внимания, памяти, наблюдательности, активизация мышления ребенка. Все знания закрепляются в специальных играх.
От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.
Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми. Это долг каждого взрослого. Родители в первую очередь должны показать детям личным примером обязательность выполнения правил пешеходов. Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, так как мгновение может повлечь за собой несчастный случай. Уступите дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду. Надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения. Взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий. Все аварии происходят оттого, что либо водитель, либо пешеход пренебрегают правилами движения. Находясь на улице, нужно быть особенно внимательными, улицу переходить неторопливо, без суеты,в местах, предназначенных для пешеходов. Пешеходы обязаны ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, или по левой обочине дороги. Нельзя по тротуару бегать, скопляться группами, идти строем. Это мешает встречным пешеходам. Коляски и санки с детьми можно возить только по тротуару или левой обочине. Переходить улицу следует только при зеленом свете сигнала. Кататься на санках, коньках, лыжах, играть на дорогах, по которым движется транспорт, запрещено, так как это мешает его движению и очень опасно для здоровья и жизни самих играющих. На дорогах часто останавливается транспорт, и пешеходу приходится его обходить. Здесь, к сожалению, бывают несчастные случаи, так как пешеходы не знают правил обхода.
Обходить стоящий транспорт нужно так, чтобы просматривать дорогу, улицу, видеть встречный транспорт или подождать, пока машина уйдет. Если обходите транспорт на остановке, то не забывайте, что стоящий автобус, троллейбус обходить нужно сзади, чтобы видеть встречный, а трамвай - спереди.
Часто можно видеть пешеходов, которые при наличии тротуаров идут по проезжей части дороги. Идти по обочине дороги разрешается с левой стороны, чтобы заметить встречный транспорт, вовремя уступить ему дорогу.
Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной являются:
Переход перед близко идущим транспортом.
Переход в запрещенном месте.
Невнимательность пешеходов.
Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
Существует явная зависимость числа происшествий от времени в пределах города, в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.
Среди жертв дорожных происшествий более 20 % дети в возрасте от 7-12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходи! что обычно недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, особенно велико. Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге можно через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, помните, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. К концу дошкольного детства дети могут знать ответы на следующие вопросы:
1.Из каких частей состоит улица?
2.Что такое перекресток?
3.Зачем нужны тротуары?
4.Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
5.Когда и где можно переходить улицу?
6.Зачем нужен светофор?
7.Что обозначает красный, желтый, зеленый свет светофора?
8.Почему нельзя перебегать через улицу перед едущим автомобилем?
9.Как надо вести себя при выходе из автобуса?
10.Где можно кататься на велосипеде?
11.Где пассажиры должны ожидать транспорт?
12.Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?
Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Считаете ли Вы важным обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения? ……………………………………………………………….
2. Как Вы оцениваете свои знания правил дорожного движения?
3. Знаете ли Вы, что должен знать ребенок в соответствии с возрастом о ПДД?
4. Нуждаетесь ли Вы в консультативной помощи по обучению вашего ребенка ПДД у специалистов ДОУ?.........................................................................................
5. Имеются ли у Вас дома игры и книги, способствующие обучению дошкольников правилам дорожного движения?.......................................................
6. Обращаете ли Вы внимание Вашего ребенка на светофор и на дорожные знаки при переходе улицы?...................................................................................................
7. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок обладает достаточными знаниями о ПДД?
8. Какую роль, на Ваш взгляд, играет дошкольное учреждение в обучении детей правилам дорожного движения?................................................................................
Тест «ЧТО Я ЗНАЮ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Где должен двигаться пешеход на улице города?
а)По обочине;
б)по пешеходному переходу;
в)посередине.
Для чего нужен «островок безопасности»?
а)Для безопасности на дороге пешеходов;
б)для светофора;
в)для машины.
Каковы причины детского уличного травматизма?
а)Родители недоглядели;
б)дети не знают правила дорожного движения;
в)виновата быстрая езда водителей машин по дороге.
Милиционер-регулировщик обращен к пешеходам лицом, руки опущены. Что это обозначает?
а)Это обозначает желтый сигнал светофора;
б)это обозначает зеленый сигнал светофора;
в)это обозначает красный сигнал светофора.
По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
а)По левой стороне;
б)по правой стороне;
в)навстречу транспорту.
Милиционер-регулировщик обращен к пешеходу правым боком, руки вытянуты в стороны или опущены:
а)это обозначает желтый сигнал светофора;
б)это обозначает зеленый сигнал светофора;
в)это обозначает красный сигнал светофора.
Как со своим ребенком обходите транспорт (троллейбус) на остановке?
а)Сзади;
б)спереди;
в)не помню.
Сокращаете ли вы дорогу, если спешите в детский сад?
а)Перебегаем дорогу, не соблюдая правила;
б)переходим там, где есть светофор;
в)когда как.
Какие ситуации на дороге считаете опасными? (Все, а, б, в, г.)
а)Ребенок высовывается из окна транспорта;
б)взрослые вместе с ребенком перебегают дорогу;
в)дети играют возле дороги в мяч;
г)ребенок-дошкольник один переходит дорогу.
Обсуждаете ли вы с ребенком тему соблюдения правил дорожного движения?
а)Всегда;
б)если на дороге произошел несчастный случай;
в)никогда, в детском саду дают знаний достаточно.
Каждый родитель сам проверяет правильность своих ответов и делает вывод.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятки для родителей по соблюдению безопасного поведения на улицах города (поселка).
Памятка 1
Переходя дорогу, убедитесь в том, что сигнал светофора зеленый.
Постарайтесь максимально приблизить к себе ребенка, не отдаляйте от себя коляску, возьмите ребенка на руки, крепко держите его за руку.
Доверяя светофору, проверьте, что весь транспорт по сигналу светофора остановился, посмотрев сначала налево, затем направо. Во время перехода уберите все отвлекающие вас предметы: телефон, журнал, сигареты и т. д.
Беседы с ребенком отложите на потом.
В случае отсутствия светофора по возможности воспользуйтесь подземным переходом или переходите по «зебре».
Всегда соблюдайте правила дорожного движения и будьте правильным примером для Вашего ребенка.
Переходите дорогу спокойно, чтобы ребенок успевал за Вами.
Не пугайте ребенка опасностью.
При входе и выходе из транспорта возьмите маленького ребенка на руки, чтобы не задерживать других пассажиров.
При входе в транспорт более взрослому ребенку помогайте подняться, при выходе - спуститься.
В темное время суток переходите дорогу только в освещенном месте.
Начинайте знакомить ребенка с правилами дорожного движения с маленького возраста, объясните ему сигналы светофора, используйте для этого различные дидактические игры и картинки.
В зимнее время объясните ребенку об опасностях, с которыми он может столкнуться на дорогах.
В темное время суток избегайте неосвещенных дорог и объясните это ребенку.
Памятка 2
Не спешите, переходите улицу размеренным шагом.
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на желтый или красный сигнал светофора.
Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
Из автомобиля, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждый родитель-пример для подражания!
Выберите наиболее безопасный путь от дома до детского сада.
Переводя ребенка через дорогу, держите его за руку.
Хорошо изучите правила дорожного движения, избегайте наиболее опасные места при переходе улицы.
Ежедневно напоминайте детям перед выходом из дома ПДД.
Контролируйте, где Ваш ребенок, если Вы остановились с приятелем на тротуаре, не увлекайтесь с ним разговорами, забыв, что в это время делает ваш ребенок.
Движение родителей с детьми на колясках, санках разрешается только по тротуарам. Там, где нет тротуаров, возить можно по обочине дороги левой стороны, навстречу движению транспорта. Безопасно вести санки, коляску по тротуарам.
По пешеходным тропам идите с детьми с правой стороны, не торопясь.
Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу, дождитесь, пока движущееся средство отойдет от остановки.
Войдя в транспорт, не выпускайте руку ребенка, при резком торможении ребенок может травмироваться.
Посадите ребенка на сиденье или посадите на колени, (в любом случае крепко его держите).
ТОЛЬКО СОВМЕСТНО МОЖНО ДОБИТЬСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ! РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!
Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный вопрос. Вырастить детей дисциплинированными пешеходами, уберечь от аварий обязаны помочь все взрослые.
Немаловажна роль родителей, взрослых в поведении на улице. Задача будет решена в том случае, если равнодушию взрослых будет положен конец. Каждый родитель должен считать своим долгом предупреждение возможности возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой несчастья.
Взрослый человек не имеет права проходить мимо детей, которые по непониманию или из-за озорства каким-то образом подвергаются опасности.
Особо обратите внимание на отсутствие контроля со стороны родителей за пребыванием детей во дворах. К сожалению, именно безнадзорность приводит к несчастьям.
Нужно вместе с ребенком выбрать наиболее безопасный путь от дома до детского сада.
Переводя ребенка через дорогу, надо держать его за руку. Вам важно знать правила пешехода, наиболее опасные места при переходе улицы, стараться избегать их. Ежедневно перед выходом из дома напоминайте детям правила дорожного движения.
Помните, что дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если мать будет перебегать дорогу на красный свет светофора, то ребенок сделает то же самое.
Научите детей!
Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, по правой стороне.
Дорогу надо переходить спокойно по пешеходным переходам. Если нет светофора или регулировщика, надо посмотреть налево, убедиться, что близко нет машин, а дойдя до середины дороги - посмотреть направо.
Стоящий автобус надо обходить сзади, чтобы видеть идущий за ним транспорт. Трамвай надо обходить спереди.
Нельзя внезапно появляться перед близко идущим транспортом, потому что машина не может остановиться сразу.
Нельзя играть на проезжей части. Это опасно для жизни.
Автобус, троллейбус, трамвай разрешается ожидать только на площадках, отмеченных линией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Занятие 1
Тема: Знай и выполняй правила уличного движения (на транспортной площадке)
Цели: расширять у детей представления о безопасном ведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.
Материал: дорожные знаки, светофор, машины, коляски, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Пешеходы и водители».
Ход занятий
На транспортной площадке детского сада детям предлагаются ситуации, которые они должны проиграть, используя свои знания по ПДД.
Перед началом игры педагог задает вопросы детям о правилах поведения на дороге.
Ребята, а давайте вспомним, какие же правила поведения на улице должен знать пешеход? (Ответы детей.)
Педагог обращает внимание детей на множество дорожных знаков, расположенных на транспортной площадке.
Как вы думаете, почему одни знаки синего, а другие красного цвета?
Да, действительно, красные знаки - знаки запрещающие. Давайте их перечислим. (Ответы детей, «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».)
Есть на дороге информационно-указательные знаки («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки».)
Для чего они нужны пешеходу и водителю?
Обратите внимание на предупреждающие знаки («Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»). Для чего они нужны на дороге?
Педагог предлагает детям поиграть с машинами в игру «Пешеходы и водители».
Водители на машинах и пешеходы передвигаются по дороге, проигрываются ситуации на каждый свет светофора. Педагог обращает внимание на правильность выполнения действий детей на дороге на красный, желтый и зеленый свет светофора.
Занятие 2
Тема: Безопасный перекресток
Цели: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.
Материал: четырехсторонний светофор, напольный макет перекрестка, дорожные знаки, машины, коляски, куклы, картинки с изображением жестов регулировщика, атрибуты инспектора ГИБДД.
Ход занятия
Ребята, мы сегодня с вами отправляемся на самый опасный участок дороги - перекресток.
Расскажите, что вы знаете о перекрестке? (Ответы детей.)
Давайте вспомним, без чего не обойтись на перекрестке? (Ответы детей: на перекрестке есть светофор, называется четырехсторонний, он регулирует движение машин и пешеходов на перекрестке.)
Ребята, расскажите, как работает четырехсторонний светофор. (Ответы детей.)
Да, ребята, четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на перекрестке порядок.
Ребята, представьте, что светофор сломался, что произойти?
Кто нам поможет в данной ситуации? (Ответы детей)
Правильно, если сломался светофор, то на помощь придет милиционер. Как его называют? (Инспектор ГИБДД или регулировщик.)
Кто знает стихотворение о регулировщике? (Дети читают стихи.)
Жезл инспектора ГИБДД в вечернее время светится, чтобы указания регулировщика были хорошо видны водителям и пешеходам. Каждое движение регулировщика соответствует определенному сигналу светофора. Давайте вспомним, что они обозначают.
Дети с помощью картинок повторяют значение сигналов регулировщика.
Дети, если на перекрестке движение машин и пешеходов регулируется с помощью светофора или инспектора ГИБДД- регулировщика, то перекресток называется регулированным перекрестком. В дорожной азбуке есть специальный знак «Регулированный перекресток», который обозначает, что перекресток» регулируется или светофором, или регулировщиком. Этот знак предупреждающий (в красном треугольнике изображен свететофор».
Педагог, используя напольный макет, закрепляет знания детей по соблюдению ПДД на «регулированном перекрестке».
Педагог выступает в роли регулировщика и следит за правильностью выполнения ПДД, затем предлагает детям по очереди взять на себя роль регулировщика.
Занятие 3
Тема: Транспорт нашего города
Цели: расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в, нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Материал: иллюстрации или фотографии общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, скоростной трамвай (метро)), дорожные знаки: «Подземный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», атрибуты к сюжетно-ролевой игре: машины, светофор.
Ход занятия
Ребята, посмотрите, какие интересные картинки с изображением городского транспорта я вам приготовила. Давайте перечислим, что на них изображено.
Как называют транспорт, который передвигается по дорогам нашего города? (Наземный.)
А какой еще вид общественного транспорта есть у нас в городе? (Подземный транспорт - метро.)
Какой у вас самый любимый вид общественного транспорта?
Какие правила поведения в транспорте необходимо соблюдать?
Какие дорожные знаки сообщают нам о местонахождении того или иного транспорта? («Автобусная остановка», «Троллейбусная остановка», «Подземный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»...)
Кроме общественного транспорта на дороге есть транспорт, без которого человеку просто не обойтись. Это специализированные машины - помощники человека.
Давайте назовем этот транспорт и расскажем, для чего он нужен. (Дети могут назвать такие виды транспорта: скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка.)
Педагог предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Собери транспорт» (дети из разрезных картинок собирают транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, такси; кто быстрее всех собрал каждый из видов транспорта, тот соответственно и водитель этого вида транспорта).
Педагог делит детей на несколько групп по 3-4 человека, дети выбирают, на каком виде транспорта они отправятся «путешествовать по городу».
Педагог обращается к «водителям»:
Знаете ли вы особенности передвижения вашего транспорта? (Ответы детей: транспорт передвигается с помощью бензина.)
На дороге есть транспорт, который движется не за счет бензина, а за счет электричества - это троллейбус.
Сверху - желтый, снизу - синий,
На груди его звезда,
А над ним воздушных линий
Протянулись провода.
Чтоб троллейбус мог идти,
Нужен ток ему в пути.
1.йЗнак.
Знак «Ремонтные работы»
Показался впереди.
Будут ямы на дороге,
— Осторожнее иди!
2.йЗнак.
Я в кругу с обводкой красной,
Это значит — тут опасно!
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
3.йЗнак.
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу.
За руль держусь,
Гляжу вперед и вижу — скоро поворот.
Ведущий.
На дорогах знаков много,
Их вы, дети, должны знать
И все Правила движения
Должны точно выполнять.
Знаки.
Мы рады, очень рады,
Что вы спасли всех нас.
Веселый танец дружбы
Станцуем мы сейчас!
(Дорожные Знаки танцуют.)
Ведущий. Мы совершили сегодня хорошее дело — спасли от Помехи-Неумехи Дорожные Знаки и Светофор. На улицах страны Дорожных Знаков не будет больше беспорядка... Светофор и Знаки дорожного движения — наши надежные друзья.
Кот. А еще вы научили меня знать Правила дорожного движения как таблицу умножения.
Детям знать положено
Правила дорожные.
Ты, дружок, доверься им,
Будешь цел и невредим.
Ведущий.
Цель этих Правил всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе!
В конце звучит песня «Если с другом вышел в путь», В. Шаинского.