Статья на тему Профессиональная компетентность педагога.
Профессиональная компетентность педагога.
Торговцева Н.В.
преподаватель географии, зам. директора по УР
I квалификационной категории
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум»
Тот, кто, обращаясь к старому,
способен открывать новое,
способен быть учителем.
Конфуций
В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей республике становится повышение профессиональной компетентности педагога. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека и в связи с переходом на стандарты третьего поколения.
Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их.
Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много.
Учителю очень важно осознавать себя одухотворенной личностью. Состояние душевного подъема необходимо учителю и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития современного студента.
Состояние творчества является основой педагогического мастерства учителя. Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. Сама профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Только осознав творческую природу своей работы, он перестает трактовать ее как простую передачу новым поколениям определенного набора знаний, по иному смотрит на обмен коллег инновационным опытом.
Чем отличается творческий учитель от нетворческого? Прежде всего тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи. Точно так же, как не обольщают «видимость дела» и мнимый успех. Он всегда в поиске.
Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве.Такой учитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой учащихся к творческому труду.
Важное место в профессиональном росте личности занимают ее морально - психологические качества, которые отражают как общие для всех профессий свойства, так и специфические, присущие только специалисту в определенной области практики.
Одним из важнейших слагаемых профессиональной компетентности учителя является всецелое принятие им гуманистической психологии, представляющую личность как неповторимую индивидуальность и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и т.д.
Одним из главных принципов гуманистической психологии является безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему.
К достоинствам гуманистической психологии относится, во-первых, внимание к внутреннему миру подростка, ориентация на развитие его личности посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с учащимся.
Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности учащегося и студента. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866). В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации познания.
Уровень методического мастерства для профессиональной его состоятельности также не вызывает вопросов и со всей очевидностью находит свое место в качестве структурной единицы в профессиональном компоненте. «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу», - говорил английский писатель Р. Олдингтон (1892-1962).
Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимся или студентом сместились. Наиболее успешными и популярными среди современных студентов становятся педагоги с более выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с учащимися или студентами, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией. Совокупность этих качеств определяет партнерский тип личности.
Но весь профессионализм педагога пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами достижения качественных показателей его деятельности. Именно в контексте таких умозаключений мы можем говорить о его призвании, природой данной способности выполнять особую миссию в жизни общества.
а) Важное место в личности учителя занимает ценностная составляющая. Чем богаче представлена система ценностей педагога, тем больше оснований у него для ценностного обмена в межличностных отношениях.
б) Большое значение имеет характерологическая составляющая личности, обладающая выходами во все основные сферы психики человека: познавательную, эмоциональную, волевую. Но и ум, и чувства, и воля, в свою очередь, влияют на характер.
в) Включение культурологической составляющей в структуру личностного компонента педагога предполагает как его общую, так и профессиональную культуру. В процессе педагогического взаимодействия важно научиться диалогу культур, который приводит к сотрудничеству и компромиссу.
Педагогическая культура является частью общей культуры учителя, базируется на ней и проявляется в реализации профессиональных функций.
г) Нельзя упустить и роль языка. Язык используется педагогом не только в плане сообщения информации, предъявления требований и т.п., но и для того, чтобы строить свой образ, - притягательный для учеников, такой, чтобы они могли уважать и любить учителя, делегировать ему право решать за них значимые вопросы. Вялая, тихая, впрочем, как и суетливая, речь придает образу учителя неуверенность.
Для студентов очень важно, чтобы педагог давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, по сути дела, был оптимистом.
Такова структура личностного компонента, являющегося одним из слагаемых профессиональной компетентности педагога.
Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов. С годами вырабатывается свод правил, которые воспитывают в себе определенную стрессоустойчивость.
1. Регулярно планировать дела, чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.
2. Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые цели.
3. Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.
4. Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому в них нравится.
Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. И напротив, «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться», - писал Л.Н. Толстой (1828-1910).
Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее. Здесь будет уместно предложить несколько способов самомотивирования, опробованных на собственном опыте.
1. Всегда настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.
2. Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени ощущаешь себя хозяином своего положения, тем выше мотивированность и удовлетворенность.
3. Определять приоритеты своих целей, которые для человека в разное время могут выстраиваться в разную по значимости шкалу. Умение ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает его преуспевающим в жизни.
4. Аналитически относиться к кризисам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.
5. Доводить начатое, задуманное до конца. Не отступать от желаемого, запланированного.
6. Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность. Помнить: каждый человек обладает уникальностью, исключительностью.
Мое педагогическое кредо: «Не идти вперед - значит идти назад», «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все».
Часто для педагога его учащиеся или студенты становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза подростков и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои взгляды и позиции. Если обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.
Но любовь к профессии и детям – это не единственное что должно вдохновлять педагога. Однажды Владимиру Высоцкому в одном из интервью задали вопрос: « Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?». Как вы думаете, что он ответил? Его слова были таковы: «Я подарил бы ему еще одну жизнь».
Любовь к жизни - это источник вдохновения. Многие педагоги всю свою жизнь посвящают работе, гордясь и страдая от этого одновременно. Да, учитель профессия круглосуточная, но если не уметь отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы, то что же в нас будет интересно студентам? Если педагог не умеет радоваться жизни, как он разовьет в студентах это важнейшее свойство? Если педагог мало думает, смеется, чувствует, играет, творит, как же он научит этому студентов?
Народная мудрость гласит: много званых, но мало избранных. За то, чтобы учитель был не просто «званый», а «избранный», в ответе – все мы, все наше общество.
Литература:
1. Волков И.П. «Руководителю о человеческом факторе» (социально- психологический практикум) – Лениздат ,1989
2. Петровский А.В. «Общая психология» - Москва, «Просвещение» , 2004
3. Энциклопедия современного учителя.- Москва, издательства «АСТ»,2000
13PAGE 15
13PAGE 14615
15