Конспект урока по литературному чтению на тему В. Осеева Добрая хозяюшка ( 2 класс)


Айтжанова Ж. Х.
учитель начальных классов
школа-лицей №27
г. Астана
Открытый урок по литературному чтению
Класс: 2 «Д» Тема: В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Цель урока: формирование умения работать с текстом произведения. Задачи: 1. ввести в круг чтения новое произведение В. Осеевой «Добрая хозяюшка» , формировать представление о дружбе, доброте;2. учить характеризовать героев произведения, составлять план, определять главную мысль произведения, объяснять заглавие;3. воспитывать добрые качества у детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Ресурсы: учебники, тетради, карточка для сбора ассоциаций, портрет В. Осеевой.
время этапы урока, содержание деятельность учителя деятельность ученика
1мин.
2мин.
4мин.
2мин.
2мин.
1мин.
5мин.
5мин.
2мин.
2мин.
2мин.
I. Организационный момент. - Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно! Эпиграф к уроку
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой»
III. Подготовительная работа. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас: Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? 1. – Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали?
Дружба – это дар нам свыше,Дружба – это свет в окне;Друг всегда тебя услышит,Он не бросит и в беде.Но не каждому даноЗнать, что дружба есть на свете,Что с друзьями жить легко,Веселее с ними вместе.Кто без друга прошагалПо дороге жизни этой,Тот не жил – существовал.Дружба – это мир планеты.
- Давайте поближе познакомимся с этим словом, обратимся за помощью к ассоциациям.
3. Сбор ассоциаций к слову «дружба». (карточка №1)
192278017208500
3448055143500
3867157620Дружба
00Дружба

20732751847850025590518224500


2.Выяснение значения слова «дружба». - Что такое дружба?
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
дружба
ж.1) а) Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.б) Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений.в) Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами.V. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с произведением В. Осеевой.
Рассказ учителя о писателе (использование портрета) Валентина Осеева написала много произведений, которые читают и взрослые, и дети. В них она учит быть честными, трудолюбивыми преданными своему слову. В. Осеева рассказывает о том, что такое хорошо и что такое плохо, помогает найти выход из трудных ситуаций. Знакомство с книгами В. Осеевой. Выставка книг.
- Мы прочитаем сказку В. Осеевой «Добрая хозяюшка». (Записать в тетради автора и название)
Прогнозирование.- О чем может идти речь в сказке с таким названием? - Чтобы проверить наши предположения, давайте прочитаем текст. VI . Работа с учебником.
Чтение с остановками. Составление плана.1часть: чтение эпизода о петушке. (ученик)- Какими словами петушок приветствовал девочку? - Докажите, что девочка и петушок радуются друг другу. (поклюёт из рук, сядет рядом) Посмотрите на иллюстрацию. Опишите, какой был петушок. (перышки красивые, словно маслом смазаны, гребешок, как золото блестит) - Почему же она захотела его променять на курочку? (та ей понравилась) - Почему петушок опустил голову? (он очень огорчился) - Была ли девочка петушку настоящим другом? 2часть: чтение эпизода про курочку.(ученик) - Какая была курочка? - Как курочка называла девочку? (моя хозяюшка, она её полюбила) - Как она заботилась о девочке? (каждый день несла яички) - Была ли девочка курочке настоящим другом? (нет) - Почему, ведь она её и кормила, и поила, и не обижала. (её понравилась уточка и она её легко обменяла) - Может быть дружба с уточкой получилась? 3часть: чтение эпизода про уточку. (ученик)- Как дружили девочка с уточкой? - Как уточка заботилась о девочке? (не плыви далеко; выйдет на бережок-уточка за ней) - Почему же она захотела её променять на щенка? (он такой хорошенький) 4 часть: чтение эпизода о щенке. (самостоятельно)
- Что увидела девочка, когда проснулась?- Почему щенок убежал от девочки? (Не хочу с такой хозяйкой жить. Не умеет она дружбой дорожить. Если бы он остался, то она бы и его на кого-нибудь променяла.) - А вам бы хотелось с такой девочкой дружить? - Так какая же девочка хозяйка, добрая или злая? (девочка нехорошая, недобрая) - Разве она била животных? (нет) - Может быть она им есть не дает? (нет) - Так чем же она их обижает? (Она их не любит, она ими забавляется, а надоедят - бросит, отдаст соседям, обменяет. А они то её любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе) - А почему В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? (она нарочно так назвала, чтобы заставить читателей задуматься над поступками девочки) -Обратимся к эпиграфу нашего урока:
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» - Подходит ли эта пословица к прочитанной сказке? Почему? (С девочкой поступили так, как и она поступила с друзьями - её бросили, она осталась одна)
Дебаты.
Приведите аргументы: Хорошо иметь друга, потому что… . (1 вариант). Плохо иметь друга, потому что … .(2вариант).
VII. Рефлексия.
Составление пятистишия.- Я предлагаю вам написать пятистишие, со словом, которое показалось вам главным в прочитанном тексте. (Составление пятистишия на тему «Дружба») Дружба
Крепкая, верная (… )Помогать, дружить, заботиться (переживать, …)Дружба – это не работа.
(Дружбой надо дорожить)
Помощь (забота, взаимопонимание..)- Друга с какими чертами характера вы бы хотели иметь?
Чтение стихотворения.
- А сейчас я предлагаю завершить наш урок стихотворением.- Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, - Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет! - А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! - Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. VIII. Домашнее задание. по рядам 1 ряд: написать письмо девочке от имени кого-либо из животных. 2 ряд: придумать продолжение сказки. 3 ряд: пересказать сказку от имени щенка.
- Я предлагаю вам оценить урок. Если вам понравился урок, возьмите зеленый стикер и напишите, что вам понравилось, если урок не понравился, возьмите розовый стикер и напишите, что вам не понравилось.
настраивает учеников на плодотворную работу
подготовка к уроку
предлагает взять карточку №1 и написать ассоциации к слову «дружба»
объясняет значение слова «дружба»
сообщает тему урока, рассказывает о В. Осеевой
знакомит с книгами В. Осеевой
предлагает сделать прогноз о содержании сказки
вывешивает иллюстрации к каждой части сказки, задает вопросы, на доске пишет план сказки
подводит итог по прочитанному тексту
объясняет задание
объясняет задание
объясняет д/з. работают с карточкой №1, подбирают ассоциации, затем обсуждают в парах,
обсуждает класс
записывают автора и название сказки в тетрадь
высказывают свои предположения о содержании сказки
читают текст по частям
отвечают на вопросы, составляют план сказки
приводят положит. и отриц. аргументы
составляют пятистишие, обсуждают в парах,
обсуждает класс
записывают д/з.
пишут на стикере, вывешивают на доске