Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс ПНШ


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: в 2 частях; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика:Рабочая тетрадь:1 класс.в 2частях.. – М. : Просвещение, 2011.
3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Методическое пособие к учебнику «Математика.1 класс».- – М. : Просвещение, 2011.
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.
Основные задачи данного курса:
обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
Данные цели и задачи реализуются с помощью следующих видов уроков и различных форм контроля:
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа. Контроль осуществляется в виде контрольных работ по разделам.
Рабочая программа по математике составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закона Российской Федерации « Об образовании»
Федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года;
Основной образовательной программы начального общего образования.
Учебного плана МБОУ Лесоперевалочной СОШ-1;
Примерной программы начального общего образования по предмету математика.
На основе авторской программы Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой «Математика»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2009г.
Базисного учебного плана Министерства образования и науки РФ 2009г.
Планируемые результаты освоения обучающимися 1 класса программы по математике.
Личностные результаты1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результатыОвладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результатыИспользование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
Учащиеся первого класса научатся Учащиеся первого класса получат возможность научиться
Раздел «Числа и величины»
объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, сравнивать совокупности с помощью составления пар.
знать последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели, определять для каждого числа предыдущее и последующее.
уметь практически измерять длину, массу, объём различными единицами измерения (шаг, локоть, стакан и т.д.). Знать общепринятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Раздел «Числа и величины»
читать, записывать римские цифры.
Раздел «Арифметические действия»
знать состав чисел от 2 до 10, таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания (на уровне автоматизированного навыка).
знать названия компонентов действий сложения и вычитания, устанавливать связь между сложением и вычитанием. Переместительное свойство сложения.
уметь изображать, складывать и вычитать числа с помощью числового отрезка.
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
находить числовые значения выражения (без скобок), сравнивать выражения.
выполнять действия с величинами.
решать с комментированием по компонентам действий простые уравнения на основе соотношений между частью и целым.
Раздел «Арифметические действия»
выполнять устное сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
анализировать и решать простые и составные задачи ( 2 действия) на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел.
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
строить графические модели текстовых задач.
решать задачи, обратные данным.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
распознавать простейшие геометрические фигуры: точка, замкнутые и незамкнутые линии, отрезок, ломаная, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг; разбивать фигуру на части, составлять целое из частей ( в простейших случаях), устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями, конструирование фигур из палочек.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, куб, шар.Раздел «Геометрические величины»
изображать фигуры на клетчатой бумаге, подсчитывать число клеточек и других частей, на которые разбита фигура. Раздел «Геометрические величины»
Раздел«Работа с информацией»
устанавливать в простейших случаях заданную закономерность, находить нарушение закономерности.
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
. Раздел «Работа с информацией»
Содержание курсаЧисла и величиныСчёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действияСложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачамиСоставление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигурыВзаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).
Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величиныГеометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информациейСбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.


Календарно-тематическое планирование
уроков математики
1 класс
(132 часа)
№ в теме Тема урока дата
план факт
1 Форма предметов 2 Величина предметов 3 Расположение предметов 4 Количественный счёт предметов 5 Порядковый счёт предметов 6 Сравнение предметов 7 Расположение предметов по размеру 8 Сложение групп предметов 9 Расположение по времени 10 Сравнение предметов. 11 Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше? 12 Повторение изученного. 13 Закрепление по теме: «Сравнение и счет предметов» 14 Множество. Элемент множества. 15 Части множества. 16 Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. 17 Равные множества. Знакомство с понятием «равные множества», знаками = (равно) и ≠. 18 Равные множества. Поэлементное сравнение двух-трёх конечных множеств 19 Точки и линии 20 Внутри. Вне. Между. Знакомство с обозначением точек буквами русского алфавита. 21 Внутри. Вне. Между. Расположение точек на прямой и на плоскости в указанном порядке. Подготовка к письму цифр. 22 Урок повторения и самоконтроля. 23 Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала. 24 Число и цифра 1. 25 Число и цифра 2. 26 Прямая и её обозначение. 27 Составление математических рассказов. Подготовка к введению понятия «задача» 28 Знаки + (плюс), — (минус), = (равно). 29 Отрезок и его обозначение. 30 Число и цифра 3. 31 Треугольник. 32 Число и цифра 4. 33 Четырёхугольник. Прямоугольник. 34 Сравнение чисел. Знаки > (больше), < (меньше) 35 Число и цифра 5. 36 Число и цифра 6. 37 Замкнутые и незамкнутые линии. 38 Замкнутые и незамкнутые линии. 39 Сложение. 40 Вычитание. 41 Число и цифра 7. 42 Длина отрезка. 43 Число и цифра 0. 44 Число и цифра 8 45 Число и цифра 9 46 Число и цифра 10. 47 Числа 8, 9 и 10. Закрепление и обобщение 48 Урок повторения и самоконтроля. 49 Числовой отрезок. 50 Прибавить и вычесть 1. 51 Решение примеров [] + 1 и [] - 1. 52 Примеры в несколько действий. 53 Прибавить и вычесть 2. 54 Решение примеров □ + 2 и □ - 2. 55 Задача. 56 Прибавить и вычесть 3. 57 Решение примеров □ + 3 и □ - 3. 58 Сантиметр. 59 Прибавить и вычесть 4. 60 Решение примеров □ + 4 и □ - 4. 61 Столько же. 62 Столько же и ещё .... Столько же, но без ... . 63 Задачи на увеличение числа на несколько единиц. 64 Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. 65 Задачи, раскрывающие смысл отношений «на … больше», «на … меньше» 66 Обобщение и закрепление изученного. Решение задач. 67 Урок повторения и самоконтроля. 68 Прибавить и вычесть 5. 69 Освоение приёма вида
□ + 5; □ – 5 70 Решение примеров □ + 5 и □ - 5. 71 Задачи на разностное сравнение. 72 Решение задач на разностное сравнение 73 Введение понятия «масса» 74 Единица массы — килограмм. 75 Сложение и вычитание отрезков. 76 Сложение и вычитание отрезков. Рассмотрение ситуаций, иллюстрирующих сложение и вычитание отрезков 77 Слагаемые. Сумма 78 Взаимосвязь компонентов сложения 79 Закрепление по теме «Слагаемое. Сумма» 80 Переместительное свойство сложения. 81 Решение задач. 82 Решение задач. Дополнение условия задачи вопросом. 83 Прибавление 6, 7, 8 и 9. 84 Освоение приёмов вида
□ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9 85 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. 86 Взаимосвязь компонентов вычитания. 87 Закрепление изученного. 88 Урок повторения и самоконтроля. 89 Задачи с несколькими вопросами 90 Решение задачи с несколькими вопросами 91 Задачи в 2 действия. 92 Задачи в 2 действия. Разбиение задачи на подзадачи. 93 Решение задач. Закрепление 94 Литр. 95 Нахождение неизвестного слагаемого. 96 Вычитание 6, 7, 8 и 9. 97 Решение примеров □ - 6, □- 7, □ - 8, □ - 9. 98 Решение примеров – 6, – 7, – 8,  – 9.
Составление таблиц вычитания 6, 7, 8 и 9. 99 Таблица сложения 100 Освоение таблицы сложения 101 Обобщение изученного102 Уроки повторения и самоконтроля. 103 Образование чисел второго десятка. 104 Двузначные числа от 10 до 20. 105 Сложение и вычитание чисел от 11 до 20 106 Сложение и вычитание. Случаи вида 10 + 2,
12 - 1, 12 + 1, 12 - 2, 12 - 10 107 Дециметр. 108 Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром 109 Сложение и вычитание без перехода через десяток. 110 Сложение и вычитание без перехода через десяток. 111 Сложение и вычитание вида 13 + 2, 17 - 3 112 Сложение и вычитание без перехода через десяток. Взаимосвязь компонентов сложения и вычитания. 113 Сложение и вычитание без перехода через десяток. Решение задач 114 Сложение и вычитание без перехода через десяток. Закрепление 115 Уроки повторения и самоконтроля. 116 Сложение с переходом через десяток. 117 Сложение с переходом через десяток. Сложение вида 9 + 2 118 Сложение с переходом через десяток. Вида 9+4 119 Сложение с переходом через десяток .Вида 9+5 120 Сложение с переходом через десяток .Вида 9+6 121 Сложение с переходом через десяток. Вида 9+7 122 Сложение с переходом через десяток. Вида 9+8 123 Сложение с переходом через десяток.Закрепление124 Таблица сложения до 20. 125 Таблица сложения до 20. Сводная таблица сложения чисел в пределах 10. 126 Обобщение изученного127 Вычитание с переходом через десяток. 128 Вычитание с переходом через десяток. Вычисления вида 12-5 129 Вычитание двузначных чисел. 130 Уроки повторения и самоконтроля. 131 Вычитание чисел от 11 до 20. Повторение 132 Сложение чисел от 11 до 20 . Повторение.