Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс ПНШ
Календарно – тематическое планирование по математике 4 класс ПНШ
Практические работы – 4
Контрольные работы - 9
№ Основное содержание урока Кол-во часов Дата Примечание
Повторение изученного в 3 классе - 3 часа
1 Повторение нумерации многозначных чисел и действий с ними. Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение. Правило порядка выполнения действий. 1 2 Повторение знаний геометрического материала. Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника. 1 3 Решение арифметических задач. Формулирование задачи по данному решению и по данной диаграмме. Формулирование задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения. 1 Действия над числами – 2 часа 4 Когда известен результат разностного сравнения. Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на …», «меньше на …». Решение задач на разностное сравнение. Запись с помощью математических выражений действий, выполненных героями учебника. Выбор верного варианта решения задачи. 1 5 Когда известен результат кратного сравнения. Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше в …», «меньше в …». Формулирование задачи по краткой записи. Решение задачи на кратное сравнение. 1 Решение задач – 1 час 6. Учимся решать задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Нахождение периметра и площади фигур. Проверочная работа № 1 «Задачи на разностное и кратное сравнение» 1 Действия над числами – 3 часа 7 Алгоритм умножения столбиком многозначного числа на трехзначное число. Установление соответствия между записями. 1 8 Поупражняемся в вычислениях столбиком. Умножение столбиком многозначного числа на трехзначное число. Нахождение значения числового выражения со скобками. 1 9. Входная контрольная работа №1по теме: «Повторение изученного в 3 классе». 1 Нумерация и сравнение чисел - 4 часа 10 Анализ результатов контрольной работы. Тысяча тысяч, или миллион. Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды. 1 11 Разряд единиц миллионов и класс миллионов. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Название, последовательность и запись многозначных чисел. 1 12 Когда трех классов для записи числа недостаточно. Класс миллиардов. Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды 1 13 Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное . Классы и разряды четырехзначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. 1 Величины и их измерение – 5часов 14 Может ли величина изменяться? Понятия «величина», «постоянная величина», «переменная величина».
Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. 1 15 Всегда ли математическое выражение является числовым? Понятие «буквенное выражение». Использование свойств арифметических действий при вычислении значения буквенного выражения с переменной. 1 16 Зависимость между величинами. Вычисление периметра многоугольника. 1 17 Зависимость между величинами. Вычисление периметра и площади прямоугольника 1 18 Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины. Формулы, которые показывают зависимость между величинами. Периметр равностороннего треугольника. 1 Величины и их измерение. Решение задач – 6 часов 19 Стоимость единицы товара, или цена. Понятия «цена», «количество», «стоимость». Формулирование условия задачи по краткой записи. 1 20 Стоимость единицы товара, или цена. Решение задач на нахождение цены, стоимости, количества товара. Формулирование условия задачи по данному решению. 1 21 Когда цена постоянна. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Формулирование задачи по краткой записи. 1 22 Учимся решать задачи. Формулирование условия задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме. Решение задач разными способами. Проверочная работа №2 по теме: «Решение задач на «куплю- продажу». 1 23 Решение задач на «куплю- продажу». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). 1 24 Контрольная работа №2 по теме: «Буквенные выражения. Решение задач на «куплю- продажу». 1 Действия над числами -14 часов 25 Анализ результатов контрольной работы. Деление нацело и деление с остатком. Алгоритм деления с остатком.
Запись решения задачи в виде одного выражения. 1 26 Неполное частное и остаток. Проверка деления с остатком. 1 27 Остаток и делитель. Выбор равенств, которые можно преобразовать в соответствующие случаи деления с остатком . Составление равенства, с помощью которого можно выполнить только один случай деления с остатком. 1 28 Когда остаток равен 0. Проверка правильности выполнения деления с остатком. Решение задач на деление с остатком. 1 29 Когда делимое меньше делителя. Составление и запись случаев деления с остатком, когда делимое равно остатку. Деление с остатком на 10. Проверка правильности выполнения деления с остатком. 1 30 Деление с остатком и вычитание. Сравнение записи на деление с остатком и записи вычитания одного и того же числа несколько раз. Запись решения задачи с помощью деления с остатком. 1 31 Какой остаток может получиться при делении на 2? Чётные и нечётные числа. 0-чётное число. Определение, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий. 1 32 Какой остаток может получиться при делении на 2? Определение, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий. Проверка правильности выполнения деления с остатком. 1 33 Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное. Деление с остатком Проверка правильности выполнения деления с остатком. Нахождение значения выражений с переменной 1 34 Контрольная работа №3 по теме «Деление с остатком. Зависимость между величинами». 1 35 Анализ результатов контрольной работы . Запись деления с остатком столбиком. Алгоритм деления с остатком столбиком. Решение задач на деление с остатком. 1 36 Способ поразрядного нахождения результата деления. Определение цифры разряда десятков частного в данных частных. 1 37 Поупражняемся в делении столбиком. Сравнение записи деления столбиком и записи умножения столбиком. Сравнение записи деления с остатком в строчку и записи деления столбиком. 1 38 Практическая работа №1. Вычисления с помощью калькулятора. Вычисления значений выражений, используя возможность запоминания промежуточного результата с помощью клавиши «М+» и воспроизведения этого результата с помощью клавиши «МR». 1 Величины и их измерение. Решение задач – 16 часов 39 Единицы времени : час, минута, секунда. Взаимосвязь между величинами. Решение задач с определением времени, продолжительности. 1 40 Кто или что движется быстрее? Скорость передвижения различных тел. Расположение средств передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному. Сравнение скорости передвижения животных. 1 41 Длина пути в единицу времени, или скорость. Определение скорости движения. Решение задач на определение скорости движения. 1 42 Длина пути в единицу времени, или скорость. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движение (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) 1 43 Учимся решать задачи. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние, формулы нахождения величин: скорость, время, расстояние . Решение текстовых задач на движение арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение». 1 44 Учимся решать задачи. Решение текстовых задач на движение арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Решение задач разными способами. Запись решения задачи в виде буквенного выражения. 1 45 Контрольная работа №4 по теме: «Решение задач на движение» 1 46 Анализ результатов контрольной работы. Какой сосуд вмещает больше? Понятие «вместимость». Сравнение вместимости двух бассейнов. Решение задач на нахождение вместимости. 1 47 Единицы объёма. Литр. Сколько литров? Решение задач на нахождение объема, выраженного в литрах. 1 48 Вместимость и объем. Сравнение объемов различных тел и геометрических фигур. Кратное сравнение объемов двух кубов. . Практическая работа №2 по сравнению вместимости стакана и его объёма. 1 49 Кубический сантиметр и измерение объема. Определение объема в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры. Практическая работа №3 по измерению объема металлического шарика. 1 50 Кубический дециметр и кубический сантиметр. Сложение и вычитание величин. Расположение величин в порядке возрастания объемов. Выполнение кратного сравнения двух данных объемов. 1 51 Кубический дециметр и литр. Решение задач на нахождение объема. 1 52 Литр и килограмм. Плотность веществ. . Решение задач на нахождение объема. 1 53 Разные задачи: арифметические и комбинаторные. Решение задач разными способами (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Проверочная работа №4 по теме: « Вместимость и объём». 1 54 Поупражняемся в измерении объема. Определение объема фигур, изображенных на рисунке. Решение задач на нахождение объема. 1 Решение задач -11 часов 55 Кто выполнил бoльшую работу. Объем работы. Решение задач на определение производительности, на разностное и кратное сравнение. 1 56 Производительность – это скорость выполнения работы. Формулирование условия задачи по краткой записи. Составление краткой записи в виде таблицы. Нахождение производительности труда. 1 57 Производительность – это скорость выполнения работы. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда). Решение задач на нахождение производительности труда. 1 58 Учимся решать задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Проверочная работа № 5 «Задачи на нахождение производительности труда». 1 59 Контрольная работа №5 по теме: «Решение задач на нахождение производительности труда. Вместимость и объём» 1 60 Анализ результатов контрольной работы . Отрезки, соединяющие вершины многоугольника. Диагонали многоугольника. Распознавание и изображение геометрических фигур. 1 61 Разбиение многоугольника на треугольники. Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник. Геометрические фигуры и геометрические величины. 1 62 Записываем числовые последовательности. 1 63 Работа с данными. Работа с таблицей, построение диаграмм. 1 64 Площадь прямоугольного треугольника. Вычисление площади треугольника. Правило вычисления площади треугольника. 1 65 Поупражняемся в вычислении площади. Вычисление площади прямоугольника и фигур сложной формы. 1 II полугодие Действия над числами – 7 часов 66 Деление на однозначное число столбиком. Прием деления на однозначное число столбиком. Деление с остатком. 1 67 Деление на однозначное число столбиком. Понятия «первое промежуточное делимое», «второе промежуточное делимое». Вычисление периметра и площади прямоугольника и треугольника. Решение задач в косвенной форме. 1 68 Число цифр в записи неполного частного. Определение старшего разряда неполного частного. Письменные вычисления с натуральными числами. Деление с остатком. 1 69 Деление на двузначное число столбиком. Вычисление значения данного выражения при указанных значениях переменной. Решение задач на деление с остатком. 1 70 Алгоритм деления столбиком. Анализ записи деления четырехзначного числа на двузначное столбиком. 1 71 Сокращенная форма записи деления столбиком. Сравнение сокращенной и полной записи деления столбиком. Преобразование сокращенной записи в полную. Восстановление записи деления столбиком. 1 72 Поупражняемся в делении столбиком. Выполнение деления многозначного числа на двузначное. Решение задач на деление. Формулирование условия задачи по данному решению. Решение уравнений. Формулирование условия задачи по данному уравнению. Проверочная работа № 6 «Деление столбиком» 1 Действия над числами. Величины и их измерение – 9 часов 73 Единицы длины, массы, объема, времени, площади. Соотношения между единицами. Сложение и вычитание величин. Решение задач с величинами. 1 74 Умножение величины на число и числа на величину. Решение задач на нахождение времени. Измерение длины данных отрезков и выполнение кратного сравнения полученных длин. 1 75 Деление величины на число. Формулирование условия задачи по данной краткой записи в виде таблицы. Решение задач в косвенной форме. 1 76 Нахождение доли от величины и величины по ее доле. Решение задач, используя схемы и чертежи. 1 77 Нахождение части от величины. Решение задач, используя схемы и чертежи. 1 78 Нахождение величины по ее части. Решение задач, используя схемы и чертежи. 1 79 Деление величины на величину. Решение задач, используя схемы и чертежи. Вычисление цены товара. Формулирование условия задачи по данному ответу. Проверочная работа №7 по теме: «Нахождение доли числа и числа по доле». 1 80 Поупражняемся в действиях над величинами. Сложение и вычитание величин. Умножение величины на число и числа на величину. Деление величины на число. Составление обратных задач. 1 81 Контрольная работа № 6 по теме «Действия с величинами. Решение задач с величинами». 1 Решение задач -25 часов 82 Анализ результатов контрольной работы. Когда время движения одинаковое. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Формула нахождения пути. 1 83 Когда длина пройденного пути одинаковая. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Формула нахождения скорости. 1 84 Движение в одном и том же направлении. Скорость увеличения расстояния между объектами. Формулирование условия задачи по чертежу. 1 85 Движение в одном и том же направлении. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). 1 86 Движение в противоположных направлениях. Формулирование условия задачи по данному чертежу. 1 87 Учимся решать задачи на движение. Описание ситуации движения объектов по данным чертежам. Формулирование задач на движение в противоположных направлениях. Решение задач на движение. 1 88 Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач».Деление многозначного числа на двузначное число столбиком. Формулирование условия задачи на движение в одном направлении, используя данную схему. Формулирование условия задачи на движение в противоположных направлениях. Проверочная работа№8 по теме: « Решение задач на движение». 1 89 Когда время работы одинаковое. Производительность труда. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда). 1 90 Когда объем выполненной работы одинаковый. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда). 1 91 Производительность при совместной работе. Формулирование условия задачи по данной краткой записи в виде таблицы. 1 92 Время совместной работы. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) 1 93 Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами». Решение задач на движение, производительность труда. Вычисление значения числовых выражений со скобками. Проверочная работа №9 по теме: «Решение задач на производительность труда». 1 94 Решение задач на движение, производительность труда. Формулирование условия задачи по данной краткой записи в виде таблицы. 1 95 Контрольная работа № 7 по теме «Решение задач на движение, производительность труда ». 1 96 Анализ результатов контрольной работы. Когда количество одинаковое. Решение задач на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое. Определение зависимости стоимости от цены товара. 1 97 Когда стоимость одинаковая. Решение задач на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая. Формулирование условия задачи по данной краткой записи в виде таблицы. 1 98 Цена набора товаров. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи» (количество товара, его цена и стоимость). 1 99 Учимся решать задачи. Решение зада на нахождение стоимости, цены товара, количества. 1 100 Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач». Проверочная работа №10 по теме: «Решение задач на «куплю-продажу». 1 101 Повторение пройденного по теме: «Решение задач на» куплю-продажу». Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи» (количество товара, его цена и стоимость). 1 102 Практическая работа №4. Вычисления с помощью калькулятора. Выполнение деления с остатком, определение неполного частного и остатка, используя калькулятор. Вычисление значения числовых выражений со скобками. 1 103 Как в математике применяют союз «и» и союз «или». Чтение записи вида х ≥12. Составление и запись верного двойного неравенства со знаком < (>).Построение простейших логических выражений типа «…и/или …», «если… , то …», «не только, но и …». 1 104 Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Переформулирование данного утверждения с помощью логической связки «если… ,то …». Завершение построения данных утверждений так, чтобы они получались верными. 1 105 Не только одно, но и другое. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). 1 106 Учимся решать логические задачи. Арифметические ребусы. Построение простейших логических выражений типа «…и/или …», «если… , то …», «не только, но и …». Проверочная работа №11 по теме: «Логика» 1 Действия над числами -1 час 107 Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач». Решение задач на нахождение площади прямоугольника. Выполнение деления многозначного числа на двузначное столбиком. Вычисление значения числового выражения со скобками. 1 Геометрический материал. Решение задач -5 часов 1 108 Квадрат и куб. Ребра и грани куба. Решение задач на нахождение объёма куба. 1 109 Круг и шар. Распознавание и изображение геометрических фигур. 1 110 Площадь и объем. Единицы площади и вместимости. Решение логических задач. 1 111 Измерение площади с помощью палетки. Определение площади геометрических фигур с помощью палетки. 1 112 Поупражняемся в нахождении площади и объема. Вычисление площади прямоугольника. Сравнение результатов измерения площади прямоугольника по формуле (S = ab) и с помощью палетки. 1 Действия над числами. Решение задач – 3 часа 113 Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач». Проверка выполнения сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел в столбик. Решение задач на встречное движение. Изображение квадратов определенной площади. Сравнение значения числовых выражений и запись полученных результатов. 1 114 Уравнение. Корень уравнения. Нахождение корней сложных уравнений. Определение корня уравнения методом подбора. 1 115 Учимся решать задачи с помощью уравнений. Формулирование условия задачи по данному уравнению. Формулирование и решение обратных задач. 1 Действия над числами -2 часа 116 Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач». Нахождение корня данных уравнений. Решение задач на движение. Составление уравнения, с помощью которого можно решить задачу. Решение задач на нахождение цены товара. 1 117 Контрольная работа №8 по теме: « Действия над числами. Решение задач». 1 Решение задач – 2часа 118 Анализ результатов контрольной работы . Разные задачи. Решение логических задач с помощью таблицы. Решение комбинаторных задач. 1 119 Разные задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). 1 Действия над числами – 2 часа 120 Натуральные числа и число 0 (повторение). Арифметические действия с нулем. 1 121 Алгоритмы вычисления столбиком. Письменные приемы вычисления с натуральными числами. Составление заданий на вычитание столбиком. 1 Величины и их измерение – 2 часа 122 Действия с величинами (повторение). Устные и письменные приемы вычисления с величинами.. Разностное сравнение величин. 1 123 Действия с величинами (повторение). Нахождение части данной величины и величины по данной части. Решение задач с величинами. Кратное сравнение величин. 1 Решение задач -4 часа 124 Как мы научились решать задачи на движение (повторение). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) 1 125 Как мы научились решать задачи на производительность труда(повторение). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда). 1 126 Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости (повторение). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи» (количество товара, его цена и стоимость). 1 127 Итоговая контрольная работа № 9 за год. 1 Геометрические фигуры -2 часа 128 Анализ результатов контрольной работы. Геометрические фигуры и их свойства(повторение). Изображение прямоугольника с данными длинами. Измерение площади прямоугольника и прямоугольного треугольника. Изображение окружности с данным радиусом. 1 129 Геометрические фигуры и их свойства (повторение). ;Построение равностороннего треугольника. Разбиение равностороннего треугольника на 4 одинаковых равносторонних треугольника. С помощью циркуля и линейки делить отрезок на 4 равные части. 1 Действия над числами-7 часов 130 Буквенные выражения и уравнения (повторение). Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками. 1 131 Буквенные выражения и уравнения (повторение). Нахождение корня уравнений. Составление уравнений по данному условию. Составление трёх разных уравнения, корнем каждого из которых является одно и то же число. 1 132 Учимся находить последовательности. 1 133 Работа с данными. Работа с таблицей, построение диаграмм. 1 134 Обыкновенные дроби. Понятиях «знаменатель», «числитель», «дробная черта». Запись по рисунку доли, которую составляет закрашенная часть фигуры от всей фигуры. Чтение и запись обыкновенных дробей. Решение задач с дробями. 1 135 Вопросы для повторения. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. 1 136 Подведение итогов за год. Решение нестандартных задач на смекалку. Решение старинных геометрических задач на перекладывание и разрезание фигур. 1