Программа кружка Умелые ручки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Дополнительные занятия «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели работы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Содержание программы
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет.
Программа «Умелые руки»
1 год (34 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с бумагой и картоном (8 часов).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
Изготовление поделок в технике оригами (лебедь, стрекоза, клубничка, подснежник)
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с тканью (12 часов).
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Работа с бросовым материалом (6 часов).
Конструирование дома для сказочных героев.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с пластилином (6 часов).
Рассказ о глине и пластилине.
Лепка простых по форме овощей, фруктов из пластилина (по образцу).
Лепка простых по форме овощей, фруктов из теста.
Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
Лепка по замыслу детей.
Подведение итогов (1 час).
Учебно- тематический план
№ п/п Темы Общее количество часов
1. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.
План работы на год. 1
2. Рассказ из истории бумаги «Оригами» 1
3-4 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». 2
5-6 Изготовление поделок в технике оригами (лебедь, стрекоза, клубничка, подснежник) 2
7. Знакомство с аппликацией. 1
8. Изготовление карнавальных масок 1
9 Изготовление поздравительных открыток 1
10 Знакомство с напёрстком. 1
11 Знакомство с видами швов. 1
12-13 Изготовление салфетки с бахромой 2
14-15 Знакомство и шитьё мягкой игрушки. 2
17. Беседа об истории лоскутной техники. 1
18-21. Шитьё коврика из лоскутков различной ткани. 4
22-23 Конструирование дома для сказочных героев.
2
24-25. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок 2
26-27. Игрушки из пластмассовых бутылок.
2
28. Рассказ о глине и пластилине. 1
29 Лепка простых по форме овощей, фруктов из пластилина (по образцу). 1
30-31 Лепка простых по форме овощей, фруктов из теста.
2
32 Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. 1
33 Лепка по замыслу детей. 1
34 Подведение итогов 1
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Учебно-тематический план, 2 класс
№ п/п Название темы Количество часов
1 Вводное занятие 1
Конструирование из бумаги 6
2 Рыбка – оригами. 1
3 Дракоша – по выкройке. 1
4 Чертенок – из готовых форм. 1
5 Поздравительная открытка. Вырезание из бумаги сложенной пополам. 2
Конструирование из природного материала. Лепка. 7
1 Лесовик (шишки). 2
2 Рыбка (грецкий орех). 1
3 Чашка (лепка ленточным способом). 2
4 Волк и заяц ( комбинированная лепка). 2
Работа с нитками, проволокой, др. материалом. 10
1 Снежинка из ниток. 2
2 Валентинка. 2
3 Панно из спичек. 3
4 Подарок своими руками. 3
Работа с тканью. Мягкая игрушка. 7
1 Котенок «Гав». 4
2 Мышка. 2
3 Итоговое занятие. 1
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
Расширить знания названий материалов и их назначение;
Способы вырезания бумаги;
Виды швов: «обметочный», «вперед иголка»;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Анализировать свои и чужие изделия (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «обметочный», «вперед иголка».
Учебно-тематический план, 3 класс.
№ п/п Название темы Количество часов
1. Вводное занятие 1
Конструирование из бумаги. 13
2 Бабочка. 1
3-4 Складываем из прямоугольника. 2
5-6 Складываем модули. 2
7-8 Соединяем модули. 2
8-9 Выпуклая аппликация из бумажных полос. 2
10-11 Симметричное вырезание. 2
12-13 Прорезная аппликация. 2
Конструирование из природного материала. Лепка. 7
14 Блюдце (лепка пластическим способом) 1
15-16 Муравей (яичная скорлупа, желудь) 2
17 Обрубовка с помощью готовых форм 1
18 Барельеф 1
19-20 Барыня 2
Работа с нитками, проволокой, др. материалами. 13
21-22 Аппликация из резаных ниток. 2
23-24 Аппликация из ниток. Паук. 2
25-28 Макраме. Вязание узлов, спиральное плетение. 4
29-33 Чеканка. 5
34 Итоговое занятие. 1
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
Расширить знания названий материалов и их назначение;
Способы вырезания, складывания бумаги;
Виды узлов: «спиральный», «плоский»;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Анализировать свои и чужие изделия (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления), исправлять ошибки;
Экономно размечать материалы с помощью шаблонов и по чертежам, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, завязывать узлы «спиральный», «плоский».
Учебно-тематический план, 4 класс
№ п/п Название темы Количество часов
1 Вводное занятие. 1
Конструирование из бумаги. 8
2-3 Тюльпаны – оригами. 2
4-5 Выпуклая прорезная аппликация. 2
6-7 Соединяем в цепочку без клея. 2
8-9 Поздравительная открытка. 2
Конструирование из природного материала. Лепка. 8
10-11 «Расписной» пластилин. 2
12-14 Изделия из слоеного теста. 3
15-17 Папье –маше. 3
Нитки. Текстильные материалы. 11
18-19 Аппликация из цельных нитей. 2
20-21 Натяжение нитей на поверхности. 2
22-25 Натяжение нитей через сквозные отверстия. 4
26-28 Вышивание. 3
Комбинированные работы из различных материалов. 29-30 Матрешка-коллаж. 2
31-32 Богатырь-коллаж. 2
33 Деревянное зодчество. 1
34 Итоговое занятие. 1
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
Расширить знания названий материалов и их назначение;
Способы вырезания, складывания бумаги;
Виды вышивания на ткани и картоне;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Анализировать свои и чужие изделия (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления), исправлять ошибки;
Экономно размечать материалы с помощью шаблонов и по чертежам, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать крестиком.
Литература
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
“Копилка игр сибирячка”
С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.
А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.
Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение.