Конспект открытого занятия кружка «Умелые ручки»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 70 г. Ульяновска
Панова Лариса Евгеньевна
Конспект открытого занятия кружка «Умелые ручки»
Класс: 1 АТема: Работа с бумагой. Изготовление цветка в технике «квиллинг». «Аленький цветочек»
Цель : познакомить с квиллингом - искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги; научить скручивать простые элементы –«тугой ролл» , «глаз» пробудить художественно-творческую активность; закрепить навыки работы с художественными материалами;
Планируемый результат
предметные УУД
познакомить с квиллингом - искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги; научить скручивать простые элементы –«тугой ролл» , «глаз»
пробудить художественно-творческую активность;
закрепить навыки работы с ножницами и бумагой;
умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы.
личностные:
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование умения слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
регулятивные:
планирование практической деятельности на уроке;
познавательные:
формирование представления о разнообразии растительного мира Ульяновской области, о растения, занесённых в Красную книгу;
коммуникативные:
формирование умения работать в парах;
Методическое оснащение занятия:
Изображения растений, занесённых в Красную книгу Ульяновской области
Образцы работ в технике «квиллинг»
Презентация
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, картон, клей, ножницы, салфетки.Методы обучения:
Рассказ
Демонстрация готовых работ
Беседа с объяснением нового материала
Показ трудовых приемов
Самостоятельная работа
Форма организации деятельности: работа в паре, презентация своих работ (мини-выставка).
Словарная работа:
квиллинг
бумагокручение
Тип занятия: занятие-закрепление, урок - творчества.
Содержание занятия:
Организационная часть
Приветствие
Проверка явки учащихся
Пальчиковая гимнастика («Апельсин»)
Проверка готовности учащихся.
Сообщение темы : Первый материал для творчества – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами.
У: С каким видом работы с бумагой мы познакомились на прошлом занятии.
Поставьте цели занятия.
Д: будем завершать выполнение работы «Аленький цветочек» в технике «квиллинг»
У.:Сегодня мы продолжим знакомство с еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Какой вопрос мы задали друг другу на прошлом занятии? (Какой цветок привёз купец младшей дочери в сказке «Аленький цветочек»? Каково его настоящее название и как он выглядит в природе?)
Кто запомнил автора сказки? Что нового мы узнали о нём на занятии в группе продлённого дня и на уроке по окружающему миру?
Д.: Написал сказку С.Т.Аксаков. Он жил в селе Аксаково в Ульяновской области.
У.: Как раньше назывался наш город? (Симбирск)
Что мы предположили? ( Аксаков мог видеть этот цветок у нас в крае.)
Яна и Алина провели небольшое исследование по этому вопросу и вот, что узнали.
(Презентация «Аленький цветочек» о пионе тонколистном)
Автор сказки «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков.
Очень любил Аксаков природу края, где находилось поместье семьи Аксаковых. Сейчас это село Аксаково в Майнском районе Ульяновской области. Именно здесь ключница Пелагея рассказывала маленькому Серёже сказку про аленький цветочек.
Именно в этих местах в мае зацветает удивительно красивый цветок – «дикий пион», научное его название – пион тонколистный.
В Старой Кулатке растение называют красным цветком, а вот в Радищевском районе — ласково: лазорькой или лазоревым цветом.
Сегодня это единственное место, где можно увидеть целые поля диких пионов.
Когда распускается аленький цветочек, местные жители по традиции собираются на Лазоревых холмах. Существует поверье, что участие в таком празднике продлевает жизнь и прибавляет душевного и физического здоровья.
Ульяновская область – родина аленького цветочка, известного как «пион тонколистный»
Пион тонколистный.
Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками.
И он напомнит вам волшебный сон.
Волшебный сон из сказки с чудесами.
Он затаённым пламенем горит,
Но ярко лепестки его лучатся.
И аромат вокруг такой разлит,
Что можно в аромате искупаться.
Практическая работа.
Актуализация опорных знаний.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на карандаш. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Инструктаж по технике безопасности
Правила работы с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу.
Какие правила работы в парах мы должны вспомнить? (обсудить план выполнения работы, распределить работу, помогать друг другу, работать тихо)
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Уборка рабочих мест
Подведение итогов урока
Рефлексия
Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач.
- Давайте вернемся к теме и цели занятия.
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
- Для чего можно использовать такую технику работы? Кому её можно подарить поделку?
Выставка работ учащихся
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.
Самоанализ урока.
Работа по новым стандартам предполагает, что внеурочная деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана и на ее организацию предусмотрено по 10 часов в неделю на каждого ученика. На занятия кружка «Умелые ручки» отводится 1 час в неделю. Посещают кружок 15 человек. В настоящее время 3 человека болеют. Состав формировался исключительно на основе желаний детей.
Тема сегодняшнего занятия: Работа с бумагой. Изготовление цветка в технике «квиллинг». «Аленький цветочек»
Цель : познакомить с квиллингом - искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги; научить скручивать простые элементы –«тугой ролл» , «глаз» пробудить художественно-творческую активность; закрепить навыки работы с художественными материалами;
Планируемый результат
предметные УУД
познакомить с квиллингом - искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги; научить скручивать простые элементы –«тугой ролл» , «глаз»
пробудить художественно-творческую активность;
закрепить навыки работы с ножницами и бумагой;
умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы.
личностные:
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование умения слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
регулятивные:
планирование практической деятельности на уроке;
познавательные:
формирование представления о разнообразии растительного мира Ульяновской области, о растения, занесённых в Красную книгу;
коммуникативные:
формирование умения работать в парах;
Работа в технике «квилинга» очень нравится детям. Изготовление поделки рассчитано на два занятия. Сегодняшнее занятие второе по теме. Поделку назвали «Аленький цветочек», потому что совсем недавно в ГПД дети смотрели мультфильм, а после этого я читала сказку. Мы с ребятами, освоив изготовление основных элементов квиллинга, посчитали, что из элементов квиллинга «глаз», «капля» лучше всего получатся лепестки для цветов. Решили выполнить цветок. Название придумали сами дети. У ребят возник вопрос: существует ли в природе аленький цветочек. Это и стало поводом для использования краеведческого материала на занятии. Чтобы активизировать познавательный интерес, девочкам было дано задание найти ответ на этот вопрос. Конечно, с моей помощью, с помощью родителей они с заданием справились, и, помимо трудовых навыков, дети на занятии узнали для себя новое о родном крае.
Методы: для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, объяснение техники выполнения)
• наглядные (мультимедийная презентация, выставка работ)
В ходе занятия были использованы различные формы работы учащихся:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.
На занятии, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах. Я считаю, что данное занятие цели достигло. Подобранный материал был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения себя оправдали, так как дети работали с увлечением, освоили новую технику, узнали новое о родном крае. А основная цель организации внеурочной деятельности – пробудить интерес у ребёнка, способствовать его всестороннему развитию.