Рабочая программа по внеурочной деятельности Умелые ручки -2 класс.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36

«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 36
Приказ от __________2015 №______
________ Сирота Л.И.
Подпись директора
МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Умелые ручки»
(указать внеурочный курс)
Уровень общего образования(класс)
________начальное общее образование 2 класс_______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__34 часов_
Учитель ___Борцова Ольга Ивановна____________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе
-авторской программы авторской программы курса «Умелые ручки» Кудашевой А.А.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Умелые ручки» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы), (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Основной общеобразовательной программы начального общего образования/ основного общего образования/ среднего общего образования на 2015-2016 учебный год, (Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации)- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию ( письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»)
- Примерной общеобразовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
- Авторской программы по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны.

Цели реализации программы:
-развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству
- развитие внимания, памяти, воображения, усидчивости
- формирование практичной личности
- формирование творческого подхода к выбранному виду деятельности
Задачами реализации данного курса являются:
- обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности;
- создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;- создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
-знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как проблема, гипотеза;
-понимание учащимися ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые ручки» Кудашевой Анны Анатольевны.
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность внеурочного курса в достижении обучающимся планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Внеурочный курс «Умелые ручки» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности. Программа, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности курса «Умелые ручки» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
При усвоении содержания курса «Умелые ручки» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Умелые ручки» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с и числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.

3 . Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 занятия для обучающихся 2 класса по 1ч. в неделю.

4 . Содержание курса внеурочной деятельности
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы

5. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
            Регулятивные УУД:
   - определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на занятии,
 -учиться выявлять и формулировать проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на занятии;
-учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
 
          Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
            Коммуникативные УУД:
-уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме , коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
-знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
- наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
-организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
-  моделировать несложные изделия;
-знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
- уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
-уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами
6 .Тематическое планирование
Раздел программы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика УУД
Введение 2 знакомство с планом работы, составление плана определённой работы уметь составлять план работы
Работа с бумагой и картоном 20 разметка простых фигур на глаз, по трафарету, по шаблону, на просвет, через копировальную бумагу;
складывание, вырезание. прорезание;
склеивание деталей, наклеивание деталей. уметь размечать простые фигуры на глаз, по трафарету, по шаблону, на просвет, через копировальную бумагу; уметь складывать, вырезать, прорезать;
уметь выбирать нужный вид клея для работы, уметь склеивать и наклеивать детали.
Работа с тканью и нитками различных видов 16 подготовка штопальной иглы к работе, деление швов по назначению, выполнение швов, пришивание пуговиц, выполнение простых швов уметь подготовить штопальную иглу к работе, уметь различать швы по назначению, уметь выполнять простые виды швов
Работа с природным материалом. 10 подготовка природного материала к работе, выполнение подбора материала по цвету, по форме, по размеру, склеивание, окрашивание;
плетение, укладка, покрытие лаком
уметь подготавливать природный материал к работе, выполнять подбор материала по цвету, по форме, по размеру, склеивать, окрашивать;
выполнять простое плетение, покрывать лаком
Работа с пластилином, солёным тестом 8 подготовка пластилина, солёного теста к работе, получение «расписного» пластилина, отпечатывание на пластилине, выполнение обрубовки с помощью готовых форм, лепка простых предметов уметь подготовить пластилин, солёное тесто к работе, получать «расписной» пластилин, отпечатывать на пластилине, выполнять обрубовку с помощью готовых форм, лепить простые предметы
Художественное творчество 12 подбор подходящих материалов для изготовления различных изделий из разных материалов уметь выполнять подбор для изготовления различных изделий из разных материалов
7.Календарно –тематическое планирование
№п/п Дата Тема Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Виды контроля
Введение 2 1 03.09 Знакомство с понятием «план» знакомство с планом работы 2 07.09 Составление плана работы составление плана намеченной работы уметь составлять плана намеченной работы Работа с бумагой и картоном 20 3 10.09 Оригами (тюльпан) 1 разметка простых фигур на глаз, по трафарету, по шаблону, на просвет, через копировальную бумагу;
складывание, вырезание. прорезание;
склеивание деталей, наклеивание деталей.
уметь размечать простые фигуры на глаз, по трафарету, по шаблону, на просвет, через копировальную бумагу; уметь складывать, вырезать, прорезать;
уметь выбирать нужный вид клея для работы, уметь склеивать и наклеивать детали.
4 12.09 Оригами (стрелочка) 1 5 17.09 Симметричное вырезание
(насекомые) 1 6 21.09 Симметричное вырезание
(растения) 1 7 24.09 Симметричное вырезание
(наряд для баночки) 1 8 28.09 Выпуклая аппликация (птица) 1 9 01.10 Выпуклая аппликация (клоун) 1 10 05.10 Прорезная аппликация (панда) 1 11 08.10 Художественное конструирование 1 12 12.10 Художественное конструирование 1 13 15.10 Художественное конструирование 1 14 19.10
Художественное конструирование 1 15 22.10 Объёмные фигуры (пирамидки) 1 16 26.10 Объёмные фигуры(ларец) 1 17 29.10 Аппликация (открытка) 1 18 02.11 Аппликация (открытка) 1 19 05.11 Аппликация (открытка) 1 20 09.11 Аппликация (снежная ночь) 1 21 12.11 Аппликация (дома) 1 22 16.11 Аппликация (город) 1 Работа с тканью и нитками различных видов 16 23 19.11 Аппликация из ниток(бабочка) 1 подготовка штопальной иглы к работе, деление швов по назначению, выполнение швов, пришивание пуговиц, выполнение простых швов уметь подготовить штопальную иглу к работе, уметь различать швы по назначению, уметь выполнять простые виды швов 24 23.11 Аппликация из ниток(одуванчик) 1 25 26.11 Аппликация из скрученных ниток(улитка) 1 26 30.11 Аппликация из ткани(деревья) 1 27 03.12 Спиральное плетение (вьюнок) 1 28 07.12 Спиральное плетение (вьюнок) 1 29 10.12 Плоское полотняное плетение 1 30 14.12 Плоское полотняное плетение 1 31 17.12 Плоское полотняное плетение 1 32 21.12 Тамбурные швы 1 33 24.12 Стебельчатый шов 1 34 28.12 Петельный шов 1 35 11.01 Шов через край 1 36 14.01 Пришивание пуговиц 1 37 18.01 Пришивание пуговиц 1 38 21.01 Шитьё по выкройкам 1 Работа с природным материалом. 10 39 25.01 Аппликация из семян 1 подготовка природного материала к работе, выполнение подбора материала по цвету, по форме, по размеру, склеивание, окрашивание;
плетение, укладка, покрытие лаком
уметь подготавливать природный материал к работе, выполнять подбор материала по цвету, по форме, по размеру, склеивать, окрашивать;
выполнять простое плетение, покрывать лаком
40 28.01 Аппликация из семян 1 41 01.02 Аппликация из соломки 1 42 04.02 Аппликация из соломки 1 43 08.02 Аппликация из опилок 1 44 11.02 Аппликация из опилок 1 45 15.02 Плетение из рогоза 1 46 18.02 Плетение из рогоза 1 47 25.02 Плетение из рогоза 1 48 29.02 Плетение из рогоза 1 Работа с пластилином, солёным тестом 8 49 03.03 Расписной пластилин (смешивание) 1 подготовка пластилина, солёного теста к работе, получение «расписного» пластилина, отпечатывание на пластилине, выполнение обрубовки с помощью готовых форм, лепка простых предметов уметь подготовить пластилин, солёное тесто к работе, получать «расписной» пластилин, отпечатывать на пластилине, выполнять обрубовку с помощью готовых форм, лепить простые предметы 50 05.03 Расписной пластилин
(разрезание) 1 51 10.03 Печатание на пластилине (печатный пряник) 1 52 14.03 Аппликация из пластилина (дерево) 1 53 17.03 Аппликация из пластилина(цвет вишни) 1 54 21.03 Объёмные изделия(ларец) 1 55 24.03 Объёмные изделия(цветок) 1 56 28.03 Объёмные изделия (черепаха) 1 Художественное творчество 12 57 31.03 Куклы- артисты 1 подбор подходящих материалов для изготовления различных изделий из разных материалов уметь выполнять подбор для изготовления различных изделий из разных материалов 58 04.04 Куклы- артисты 1 59 07.04 Аппликация из ваты (слоёный пирог) 1 60 11.04 Аппликация из ваты (цветы) 1 61 14.04 Коллаж (матрёшка) 1 62 18.04 Коллаж (матрёшка) 1 63 21.04 Коллаж (богатырь) 1 64 25.04 Коллаж (богатырь) 1 65 28.04 Барельеф (русалочка) 1 66 05.05 Барельеф (русалочка) 1 67 12.05 Барельеф (цветы вишни) 1 68 16.05Барельеф (цветы вишни) 1 8. Учебно –методическое и материально –техническое обеспечение внеурочной деятельности
№ Название Авторы
8.1Учебно- методическое пособие
1 «Умелые ручки» .А.А.Кудашева М,2011
2 «Уроки мастерства» 2 класс Т.Н.Проснякова,Самара,2010

9Дополнения и изменения в Рабочей программе
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методического совета
МОБУ СОШ № 36
от __________20______года № ___
_________ ______________
подпись расшифровка подписи
руководителя МС СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
директора по УВР
____________ ________________
подпись расшифровка подписи
___ ___________20____года