Рабочая программа кружка Умелые ручки
МКОУ «Богатовская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
Утверждено
Директор школы
_______ /Рубан М.П./
Приказ № _____________
от «___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Умелые ручки»
Количество часов - 38 часов - 1 час в неделю
Учитель - Евграфова Людмила Владимировна
2015/2016уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня, когда остро стоит вопрос занятости детей, развития их творческого потенциала, умения занимать свое свободное время полезными делами, большое внимание уделяется дополнительному образованию учащихся посредством вовлечения их в кружковую работу. С этой целью на базе нашей школы работают кружки, один из которых - «Умелые ручки». Деятельность кружка тесно связана с учебно-воспитательным процессом, который, чаще всего отображается в классных или общешкольных мероприятиях.
Программа рассчитана на 38 часов в год, 1 час в неделю.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.
Цель программы - гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
• научить приёмам исполнительского мастерства;
• научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
• научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и инструментами декоративно–прикладной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации.
Новизна программы кружка — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. В кружке создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Такой образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
• занятия в свободное время;
• обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
• детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
• во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие творческие способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в мастерской интересной и увлекательной.
• все встречи основаны на обязательной мотивировке творческой деятельности детей и созидательном труде.
• в процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
В программе для изучения включены следующие блоки: работа соленым тестом, работа с бумагой (квилинг, модульное оригами, скрапбукинг); работа с бисером и проволокой, работа с тканями, лентами и пряжей.
Интегрированный характер содержания кружка предполагает построение процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
В основу рабочей программы кружка положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Особенности организации данных занятий в том, что обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства, разных мастеров, используют интернет мастер-классы.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов. Программе присущи практико-ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект.
Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на занятии.
Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется участию в выставках-конкурсах, научно-практических конференциях, выполнение коллективных и индивидуальных проектов.
Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• высказываться в устной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• строить рассуждения об объекте;
• обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
• подводить под понятие;
• проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
• использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
● развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
● познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
● использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
● познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
● создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
● совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса должны знать:
● о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
● о видах декоративно-прикладного искусства;
● о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, солома, тесто), сочетание аппликации с вышивкой;
● начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
● народные традиции в изготовлении игрушек;
● начальные сведения о флористике;
● начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства;
● безопасные приёмы работы с необходимыми инструментами и приспособлениями;
● правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
уметь:
● работать нужными инструментами и приспособлениями;
● последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
● изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги (техника квилинг, скрапбукинг);
● изготавливать декоративные изделия из ракушек для оформления интерьера;
● изготавливать мягкие игрушки из различных тканей, картины из лент;
● пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться в схемах.
Контроль знаний определяется следующими формами:
● устный опрос
● один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
● поставить в соответствие термины и их содержание
● вставить пропущенное ключевое слово
● опрос "по цепочке"
● обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
● повторение последней фразы и оценка ее корректности
● продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
● маршрутная карта
Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида бумажного искусства в доступной форме.
В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах.
Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;
- дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно-прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;
- у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы.
- ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
- создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Содержание кружка
1. Вводное занятие (1 ч.)
Вводное занятие. Первичный инструктаж по ТБ. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
Практическая работа: знакомство с работой кружка.
2. Работа с солёным тестом (4ч.)
Состав теста, приготовление теста для работы, создание эскиза, выполнение работы, оформление картины.
Практическая работа: выполнение творческих работ из солёного теста.
3. Работа с бумагой (5 ч.)
Порядок создания занимательных изделий из бумаги: картины с использованием квилинга, модульного оригами, портреты.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Проведение конкурса-выставки.
4. Работа с бисером и проволокой (11 ч.)
Знакомство с разными видами техник выполнения изделий из бисера. Материалы и инструменты для выполнения работ. Плоские и объемные изделия.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой и бисером; ознакомление с видами изделий из бисера, изготовление плоских и объемных изделий из бисера.
Проведение конкурса-выставки работ участников кружка.
5. Работа с тканями, лентами, пряжей (13 ч.)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, при работе на швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
Лоскутное шитье, изделия из лоскутов.
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета.
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.
Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.
Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.
Практическая работа: создание изделий в технике лоскутного шитья, создание композиции с изображением пейзажа, иллюстрации к сказкам.
Вышивка лентами.
Технология вышивки лентами, материалы и инструменты для работы. Подбор сюжета. Приёмы выполнения работ в данной технике.
Практическая работа: создание картины вышитой лентами.
6. Отчётная выставка-ярмарка работ школьников (3 ч.)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Резерв учебного времени – 1 ч.
Тематический план кружка «Умелые ручки»
№ п/пНаименование темы, содержание занятий и их цели Кол-во часов
1 Вводное занятие
Первичный инструктаж по ТБ. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
Практическая работа: знакомство с работой кружка изделия учеников выполненными на кружковой работе. 1
2 Работа с солёным тестом
Состав теста, приготовление теста для работы, создание эскиза, выполнение работы, оформление картины.
Практическая работа: выполнение творческих работ из солёного теста. 4
3 Работа с бумагой
Порядок создания занимательных изделий из бумаги: картины с использованием квилинга, модульного оригами, портреты.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Проведение конкурса-выставки. 5
4 Работа с бисером и проволокой
Знакомство с разными видами техник выполнения изделий из бисера. Материалы и инструменты для выполнения работ. Плоские и объемные изделия.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой и бисером; ознакомление с видами изделий из бисера, изготовление плоских и объемных изделий из бисера.
Проведение конкурса-выставки работ участников кружка. 11
5 Работа с тканями, лентами, пряжей
Мягкая игрушка
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, при работе на швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
Лоскутное шитье, изделия из лоскутов.
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета.
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.
Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.
Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.
Практическая работа: создание изделий в технике лоскутного шитья, создание композиции с изображением пейзажа, иллюстрации к сказкам.
Вышивка лентами.
Технология вышивки лентами, материалы и инструменты для работы. Подбор сюжета. Приёмы выполнения работ в данной технике.
Практическая работа: создание картины вышитой лентами. 13
6 Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
3
Резерв: 1
ИТОГО: 38
Календарно-тематический план кружка «Умелые ручки»
№ п/пДата проведения Наименование темы, содержание занятий и их цели Кол-во часов
план факт 1 7.09 Вводное занятие
Первичный инструктаж по ТБ. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
Практическая работа: знакомство с работой кружка изделия учеников выполненными на кружковой работе. 1
2
-
3 14.09
21.09 Работа с солёным тестом
Состав теста, приготовление теста для работы, создание эскиза,
Практическая работа: выполнение творческих работ из солёного теста. 2
4
-
5 Работа с солёным тестом
Выполнение и оформление картины.
Практическая работа: выполнение творческих работ из солёного теста. 2
6
-
7 Работа с бумагой
Порядок создания занимательных изделий из бумаги: картины с использованием квилинга, модульного оригами, портреты.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. 2
8
-
9
-
10 Работа с бумагой
Выполнение задуманной работы
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Проведение конкурса-выставки. 3
11
-
12 Работа с бисером и проволокой
Знакомство с разными видами техник выполнения изделий из бисера. Материалы и инструменты для выполнения работ.
Плоские изделия.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой и бисером; ознакомление с видами изделий из бисера, изготовление плоских изделий из бисера.
2
13
-
14 Работа с бисером и проволокой
Плоские изделия.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой и бисером; изготовление плоских изделий из бисера.
2
15
-
16 Работа с бисером и проволокой
Объемные изделия.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой, леской и бисером; изготовление объемных изделий из бисера. 2
17
-
18 Работа с бисером и проволокой
Объемные изделия.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой, леской и бисером; изготовление объемных изделий из бисера. 2
19
-
20
-
21 Работа с бисером и проволокой
Объемные изделия. Конкурс работ.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с проволокой, леской и бисером; изготовление объемных изделий из бисера.
Проведение конкурса-выставки работ участников кружка. 3
22
-
23 Работа с тканями, лентами, пряжей
Мягкая игрушка
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
2
24
-
25 Мягкая игрушка
Изготовление игрушки
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, при работе на швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
2
26
-
27 Лоскутное шитье, изделия из лоскутов.
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета.
Эмоциональное воздействие декоративной композиции.
Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.
Эскиз выбранного изделия.
Практическая работа: создание изделий в технике лоскутного шитья, создание композиции с изображением пейзажа, иллюстрации к сказкам.
2
28
-
29 Лоскутное шитье, изделия из лоскутов.
Пошив выбранного изделия.
Практическая работа: создание изделий в технике лоскутного шитья, создание композиции с изображением пейзажа, иллюстрации к сказкам.
2
30
-
31 Вышивка лентами.
Технология вышивки лентами, материалы и инструменты для работы. Подбор сюжета. Приёмы выполнения работ в данной технике.
Практическая работа: создание картины вышитой лентами. 2
32
-
33
-
34
Вышивка лентами.
Практическая работа: создание картины вышитой лентами. 2
35
-
36 Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.
2
37
Подведение итогов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
1
38 Итоговое занятие.
Анализ выполненной работы за год 1
ИТОГО: 38
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК:
Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 245, [2] c.: ил.
Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: учебник / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 287, [1] c.: ил.
Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: учебник / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.:Дрофа, 2014. – 254, [2] c.: ил.
Технология. Обслуживающий труд. 8 кл.: учебник / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая и др. – М.:Дрофа, 2014. – 253, [3] c.: ил.
Вышивка лентами / сост. В. Ю. Гаврилова. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011. – 128 с.: ил.
Модульное оригами. Складывание объемные фигурки из бумаги. / М. А. Карлесси. – Х. «Клуб семейного досуга», 2014. – 126 с.
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
http://drofa.ru/books/vertical/2136380s1_part1.pdf
imc.taseevo.rukollegi.kzргоshкоlu.rushk-tehnologia.rutehnologia247.ucoz.ru
www.liveinternet.ru/tags/мк+по+рукоделию/
Материально-техническое обеспечения
Кабинет обслуживающего труда.