Рабочая программа кружка Умелые ручки


«Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ с.Хайыракан С.Г. Монгуш

  ___________

Рабочая программа кружка
«Умелые ручки» (для детей 6,5 - 10 лет)
Название курса (кружка, секции)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _1_ от 26.08. 2016г.
 
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе сборника серии «Стандарты второго поколения» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», изд. М.«Просвещение», 2010 г.
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки » рассчитана на детей с 6,5 до10 лет.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Учащиеся знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрываю возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.  Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагаю использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
Цель кружка: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
совершенствовать эстетический вкус детей;
развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Формы и  методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете начальных классов.
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы
Планируемые результаты
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Учебно-тематическое планирование 2 класс (68 часов)
№ п/п Темы Общее количество часов
1 Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
Аппликация «Осенняя картинка» 2
2 Рисуем бабочку.
Аппликация из листьев «Бабочка». 2
3 Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.
Коллективное панно «Снова осень к нам пришла» 2
4 Поделки из подручных материалов. «Собачка из спичечных коробков»
Панно из семян «Узоры осени». 2
5 Поделки из пряжи и ниток. «Куклы из ниток».
Игры с куклами. Работа с бумагой. Закладка для книги. 2
6 Лепка из пластилина «Колобок»
Лепка из пластилина «Медведь». 2
7 Рисуем рыбок.
Аппликация «Подводное царство». 2
8 Панно из соленого теста «Ваза с цветами» 2
9 Панно из соленого теста «Ваза с цветами» 2
10 Новогодние украшения Фонарики 2
11 Игрушки из яичной скорлупы «Клоун» 2
12 Работа с бумагой. Поздравительная открытка «С Новым годом!» 2
13 Работа с бумагой. Игрушки из конуса «Дед Мороз». 2
14 Поделки из подручных материалов. Аппликация из ваты «Снеговик» 2
15 Лепка из соленого теста «Снежная картинка». 2
16 Работа с бумагой. Открытка для папы. 2
17 Работа с подручным материалом. Игольница «Рыбка». 2
18 Рисуем букет для любимой мамочки.Работа с бумагой. Открытка для мамы. 2
19 Работа с бумагой. Игрушки из конуса «Кот Мурзик». 2
20 Работа с бумагой. Игрушки из конуса «Собачка». 2
21 Лепка из пластилина «Жаворонок» 2
22 Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами). 2
23 Поделки из подручных материалов. Погремушка из спичечного коробка. 2
24 Поделки из пряжи и ниток. Гномик-подвеска. 2
25 Поделки из ткани. Кошелек “Мурка”. 2
26 Поделки из подручных материалов. Чудо–аквариум. 2
27 Поделки из бумаги. Мозаика из бумаги “Бабочка” 2
28 Изготовление букета цветов с использованием ниток. 2
29 Аппликация из резаных ниток «Лебедь» 2
30 Объёмная аппликация «Цветы» 2
31 Поделки из солёного теста «Озорные буквы» 2
32 Оригами «В мире чудес» 2
33 Оригами «В мире чудес» 2
34 Конкурс рисунков на асфальте «В каждом рисунке солнце» 2
ИТОГО: 68
Тематическое планирование 3 класс (68 часов)
 
№ Содержание работы Кол.
Час.
Раздел Изделие 1. Экскурсия в природу
  Сбор природного материала 2
2.  Работа с пластилином Рельефное изображение животных 2
3. Работа с белой глиной Лепка фруктов процарапыванием 2
4. Работа с соломой Приготовление соломы к работе 2
5. Работа с соломой Аппликация цыпленка 2
6. Работа с соломой Окончание работы 2
7. Работа с тканью Аппликация из ткани 2
8. Работа с опиломМозаика
«Петушок» 2
9. Работа с птичьим пером Аппликация
«Собачка» 2
10. Работа с ракушками Объёмные аппликации 2
11. Работа с яичной скорлупой Аппликация цветов 2
12. Работа с тканью. Мягкая игрушка «Собачка» 2
13. Работа с тканью. Продолжение работы. 2
14. Работа с тканью Цветы из капроновой ленты 2
15. Работа с тканью Цветы из капроновой ленты 2
16. Работа с тканью. Мягкая игрушка «Курочка – рябушка» 2
17. Работа с соленым тестом Фрукты. 2
18. Работа с соленым тестом Подсолнух. 2
19.  
Работа с бумагой  
Аппликация Незнайки, Буратино и других героев 2
20. Работа со спичечными коробками Изделие: волк, заяц, лягушка 2
 
21. Работа с пластмассовыми бутылками Изготовление вазы 2
22. Папье – Маше. Плетеная корзинка-уточка. 2
23. Папье – Маше. Плетеная корзинка-уточка. 2
24. Папье – Маше. Изготовление блюдца 2
25. Папье – Маше. Изготовление чашки 2
26. Работа с бумагой Аппликация «Весна» 2
27. Работа с бумагой Аппликация «Цветы» 2
28. Работа с бумагой Аппликация « На лугу» 2
29. Работа со стружками Аппликация собачки 2
30. Работа со стружками Аппликация собачки 2
31. Работа со стружками Аппликация «Котёнок» 2
32. Работа со стружками Аппликация «Котёнок» 2
33. Работа с бумагой Подарок выпускнику 2
34 Работа с бумагой Подарок выпускнику 2
Итого: 68
Показатели эффективности достижения планируемых результатов программы
Показатели эффективности реализации программы
Показатели Степень выраженности
оцениваемого качества Возможное
кол-во баллов Кол.
обуч-ся%
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям 1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);
2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);
3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1 балл
5 баллов
10 баллов
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям
1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);
2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);
3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1 балл
5 баллов
10 баллов
Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
  1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).  1 балл
5 баллов
10 баллов
Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе Удовлетв.
Хорошо
Отлично Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Удовлетв.
Хорошо
Отлично
Список литературы
Для учителя:
1.Технология.Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева, изд-во «Вентана-граф», Москва, 2002 г.

Для детей:
1.Большая энциклопедия поделок.Н.В.Дубровская, изд-во «АСТРЕЛЬ», Москва, 2011 г.
2.Умные руки. Н.А. Цирулик, изд-во «Учебная литература», Самара, 2005 г.
3.Украшения и поделки из солёного теста. Л. Чурина, изд-во «АСТ», Москва,2010 г.