Рабочая программа по физике для 7-8 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2011;
Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2011;
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9 – М.: Дрофа, 2012.
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Экзамен, 2011.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012
О.И. Громцева Физика-7. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Экзамен, 2011
Физика-8. О.И. Громцева . Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Экзамен,2011
Минькова Р.Д.Тетрадь для лабораторных работ2011М.: Экзамен
О.И. Громцева . Физика-9. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Экзамен,2011
Зорин Н.И. Контрольно-измерительные мтериалы по физике: 7-9 кл.- М.: Вако, 2010
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Тематическое планирование
7 класс
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч. Тема
программы Кол-во
часов по программе Кол-во
лабораторных
работ Кол-во
Контрольн.
работ
1 Введение 7 1 -
Первоначальные сведения о строении вещества 8 1 1
2 Взаимодействие тел 26 4 2
Давление твердых тел, жидкостей и газов 15 2 1
3 Работа, мощность, энергия 12 2 1
Всего 68 ч. 10 4
Учебно-методический комплекс
№
п\пАвторы,
составители Название учебного издания Годы издания Издательство
1. А.В. ПерышкинФизика-7кл 2011 М. Дрофа
2. В.И. ЛукашикСборник задач по физике7-9кл. 2009 М.Просвещение
3. А.В.Чеботарева Тесты по физике. О.И. Громцева Физика-7 2012 М.: Экзамен
4. О.И. ГромцеваСамостоятельные и контрольные работы. 2011 М.: Экзамен
5. Г.Н.Степанова Сборник задач по физике- 7-8 кл2009 СПб: Спец.литература
6. А.В. ПерышкинСборник задач по физике- 7-9 кл2008 М. Экзамен
7. В.А. Волков
Тесты по физике- 7-9 кл2009
М.: Вако8. Минькова Р.Д. Тетрадь для лабораторных работ 2011 М.: Экзамен
Тематический план по курсу физики 7 класс
Базовый уровень
(68 часов, 2 часа в неделю)
№
П/П Тема
программы Кол-во
часов по программе Содержание темы Контрольные, лабораторные, практические работы, перечень экскурсий Требования к уровню подготовки учащихся
Введение 7 Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Физика и техника.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Лабораторные работы и опыты:
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Измерение длины.
Измерение объёма жидкости и твердого тела.
Измерение температуры.
Знать определения, понятия: содержание физической науки; физические явления; вещество; тело;
наблюдения и опыты, их различия; физические величины; физические приборы.
Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин; пользоваться мензуркой; вычислять цену деления шкалы; погрешность измерений.
-
Первоначальные сведения о строении вещества 8 Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Контрольная работа № 1. «Первоначальные сведения о строении вещества».
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
Знать определения, понятия: молекула вещества; атом; диффузия; твердое тело; жидкости; газы; температура; модель кристаллической решетки; свойства газообразных, жидких, твердых тел.Уметь: объяснять физические явления; объяснять свойства тел; объяснять увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении); раскрывать особенности явления диффузии, броуновского движения; определять размеры малых тел; записывать большие и малые числа; измерять объем жидкости с помощью мензурки.
Взаимодействие тел 26 Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения,
упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Контрольная работа № 2. «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Контрольная работа № 3.
«Взаимодействие тел»
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Знать понятия и определения: механическое движение, траектория, путь, равномерное и неравномерное движение, скорость, единицы скорости, средняя скорость, материальная точка, координаты точки, перемещение, инерция, масса тела, единица массы, плотность вещества, сила, деформация, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, вес тела, динамометр, равнодействующая сила, сила трения.Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение, рассчитывать скорость, находить путь, перемещение, отличать их, определять координаты точек, читать графики скорости, пути, перемещения; графически изображать силы, измерять массу тела, находить плотность вещества, вычислять массы тела по плотности и объему, работать с динамометром, находить равнодействующую силу, составлять схемы векторов сил, действующих на тело; измерять силу трения скольжения.
Решать: качественные и расчетные задачи по определению массы, плотности, силы.
Пользоваться: весами, динамометром, таблицей плотности веществ.
Давление твердых тел, жидкостей и газов 15 Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Контрольная работа № 4.
«Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Знать понятия и определения: давление, единица давления, давление газа, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды (шлюзы, водопровод, водомерное стекло), вес воздуха, атмосферное давление, опыт Торричелли, насосы, манометры, пресс, Архимедова сила, плавание тел, условия плавания.Уметь: объяснять причину возникновения давления внутри жидкости, газа; пользоваться барометром – анероидом, рассчитывать давление в жидкости и газе; объяснять устройство и действие шлюзов, водопровода, водомерного стекла; объяснять явления, подтверждающие существование атмосферного давления; объяснять причины возникновения выталкивающей силы.
Пользоваться: манометром, насосом, барометром – анероидом.
Работа, мощность, энергия 12 Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Контрольная работа № 5 по теме «Работа и мощность. Энергия».
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Знать понятия и определения: механическая работа, мощность, единицы измерения работы и мощности, понятие об энергии, потенциальная и кинетическая энергии, закон сохранения энергии, момент силы, правило моментов, рычаг, блоки, «золотое правило» механики, КПД механизмов и машин, выигрыш в силе.Уметь: вычислять работу, мощность, момент силы; изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы, пользоваться рычажными весами, находить КПД машин, рассчитывать потенциальную энергию тела, поднятого над Землей; использовать закон сохранения энергии, объяснять назначение механизмов.
Всего 68 ч. 10 4
Календарно-тематический план по курсу физики в 7 классе
Тема 1. Введение (7 часа).
Задачи к теме: осуществить глубокую мотивацию изучения физики, продолжить формирование знаний о природе, её изменениях (явления), об изучении физических явлений с помощью наблюдений и опытов, познакомить с методами научного познания, некоторыми понятиями, которыми оперирует физика, а также, оборудованием, которым пользуются при изучении физики. Раскрыть роль физики в развитии техники, и роли техники в повышении производительности труда, и улучшении условий жизни человека.
Дата
план Дата
факт № П\ПТема урока Тип урока
Форма урока Содержание учебного материала Форма контроля Информационно-методическое обеспечение ДЗ
У- 1/1 Что изучает физика. Физические явления. Изучение нового материала
Урок-беседа Физика - одна из наук о природе. Основная задача физики. Демонстрационный эксперимент по теме
(А.А.Покровский) § 1
Задание 1.
У – 2/2 Наблюдения и опыты. Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа Основные методы изучения физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Наблюдения и опыты – основные источники физических знаний. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме §2,3
№ 4,5.
У – 3/3 Физические величины. Измерение физических величин. Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа
Практическая работа Определение физической величины. Примеры физических величин и единиц их измерения (длина, температура, время и т.д.). Практическая работа Демонстрационный эксперимент по теме §4
Упр.1
4/4 Точность и погрешность измерений Комбинированный урок.
Урок-беседа
Практическая работа
Решение задач Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Запись результатов измерений с учетом погрешности Практическая работа
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме §5
Вопросы
Задание 1
У – 5/5 Физика и техника.
Изучение нового материала
Урок-лекция Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Таблица §6
Вопросы
У – 6/6 Лаб. раб.№1 «Определение цены деления измерительного прибора». Комбинированный урок.
Лабораторная работа Лаб. раб.№1 «Определение цены деления измерительного прибора». Лабораторная
работа Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. Лаб. раб.№1 §1-6
составить словарь терминов
№ 39,41,
У – 7/7 Проверочная работа. «Физические явления. Точность и погрешность измерений. Определение цены деления измерительного прибора». Комбинированный урок.
Письменный опрос «Физические явления.
Точность и погрешность измерений. Определение цены деления измерительного прибора». Письменный опрос О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. № 40,44
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (8 часов).
Задачи к теме: сформировать представление о молекулярном строении вещества, движении, о взаимодействии молекул, о зависимости скорости движения молекул от температуры, о том, что взаимодействие молекул определяет состояние вещества. Показать познаваемость природы, могущество ума человека в познании природы.
Дата
план Дата
факт № п/п Тема урока Тип урока
Форма урока
Содержание учебного материала Форма
контроля Информационно-методическое обеспечение ДЗ
У -8/1 Строение вещества. Молекулы.
Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа
Практическая работа Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Объяснение строений и свойств веществ наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Устный опрос
Практичес-кая работа Демонстрационный эксперимент по теме.
Модели
строения
кристаллических тел §7,8
С.
№ 62,64
У- 9/2 Броуновское движение Изучение нового материала
Урок-беседа Броуновское движение.
Модель « Броуновского движения» Демонстрационный эксперимент по теме
Модель «Броуновского движения» конспект
10/3 Лаб. раб №2 «Измерение размеров малых тел». Комбинированный урок.
Лаб. раб Выполнять по описанию в л/ тетради, использовать образцы с культурами (гречка, рис, перловка, горох, фасоль) Лаб раб Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. У- 11/4 Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа
решение качественных задач Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии. Броуновское движение. Устный опрос
решение качествен-ных задач Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§9
вопросы
Задание 2
У- 12/5 Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа
решение качественных задач Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Наличие взаимодействия между молекулами твердых тел и жидкостей. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явления смачивания и несмачиванияУстный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме §10
Упр.2
13/6 Три состояния вещества. Комбинированный урок
Устный опрос
Урок-беседа
решение качественных задач Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Особенности трех состояний вещества. Устный опрос
решение качествен-ных задач Демонстрационный эксперимент по теме
№127-129
У- 14/7 Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа
решение качественных задач Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. Устный опрос
решение качествен-ных задач Демонстрационный эксперимент по теме §11,12
зад. 3 к §12,
У-15/8 Контрольная работа.
«Первоначальные сведения о строении вещества». Урок контроля и оценивания знаний.
Контрольная работа.
Проверка и обобщение знаний и умений по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Контрольная работа. О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. §1-12
Тема 3. Взаимодействие тел (26 час).
Задачи к теме: сформировать четкие представления о механическом движении, его характеристиках, причинах его вызывающих(взаимодействии). Показать объективность проявления законов физики в быту и технике; роль механизации производства в повышении производительности труда, улучшении жизни человека.
Дата
план Дата
факт № п/п Тема урока Тип урока
Форма урока
Содержание учебного материала Форма
контроля Информационно-методическое обеспечение ДЗ
У- 16/1 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Изучение нового материала
Урок-беседа Понятие механического движения. Характеристика равномерного и неравномерного движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути. Демонстрационный эксперимент по теме
§13,
14
Упр.3
Задание 4.
У – 17/2 Скорость. Единицы скорости. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Решение задач Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука. Демонстрационный эксперимент по теме
§15
Упр.4
У- 18/3 Расчет пути и времени движения.
Решение задач. Комбинированный урок.
Устный опрос
Решение задач Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел. Устный опрос
Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012
§16
упр5
№2
У-
19 /4 Графическое описание движения.
Чтение графиков движения. Комбинированный урок.
Устный опрос
Решение задач Графики скорости, пути, координаты.
Построение и чтение графиков скорости, пути, координаты Устный опрос
Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012 §16
( 4,5)
У – 20/5 Явление инерции.
Комбинированный урок.
Урок-беседа Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Демонстрационный эксперимент по теме §17
21/6 Самостоятельная работа по теме «Механическое движение». Урок закрепления знаний
Самостоятельная работа Решение задач на расчет пути и времени движения Самостоятель-ная работа Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012
У – 22/7 Взаимодействие тел.
Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Физическая сущность процесса взаимодействия двух тел. Явление отдачи. Устный опрос Демонстрационный эксперимент по теме
§18
У – 23/8 Масса тела. Единицы массы.
Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа Понятие инертности. Масса тела. Объяснение различия скоростей тел после их взаимодействия различием масс тел. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов. Демонстрационный эксперимент по теме
§19,20
упр.6
У- 24/9 Измерение массы тела на весах. Лаб. раб. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Комбинированный урок.
Лаб. раб. Научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел. Лаб. раб. №3 Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. §20
вопросы
У – 25/10 Плотность вещества.
Комбинированный урок.
Устный опрос
Урок-беседа Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ. Устный опрос Демонстрационный эксперимент по теме
§21
упр.7
(2,5)
26/11 Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач. Комбинированный урок.
Устный опрос
Решение задач. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ. Устный опрос
Решение задач.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
§22
упр.8
1,2
У- 27/12 Лаб. раб.№4 «Измерение объема тела».
Лаб. раб. №5 «Определение плотности вещества твердого тела». Комбинированный урок.
Лаб. раб Научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.
Научить учащихся определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Лаб. раб.№4 Лаб. раб. №5 Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. упр.8
3,4
У- 28/13
«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Решение задач Комбинированный урок.
Устный опрос
Решение задач. Решение задач на расчет массы, плотности и объема тела. Устный опрос
Решение задач.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
№
Сб.Г.Н.СтепановойУ- 29/14
Обобщающий урок.
«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Комбинированный урок.
Устный опрос
Решение задач.
Решение задач на расчет массы, плотности и объема тела. Устный опрос
Решение задач.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
№
Сб.Г.Н.СтепановойУ- 30/15
Контрольная работа №2 по теме вещества». «Механическое движение. Масса тела. Плотность Контроль умений и навыков решения типовых задач
Контрольная работа Урок контроля и оценивания знаний.
Контрольная работа №2 О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. §13-22
№
У- 31/16
«Механическое движение. Масса тела. Плотность»
Разбор контрольной работы Комбинированный урок.
Решение задач Решение задач на расчет массы, плотности и объема тела.
Работа над ошибками Работа над ошибками О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. У- 32/17
«Механическое движение. Масса тела. Плотность»
«Проверь себя» Комбинированный урок.
Решение задач Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
У- 33/18 Сила. Явление тяготения. Комбинированный урок.
Урок-беседа Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Демонстрационный эксперимент по теме
§23
У- 34/19 Сила тяжести Комбинированный урок.
Урок-беседа Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Устный
Опрос Демонстрационный эксперимент по теме § 24
35/20 Сила упругости..Комбинированный урок.
Устный
Опрос Сила упругости. Причины возникновения силы упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Устный
Опрос Демонстрационный эксперимент по теме
§25
36/21 Закон Гука. Комбинированный урок.
Устный опрос Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Устный
Опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
Задачи в тетрадУ- 37/22 Связь между силой тяжести и массой тела. Комбинированный урок.
Устный опрос
урок-беседа
Решение задач Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела. Устный
опрос Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012 27
упр.9
У- 38/23 Вес тела. Единицы силы. Комбинированный урок.
Устный опрос
урок-беседа Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре. Устный
опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§26
упр.9
У- 39/24 Динамометр.
Лаб. раб.№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Комбинированный урок.
Лаб. раб Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение. Градуирование пружины, получение шкалы с любой ценой деления, измерение силы.
Формирование навыков измерения сил динамометром. Лаб. раб.№6 Демонстрационный эксперимент по теме
Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова §28
упр.
10
У- 40/25 Сложение двух сил, направленных по одной прямой
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Сила – векторная величина. Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.
Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Трение покоя. Зависимость трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и трения качения. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§29-32
Упр. 11
41/26 К.р. №3Контроль умений, навыков по теме«Взаимодействие тел». Урок контроля и оценивания знаний. Проверка и обобщение знаний и умений по теме «Взаимодействие тел». К.р. №3
О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (15 часов).
Задачи к теме: знать основные физические явления и их признаки, физические величины и их единицы, уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа закона Паскаля, экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости, решать задачи с применением изученных законов и формул, объяснять устройство и принцип действия барометра- анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
Дата
план Дата
факт № п/п Тема урока Тип урока
Форма
урока Содержание учебного материала Форма
контроля Информационно-методическое обеспечение ДЗ
10.02 У- 42/1 Давление. Единицы давления. Способы изменения давления.
. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Давление тел на опору. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Единицы давления. Решение расчетных задач по теме «Давление твердых тел.»
имеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§33, 34
упр.12упр.13
13.02 У- 43/2 Давление газа.
Закон Паскаля. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры
Решение расчетных задач по теме «Давление газа»
Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.
Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§35
36
Упр.14
17.02 У- 44/3 Давление в жидкости и газе. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§37
.
20.02 У- 45/4 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Выработка умений и навыков решения задач. Устный
опрос
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012 §38
Л.
упр.15
24.02 У- 46/5 Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме §39
упр.16
У- 47/6 Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?
Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Хаотическое движение молекул воздуха и их притяжение к Земле – условия существования земной атмосферы. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§40,41
упр.17
упр.18
У- 48/7 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Вычисление атмосферного давления. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме §42
упр.19
У- 49/8 Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Манометры.
Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Назначение, устройство и принцип действия барометра – анероида. Зависимость давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер.
Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§43-45
упр.19
У- 50/9 Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса.
Устройство и принцип действия гидравлический пресса. Устный
опрос
Решение задач Таблица §46,
47
Упр.22,
23
У-51/10 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы.
Вывод формулы для определения архимедовой силы.
Устный
опрос
Решение задач Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§48,49
упр 24
У- 52/11 Архимедова сила. Лаб. раб. №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Комбинированный урок.
Лаб. раб. Обнаружение на опыте выталкивающего действия жидкости на погруженное в нее тело. Определение выталкивающей силы. Лаб. раб. №7 Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. §49
задание 14
У- 53/12 Плавание тел. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает, плавает. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§50
упр.25.
У- 54/13 Лаб. раб. №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Комбинированный урок.
Выяснение условий, при которых тело плавает и при которых тело тонет. Лаб. раб. №8 Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. задание15
У- 55/14 Плавание судов. Воздухоплавание.
Решение задач Комбинированный урок.Урок-беседаУстный опрос
Решение задач Применение условия плавания тел. Осадка судна, ватерлиния, водоизмещение судна, его грузоподъемность. Водный транспорт. Воздушный шар. Подъемная сила. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012 §51
упр.26
§52
упр.27
У- 56/15 Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Урок контроля и оценивания знаний.
Контрольная работа Урок контроля и оценивания знаний. Контрольная работа О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. §33-52
Л.
№659,
660.
Тема 5. Работа и мощность. Энергия (12 часов).
Задачи к теме: знать физические величины и их единицы, знать формулировки законов и формул, уметь объяснить устройство и уметь чертить схемы простых механизмов, решать задачи с применением изученных законов и форму, экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости, расширить представления о возможности применения простых механизмов.
Дата
план Дата
факт № п/п Тема урока Тип урока
Форма урока
Основные понятия
Содержание учебного материала Форма
контроля Информационно-методическое обеспечение ДЗ
57/1 Механическая работа. Единицы работы. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Механическая работа. Единицы работы. Определение механической работы для случаев, когда сила совпадает с направлением движения тела. Демонстрационный эксперимент по теме
§53
упр.28
У- 58/2 Мощность. Единицы мощности. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Определение мощности. Единицы мощности. Устный
опрос
Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012
§54
Л.
№707,
722,
726.
У- 59/3 Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Простые механизмы. Их назначение. Рычаг. Плечо силы. Понятие выигрыша в силе. Условие равновесия рычага. Устный
опрос
Решение задач Демонстрацион-ный эксперимент по теме
У- 60/4 Момент силы. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Момент силы. Правило моментов. Правило рычага через момент силы. Единица момента силы. Устный
опрос
Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§55,56 Л.
№733,
736.
У- 61/5 Рычаги в технике, быту и природе. Лаб. раб. №9 «Выяснение условия равновесия рычага». Комбинированный урок.
Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов. Лаб. раб. № 9 Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. §58
Л.
№751,
753.
У- 62/6 Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Решение задач на «Золотое правило» механики. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. Выигрыш в силе для подвижного блока. «Золотое правило» механики. Устный
опрос
Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§59,60
У-63/7 Коэффициент полезного действия механизма. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Устный
опрос
Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§61
У-64/8 Лаб. раб. №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Комбинированный урок.
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной. Лаб. раб. №10 Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. У- 65/9 Энергия. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Понятие об энергии. Устный
опрос
Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§62
У- 66/10 Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого над Землей и деформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения. Устный
опрос
Демонстрацион-ный эксперимент по теме
§63 упр.32
У- 67/11 Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия» Урок закрепления знаний
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Обобщение знаний и умений по теме «Работа и мощность. Энергия» Устный
опрос
Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл – М.: Экзамен, 2012 §53-64
У- 68/12 Контрольная работа № 5 по теме «Работа и мощность. Энергия». Урок контроля и оценивания знаний.
Контрольная работа Урок контроля и оценивания знаний. Контроль-ная работа О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике.
Тематическое планирование 8 класс
. Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч
Сроки
(пример-ные) Тема Количество
часов Кол-во
лабораторных
работ Кол-во
контрольных
работ
1 Тепловые явления 19 2 1
Агрегатное состояние вещества 13 1 1
2 Электрические явления 22 5 1
3 Электромагнитные явления 5 1 Световые явления 9 1 1
Всего 656568 10 4
Учебно-методический комплекс
№
п\пАвторы,
составители Название учебного издания Годы издания Издательство
1. А.В. ПерышкинФизика-7кл 2011 М. Дрофа
2. В.И. ЛукашикСборник задач по физике7-9кл. 2009 М.Просвещение
3. А.В.Чеботарева Тесты по физике. О.И. Громцева Физика-7 2012 М.: Экзамен
4. О.И. ГромцеваСамостоятельные и контрольные работы. 2011 М.: Экзамен
5. Г.Н.Степанова Сборник задач по физике- 7-8 кл2009 СПб: Спец.литература
6. А.В. ПерышкинСборник задач по физике- 7-9 кл2008 М. Экзамен
7. Минькова Р.Д. Тетрадь для лабораторных работ 2012 М.: Экзамен
№
П/П Тема
программы Кол-во
часов по программе Содержание темы Контрольные, лабораторные, практические работы, перечень экскурсий Требования к уровню подготовки учащихся
Тепловые явления 19 Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела знать/понимать
смысл понятий: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты
законы: сохранения энергии в тепловых процессах
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение ,тепловое действие тока, отражение, преломление света;
решать задачи на применение изученных физических законов
Агрегатное состояние вещества 13 Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
знать/понимать
смысл понятий: влажность воздуха, внутренняя энергия
смысл физических величин: коэффициент полезного действия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха
уметь: описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, отражение, преломление света использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени
решать задачи на применение изученных физических законов
Электрические явления 22 Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители. Фронтальная лабораторная работа.
3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5.Регулирование силы тока реостатом.
6.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
7.Измерение работы и мощности электрического тока.
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока
законы: сохранения Закон электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца,
уметь
описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
решать задачи на применение изученных физических законов;
Электромагнитные явления 5 Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Постоянные магниты. Магнитное поле земли. Действие магнитного поля на проводник с током.
Фронтальная лабораторная работа.
8.Изучение электрического двигателя постоянного тока знать/понимать
смысл понятий: магнитное поле
уметь
описывать и объяснять физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током
Световые явления 9 Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Изучение законов отражения света.
10.Наблюдение явления преломления света.
11.Получение изображения с помощью линзы.
знать/понимать
смысл понятий: источники света, луч
законы: прямолинейного распространения света, отражения света;
смысл физических величин: фокусное расстояние линзы; оптическая сила линзы
уметь
описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление света
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
решать задачи на применение изученных физических законов
Календарно-тематический план по курсу физики в 8 классе
Дата план Дата
факт № П/П
Тема урока Тип урока
Форма урока
Основные понятия,
вопросы
Содержание урока Форма
контроля Информационно-методическое обеспечение ДЗ
I. Тепловые явления 19ч У- 1/1 Тепловые явления Изучение нового материала
Тепловые явления Демонстрационный эксперимент по теме
У – 2/2 Тепловое движение. Температура. Изучение нового материала
Тепловое движение. Правила безопасности на уроках физики. Особенности движения молекул. Демонстрационный эксперимент по теме
§ 1
У – 3/3 Внутренняя энергия. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия. Устный
опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 2
4/4 Способы изменения внутренней энергии тела. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 кл – М.: Экзамен, 2012
§ 3
Задание 1
У – 5/5 Теплопередача. Теплопроводность. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Работа. Теплопередача.. Излучение. Устный
опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 кл – М.: Экзамен, 2012 § 4
Упр.1
У – 6/6 Конвекция. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос Конвекция в жидкостях, газах. Объяснение конвекции. Устный
опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 5
Упр.2
У – 7/7 Излучение. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос Передача энергии излучением. Особенности видов теплопередачи. Устный
опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 6
Упр.3
У -8/8 Решение качественных задач Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Виды теплопередач Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 кл – М.: Экзамен, 2012
Задачи из сборника
Г.Н.Степа-новой №
У- 9/9 Виды теплопередач. Урок совершенствования знаний
Самостоятельная работа
Решение задач
Виды теплопередач. Самостоятель-ная работа
Демонстрационный эксперимент по теме
О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. 10/10 Количество теплоты. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос Единицы количества теплоты. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 7
У- 11/11 Удельная теплоемкость Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос Удельная теплоемкость Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 8
У- 12/12 Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Формула количества теплоты. Устный опрос
Решение задач О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. § 9
Упр.4
13/13 Лабораторная работа №1. "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры". Комбинированный урок.
Измерение температуры, массы. Определение количества теплоты . Лабораторная работа Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. Лабораторная работа №1.( в тетради для л/р)
У- 14/14 Решение задач
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
Комбинированный урок.
Решение задач. Решение задач. На расчет величин масса вещества, количества теплоты, температуры. Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
У-15/15 Лабораторная работа №2. "Определение удельной теплоемкости твердого тела". Комбинированный урок.
Определение удельной теплоемкости твердого тела . Лабораторная работа №2. Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". УМК. Автор Минькова Р.Д. У-16/16 Энергия топлива. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Удельная теплота сгорания топлива. Таблица § 10
Упр.5
У-17/17 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§ 11
Упр.6
У-18/18 Решение задач
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
Совершенствование
знаний
Решение задач
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
У-19/19 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. "Тепловые явления". Урок контроля и оценивания знаний.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. "Тепловые явления". КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы II. Агрегатные состояния вещества У – 20/1 Агрегатные состояния вещества. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Демонстрационный эксперимент по теме
§ 12,13
Упр.7
21/2 График плавления и отвердевания кристаллических тел Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Плавление и отвердевание кристаллических тел. Чтение графика Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 14
У – 22/3 Удельная теплота плавления Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос Удельная теплота плавления, ее физический смысл. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 15 упр.8
У – 23/4 Решение задач на расчет количества теплоты. Урок закрепления знаний
Решение задач Решение задач по теме:
« Плавление и отвердевание кристаллических тел.» Решение задач О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. Зада-ние 2
У- 24/5 Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара..Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Особенности процессов испарения и конденсации. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 16,17
Упр.9
У – 25/6 Кипение. Удельная теплота порообразования. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Явление кипения. Физический смысл удельной теплоты парообразования. Удельная теплота парообразования и конденсации Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. § 18,20
26/7 Решение задач на расчет количества теплоты. Совершенствование
знаний
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Отработка формулы количества теплоты Устный опрос
Решение задач Упр.10
У- 27/8 Влажность воздуха. Комбинированный урок. Урок-беседа
Устный опрос
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 19
У- 28/9 Работа пара и газа при расширении. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Работа газа и пара при расширении. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 21
вопросы
У- 29/10 Двигатель внутреннего сгорания. Урок-беседа
Устный опрос
Двигатель внутреннего сгорания. Устный опрос
Модель
Двигателя
Внутреннего
сгорания § 22
вопросы
У- 30/11 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос КПД теплового двигателя. Устный опрос
Таблица § 23,24
31/12 Повторительно-обобщающий урок. Решение задач. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Плавление и отвердевание, парообразование и конденсация Устный опрос
Решение задач О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. Задание 5
У- 32/13 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. "Агрегатные состояния вещества". Урок контроля и оценивания знаний
Решение задач КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. "Агрегатные состояния вещества". КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. III. Электрические явления У- 33/1 Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Изучение нового материала
Урок-беседа Взаимодействие заряженных тел..Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 25,26
У- 34/2 Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Устройство электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле как особый вид материи. Демонстрационный эксперимент по теме
§ 27,28
У- 35/3 Деление заряда. Электрон. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос Делимость электрического заряда. Электрон Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 29
У- 36/4 Строение атомов. Опыт Резерфорда. Объяснение электрических явлений. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Устный опрос
Решение задач ИКТ
Демонстрационный эксперимент по теме
§ 30,31
Упр.11
У- 37/5 Электрический ток. Источники электрического тока. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Электрический ток. Источники электрического тока.условия существования эл.тока. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
Таблица § 32
Задание 6
38/6 Электрический ток в металлах, в жидкостях. Действия и направление электрического тока. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 34-36
39/7 Электрическая цепь и ее составные части. Электрические схемы.
Сила тока. Единица силы тока Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Электрическая цепь и ее составные части.
Единицы силы тока. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро)
Таблица § 33
Упр.13
§ 37
Упр.14
40/8 Амперметр. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Амперметр. Измерение силы тока. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро)
Таблица § 38
Упр.15
41/9 Электрическое напряжение. Единицы напряжения.
Вольтметр. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 39,40
42/10 Амперметр. Лабораторная работа №3. "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках". Комбинированный урок.
Лабораторная работа . Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках Лабораторная работа Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. 14.02 43/11 Зависимость силы тока от напряжения. Комбинированный урок.
Зависимость силы тока от напряжения. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме (L-микро)
§ 42
17.02 44/12 Электрическое сопротивление проводников. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Единицы сопротивления Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 43
Упр.18
§ 45,46
Упр.20
21.02 45/12 Вольтметр. Лабораторная работа №4. "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи". Комбинированный урок.
Лабораторная работа Измерение напряжения на различных участках электрической цепи Лабораторная работа Демонстрационный эксперимент по теме (L-микро)Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. § 41
Упр.16
24.02 46/14 Зависимость силы тока от напряжения. Фрон. Лабораторная работа. Закон Ома для участка цепи. Комбинированный урок.
Лабораторная работа Зависимость силы тока от напряжения, сопротивления Лабораторная работа Демонстрационный эксперимент по теме (L-мик HYPERLINK "http://www.char.ru/books/1654375_Tetrad_dlya_laboratornyh_rabot_po_fizike_8_klass_K_uchebniku_Peryshkina_A_V_Fizika_8_klass_Po_novomu_obrazovatelnomu_standartu_vtorogo_pokoleniya" Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. ро)
§ 44
Упр.18
47/15 Лабораторная работа №6. "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра". Комбинированный урок.
Лабораторная работа Измерение силы тока Лабораторная работа Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. Упр.21
48/16 Реостаты . Лабораторная
работа №5. "Регулирование силы тока реостатом". Комбинированный
урок.
Лабораторная работа "Регулирование
силы тока реостатом". Лабораторная
работа Демонстрационный
эксперимент по теме (L-микро)
Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. § 47
Упр.21
49/17 Последовательное и параллельное соединение проводников. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 48,49
Упр.22
50/18 Решение задач на применение закона Ома для участка, на виды соединения проводников. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Значения силы тока, напряжения, сопротивления Устный опрос
Решение задач Таблица
О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. Упр.23
51/19 Работа и мощность электрического тока.
Лабораторная работа №7. "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе". Комбинированный урок.
Лабораторная работа Измерение мощности и работы тока в электрической лампе Лабораторная работа § 50,51
Упр.24,25
52/20 Единицы работы электрического тока, применяемые в практике. Расчет электроэнергии. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач Измерение мощности и работы тока в электрической лампе Устный опрос
Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
§ 52 упр.26
53/21 Тепловое действие тока. Закон Джоуля- Ленца.
Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Комбинированный урок.
Решение задач. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 53 упр.27
§ 54
задание 8
54/22 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № «Электрические явления". Урок контроля и оценивания знаний.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Сила тока. Электрическое напряжение, сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике. IV. Электромагнитные явления 55/1 Магнитное поле. Изучение нового материала
Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Демонстрационный эксперимент по теме
§ 56,57 упр.27
56/2 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8. "Сборка электромагнита и испытание его действия". Комбинированный урок.
Лабораторная работа Сборка электромагнита и испытание его действия Лабораторная работа Демонстрационный эксперимент по теме (L-микро)
Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. § 58 упр.28
57/3 Магнитное поле постоянных магнитов. «Изучение магнитного поля постоянного магнита» Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Практическая работа
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
§ 59,60
58/4 Действия магнитного поля на проводник с током, заряженную частицу. Электродвигатель. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
.
Действие магнитного поля на проводник с током. Устный опрос
Решение задач ИКТ § 61
59/5 Лабораторная работа №9. "Изучение двигателя постоянного тока". Комбинированный урок.
Лабораторная работа Электрический двигатель. Лабораторная работа Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. IV. Световые явления 60/1 Свет. Источники света. Распространение света. Изучение нового материала
Урок-беседа
Устный опрос
Источники света. Распространение света. Законы отражения света. Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 62 упр.29
61/2 Отражение света. Законы отражения. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Отражение света. Законы отражения. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 63 упр.30
62/3 Плоское зеркало. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Зеркальное и рассеянное отражение. Устный опрос
Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 64 упр.31
63/4 Преломление света. Законы преломления. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Законы преломления. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 65 упр.32
64/5 Линзы. Оптическая сила линзы. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Решение задач
Способы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 66
65/6 Изображения, даваемые линзой. Комбинированный урок.
Урок-беседа
Устный опрос
Изображения, даваемые линзой .Характеристика изображения. Устный опрос
Решение задач Демонстрационный эксперимент по теме
(L-микро) § 67 упр.34
66/7 Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы» Комбинированный урок.
Лабораторная работа Получение изображений с помощью линзы Лабораторная работа Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 8 класс". Учебно-методический комплект Автор Минькова Р.Д. 67/8 Повторение по теме «Световые явление» . Решение задач. Комбинированный урок.
Решение задач.
Решение задач. Решение задач Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8кл – М.: Экзамен, 2012
68/9 Контрольная работа «Световые явления» Урок контроля и оценивания знаний Урок контроля и оценивания знаний. Контрольная работа О.И.ГромцеваКонтрольные и самостоятельные работы по физике.