Конспект НОД по художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме Вышел котик на прогулку


Конспект НОД по художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Вышел котик на прогулку» (по мотивам стихотворения Ю.Мориц) (Мельникова И.В., воспитатель высшей кв. категории, г. Мирный Архангельской области)
Цель: Формирование у детей представлений о средствах выразительности в изобразительном искусстве, музыке, художественной литературе. Развитие эмоционального восприятия цветовой гаммы и линии. Соотношение цветосочетания с эмоциональным состоянием персонажа.
Материалы: Страницы для создания сюжета сказки (фон каждой страницы передаёт характер события, эмоциональное содержание). Изображения котёнка и щенка (несколько вариантов – разные линии, пластика, которые передают эмоциональное состояние персонажей).
Музыкальный ряд: К. Сен-Санс «Карнавал животных»
Ход занятия:
Воспитатель:
Вам знакомо стихотворение Юнны Мориц «вышел котик на прогулку»? Хотите его послушать?
1.Вышел котик на тропинку,
На прогулку, на разминку,
Облизнув усатый ротик.
Выгнул бархатную спинку.
2.А на встречу вышел Пёсик
Прогуляться на минутку,
В то и это сунуть носик –
В будку, в утку, в незабудку.
3.Котик Пёсика увидел
И давай фырчать как зверь!
Пёсик Котика увидел –
И давай рычать как зверь!
4.И пошла у них атака,
Отвратительная драка –
Тот мяучит, этот лает.
Дым идёт, огонь пылает!
Котик раненый ползёт.
Ухо Пёсику грызёт!
5.Ах ты, Котик, безобразник!
Не пойдёшь в кино на праздник!
Ах ты, Пёсик, безобразник!
Не пойдёшь и ты на праздник!
6.Дома будете сидеть.
Друг на дружечку глядеть,
Подавать друг дружке
Чай да сахар в кружке!
Воспитатель: Довелось однажды Солнышку и Снеговику услышать это стихотворение. Оно их очень заинтересовало. И они решили на рисовать сказку. Решили и сделали! Вот она их сказка, только странички нужно разложить по порядку. Какие цвета предложил Снеговик? (холодные). А какие Солнышко? (тёплые).
По ходу стихотворения дети самостоятельно выбирают из предложенного ряда персонажей изображения, соответствующие описанию и предлагают «фоновые» странички.
Воспитатель читает первое четверостишие:
Вышел котик на тропинку,
На прогулку, на разминку,
Облизнув усатый ротик.
Выгнул бархатную спинку.
Воспитатель: Какое настроение у Котика? Какой фон для этой страницы надо выбрать? (тёплые тона)
Дети выбирают фон страницы и изображение Котика.
А на встречу вышел Пёсик
Прогуляться на минутку,
В то и это сунуть носик –
В будку, в утку, в незабудку.
Воспитатель: А настроение Пёсика для этой же страницы подходит? Почему та считаете? Ответы детей.
- Конечно, в движениях Котика и Пёсика покой, плавность и доброта. Они вышли насладиться прогулкой.
- Какие линии в образах персонажей говорят об этом?
Дети выбирают фон страницы и изображение Пёсика.
Воспитатель:
Котик Пёсика увидел
И давай фырчать как зверь!
Пёсик Котика увидел –
И давай рычать как зверь!
- Какая цветовая гамма должна показать недружелюбие Котика и Пёсика? (тёмные, возможно вызывающе яркие тона). Конечно, обстановка нагнетается, сгущаются краски, линии становятся напряжёнными, упругими. Персонажи готовятся к драке.
Дети выбирают фон страницы и изображение Пёсика и Котика.
Воспитатель:
И пошла у них атака,
Отвратительная драка –
Тот мяучит, этот лает.
Дым идёт, огонь пылает!
Котик раненый ползёт.
Ухо Пёсику грызёт!
- Какое цветосочетание подходит для этого трагического случая? Поищите соответствующих персонажей.
Воспитатель:
Ах ты, Котик, безобразник!
Не пойдёшь в кино на праздник!
Ах ты, Пёсик, безобразник!
Не пойдёшь и ты на праздник!
- На этой странице тоже присутствует недоброе.
- Каких оттенков должно быть больше: тёплых или холодных?
- Конечно. Котик и Пёсик немного приутихли, потому, что хозяйка отчитала их за драку. Озлобление ещё не прошло, но в глазах появилось виноватое выражение. Как это художник показал?
Дети выбирают фон страницы и изображение Пёсика и Котика.
Воспитатель:
Дома будете сидеть.
Друг на дружечку глядеть,
Подавать друг дружке
Чай да сахар в кружке!
- На этой странице будут присутствовать холодные оттенки?
- Конечно будут: в кино-то Котик и Пёсик не пошли, они наказаны.
- Много ли холодного цвета нужно здесь использовать.
- Успокоились Котик и Пёсик, уже не дерутся, но не забыли о своём безобразном поведении. Вид виноватый.
- Как этого добился художник?
Дети выбирают фон страницы и изображение Пёсика и Котика.
Итог
Дети с воспитателем рассматривают выложенные страницы.
- Вы обратили внимание, как менялись линии со сменой чувств персонажей? (от плавных, спокойных, расслабленных – до резких, упругих, как пружина). А как менялся фон? Эти линии и фон делали Котика и Пёсика. То мягкими и добродушными, то злыми и драчливыми. Изменение формы глаз, линии рта помогали сделать образ выразительнее.