Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Умелые ручки»
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий.
Общая цель Программы – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения младших школьников, их творческой самореализации. В достижение этой цели решаются следующие задачи:
формирование практических умений при изготовлении поделок и сувениров с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материалов;
расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
развитие социальной активности личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, воспитание самостоятельности, уважение к труду;
развитие проектных способностей младших школьников;
развитие воображение и фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре;
воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умение распределять трудовые задания между собой.
Общая характеристика учебного курса
На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру, позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье- маше, освоили новую технику - декупаж.
Методической основой организации деятельности школьников в кружке являются проблемные и поисково-творческие методы на основе дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). При дизайнерском подходе проектная деятельность составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
В качестве концептуальных основ курса использованы деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. В основу рабочей программы положен краеведческий аспект, который реализуется в течение всего года. Построение курса основывается на более глубоком и детальном изучении традиций и культуры города Воронежа и Воронежской области. Краеведческий материал присутствует в виде наглядного материала, кроссвордов, задач, ребусов, проектов. Во внеурочное время проведение экскурсий в краеведческий музей, зоосад, выставки.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса «Умелые ручки» и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс «Умелые ручки» в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Умелые ручки» отводится 17 часов в 1 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
в рамках кружка «Умелые ручки» у ребенка должно измениться отношение к самостоятельной творческой трудовой деятельности как социально значимой необходимости жизни общества.
Метапредметные:
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
согласовывать потребности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
работа с разными источниками информации;
Предметные:
Знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение линогравюры, монотипии, туши;
применение чеканки в жизни;
способы и приемы обработки различных материалов;
уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготавливать изделия (по модели, рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
Содержание
Вводное занятие
Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка. Из истории происхождения ножниц.
Работа с бумагой и картоном
«Из истории бумаги», «Оригами». Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу. Изготовление поздравительных открыток (по образцу). Украшение зала к празднику «Золотая осень». Исследовательская работа «История новогодней игрушки». Работа фабрики Деда Мороза. Конкурс новогодней игрушки.
Художественные работы из природного материала
Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы. Аппликации из засушенных растений. Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации). Составление миниатюр («Ромашка», «Розы»).
Оформительская работа к праздникам
Техника безопасности. Рисунки, поздравительные открытки, вырезание декоративных садовых и полевых цветов. Украшение для новогоднего зала «Новогодняя сказка». Поздравления с праздником. Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся. Выставка лучших работ учащихся.
Наши лучшие работы
Выполнение художественных работ для выставки. Выставка работ.
Работа с пластилином
Рассказ о глине и пластилине. Знакомство с профессией скульптора. Лепка простых по форме овощей, фруктов по образцу. Простейшие приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание). Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. Лепка по замыслу детей.
Художественные работы из нетрадиционных материалов
Рецепт соленого теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения художественных работ из нетрадиционных материалов. Художественные работы из соленого теста, с использованием ракушек, соли, яичной скарлупы, нитей, мятой бумаги. Декоративное панно из нетрадиционных материалов.
Работа с бросовым материалом
Исследовательская работа «Откуда берется и девается мусор». Конструирование дома ждя сказочных героев. Тематическая композиция «Любимая сказка». Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с тканью
Из истории мягкой игрушки. Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). Знакомство с наперстком. Знакомство (практическое) с видом швов «через край», «петельный шов». Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье мягкой игрушки. Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Аппликация
Национальные орнаменты в декоративной аппликации. Предметная аппликация. Декоративная аппликация. Сюжетная аппликация «День Победы» (поздравление ветеранов). Композиция. Технология выполнения поделок аппликации из ваты «Лебединое озеро».
Художественные работы из разных материалов
Техника безопасности труда. Коллективные работы на фантастическую тему «Волшебная страна».
Выставка работ учащихся
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством – ремеслом родного края – вышивкой.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Список литературы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2015. -317с. - (Стандарты второго поколения).