РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общекультурного направления «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬмуниципальное образование «Выгоничский муниципальный район» муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Лопушская средняя общеобразовательная школа имени писателя Н.М. Грибачева
«Согласовано» ____________2014 гУтверждена приказом №_____от __________2014г
з/директора по учебной работедиректор МАОУ – Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева_________________/Лукутина Н.А.
Утверждена Методическим советом_______________/Лукутин Р.В.
протокол №____от_________2014 г
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
общекультурного направления
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Автор: Барабанова Е.Я.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:
-Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Программа курса «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности
Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа по данной программе представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цели работы :- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с миром сувениров;
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
- развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельнос-- организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
- содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раз в неделю.
Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Общая характеристика курса
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Программа курса «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа по данному направлению способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях «Умелые ручки» придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участие в различных конкурсах. Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы курса « Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Основное содержание программы
В состав программы «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
I. «Работа с бумагой и картоном». Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
II. «Работа с природным материалом». Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
III. «Работа с тканью». В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
IV. «Рукоделие из ниток». Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна- фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
V. «Работа с бросовым материалом». «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
1 класс, 33 часа
Количество
часов Тема Материалы
1 Вводное занятие. Знакомство с работой «Умелые ручки». Техника безопасности во время занятий. I. Аппликация и моделирование (16часов) 1-4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
5-8 Аппликация из геометрических фигур. Цветная бумага, картон
9-10 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон
11-12 Аппликация из салфеток. Салфетки, картон
13-16 Объёмная аппликация. Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
II. Работа с пластическими материалами (6 часов) 1-4 Рисование пластилином. Пластилин, картон
5-6 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
III. Аппликация из деталей оригами
(8 часов) 1-4 Аппликация из одинаковых деталей оригами. Цветная бумага, картон
5-8 Коллективные композиции в технике оригами. Цветная бумага, картон
IV Аппликация из шерстяных ниток
(2 часа) 1-2 2 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
1 Вводное занятие. Знакомство с работой. Техника безопасности во время занятий. I. Аппликация и моделирование (8часов) 1-2 Аппликация из листьев и цветов. Засушенные цветы, листья
3 -5 Аппликация из птичьих перьев ,ваты. Птичьи перья, картон, вата.
6 -8 Аппликация из крупы Крупа , картон
II. Работа с пластическими материалами (7 часов) 1-2 Разрезание смешанного пластилина. Пластилин, тонкая проволока, картон
3-4 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
5-7 Торцевание на пластилине. Пластилин, гофрированная бумага
III. Поделки из гофрированной бумаги
(8часов) 1-8 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага, картон
IV. Модульное оригами (4 часов) 1-2 Треугольный модуль оригами. Цветная бумага
3-4 Замыкание модулей в кольцо. Цветная бумага
V. Работа с бумагой в технике квиллинг (6 часов) 1 -6 Объёмные фигуры, аппликации на основе элементов квиллингаЦветная бумага
3 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
1 Вводное занятие. Знакомство с работой. Техника безопасности во время занятий. I. Работа с природными материалами
(4 часа) 1-4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (16 часов) 1-4 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон
5 -8 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон
9 -12 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Картон, цветная бумага
13-16 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (3 часа) 3 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло
IV. Модульное оригами (5часов) 5 Игрушки объёмной формы. Цветная бумага
V. Работа с бумагой в технике квиллинг ( 4часа) 1 - 4 Поделки на основе элементов квиллингаЦветная бумага
4 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
1 Вводное занятие. Знакомство с работой. Техника безопасности во время занятий. I. Работа с природными материалами
(4 часа) 1-4 Коллективные композиции, индивидуальные панно. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки
II. Объёмные и плоскостные аппликации (23 часа) 1-3 Многослойные аппликации. Открытки, картинки, картон
4-6 Мозаика из квадратных модулей. Картон, цветная бумага
7-8 Элементы квиллинга. Картон, цветная бумага
9-14 Аппликации в технике квиллинг. Картон, цветная бумага
15-16 Техника изонить. Заполнение угла. Картон, цветные нитки
17-19 Аппликации в технике изонить. Картон, цветные нитки
20 - 23 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага, картон
III.Поделки на основе нитяного кокона
(5 часов) 1-5 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Нитки, напальчник, цветная бумага
К концу 1 года обучения учащиеся узнают:
Название и назначение ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой: ножницы, кисточка для клея, игла;
Название и назначение материалов – бумага,ткань, пластилин;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке,
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 1 года обучения учащиеся научатся:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Учебно - тематическое планирование/ 34ч.
1 класс, 33 часа
№ п\пКоличество
часов Тема Материалы Дата
1 1 Вводное занятие. Знакомство с работой. Техника безопасности во время занятий. I. Аппликация и моделирование (16часов) 2
3
4
5 4 Аппликация из природных материалов на картоне.
Изготовление композиций из засушенных листьев
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, крупы,макарон)
Слонёнок
Составление композиции (коллективная работа) Аппликация «Аквариумные рыбки». Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка,крупа6
7
8
9 4 Аппликация из геометрических фигур.
Весёлая гусеничкаЧебурашкаБожья коровка.
Транспорт Цветная бумага, картон 10
11 2 Аппликация из пуговиц.
Цветочная полянка.
Гриб Пуговицы, картон 12
13 2 Аппликация из салфеток.
Гномик.
Львёнок Салфетки, картон 14
15
16
17 4 Объёмная аппликация.
Бабочка. Подготовка деталей
Бабочка. Соединение деталей
Одуванчик.
Коллективная композиция «Цветы»
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон II. Работа с пластическими материалами (6часов) 18
19
20
21 4 Рисование пластилином.
История лепки. Лепка простых овощей и фруктов
Семейка грибов
Аппликация на картоне.Рыбка.
Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий Пластилин, картон 22
23 2 Обратная мозаика на прозрачной основе.
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж Пластилин, прозрачные крышки III. Аппликация из деталей оригами
(8 часов) 24
25
26
27 4 Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Знакомство с древним японским искусством оригами.
Изготовление поделок на основе базовой формы «квадрат»: «Яблоко»,
«Лягушка»
Лисичка
Ёжик Цветная бумага, картон 28
29
30
31
4 Коллективные композиции в технике оригами
Тюльпаны
Композиция «На озере»
Полевые цветы
Составление композиции (коллективная работа) Цветная бумага, картон 32
33 2 IV Аппликация из шерстяных ниток (2 часа)
Черепашка
Итоговое занятие
Проведение итогового контроля. Выставка лучших работ. Бумага, нитки,
клей К концу 2 года обучения учащиеся узнают:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения учащиеся научатся:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
2 класс, 34 часа
№ п\пКоличество часов Тема Материалы Дата
1 1 Вводное занятие. Знакомство с работой. Техника безопасности во время занятий. 8 I. Аппликация и моделирование (8часов) 2
3 Аппликация из листьев и цветов.
Разнообразие животного мира. Засушенные цветы, листья 4
5 Аппликация из птичьих перьев ,ваты.
«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.
«Утёнок» из перьев Птичьи перья, картон, вата. 6 - 7 Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий Крупа , картон 8
9 Многослойная аппликация «Матрёшка»
Заготовка деталей из кругов.
Сборка изделия. Картон, нитки, ткань 4 II. Работа с пластическими материалами 4(4часов) 10
11 Обратная мозаика на прозрачной основе.
Выбор рисунка
Оформление работы Пластилин, прозрачные крышки 12
13 Торцевание на пластилине.
Гриб подосиновик .Заготовка деталей
Заготовка деталей из бумаги
Оформление изделия
Пластилин, гофрированная бумага 8 III. Поделки из гофрированной бумаги
(8часов) 14
15-16
17 -18
19
20 -21 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Знакомство с техникой изготовления аппликации. Заготовка деталей
Сборка изделия «Ветка сирени»
Заготовка деталей из бумаги
Сборка изделия «Птенец»» Гофрированная бумага, картон 7 IV. Модульное оригами (7 часов) 22
23 - 24 Знакомство с древним японским искусством оригами
Треугольный модуль оригами. Цветная бумага 25 - 26
27 - 28 Замыкание модулей в кольцо.
Сборка изделия «Цыплёнок» Цветная бумага 6 V. Работа с бумагой в технике квиллинг (6 часов) 29
30
31
32
33
34 Объёмные фигуры, аппликации на основе элементов квиллингаТехника квиллинга из бумаги.
Презентация Основные элементы квиллинга.
Скручивание элементов ролл.
Аппликация « Овечка», «Барашек»
Аппликация «Кисть винограда»
Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля.
Аппликация «Колосок»,
«Цветы»
Итоговое занятие
Проведение итогового контроля. Выставка лучших работ.
Цветная бумага К концу 3 года обучения учащиеся узнают:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения учащиеся научатся:
правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
3 класс, 34 часа
№ п\пКоличество часов Тема Материалы Дата
1 1 Вводное занятие. Знакомство с работой. Техника безопасности во время занятий. 4 I. Работа с природными материалами
(4 часа) 2 3
4
5 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).
Изготовление животных из шишек. Петух. Птичка. Лисица. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. 16 II. Объёмные и плоскостные аппликации (16 часов) 6 -7 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Техника изготовления.
Изделие «Сирень! Гофрированная бумага, картон 8
9
10
11 Мозаика из ватных комочков.
Зайчик из ватных шариков.
Аппликация «Тигрёнок»
Аппликация «Пудель» Вата, картон 12
13
14
15 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.(по выбору)
Картон, цветная бумага
Салфетки, картон 16
17
18 -19
20 - 21 Многослойная аппликация.
Изготовление деталей.
Сборка изделия «Медвежонок –часы»
Изготовление деталей изделия
Оформление работы «Цветочная поляна»(цветы с бабочкой) Открытки, картинки, картон
Бумага, трубочка для коктейля 22 -23 3 III. Поделки из бросового материала
(2 часа) 13 Новая жизнь капсул «Киндер - сюрприз». Творческий проект. Креповая бумага 5 IV. Модульное оригами (5часов) 24
25- 26
27- 28
225 Знакомство с модулями.
Заготовка модулей для поделки
Коллективная работа. Сборка изделия «Лебедь».
Цветная бумага 5 V. Работа с бумагой в технике квиллинг ( 6часов) 29
30 - 31
32 –33
34 Поделки на основе элементов квиллингаПрезентация. Основные элементы квиллингаРябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета.
Изготовление ягод рябины. Плотный ролл
Сборка изделия
(«Виноград»)
Итоговое занятие
Проведение итогового контроля. Выставка лучших работ.
Цветная бумага 4 класс
Ожидаемый результат:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
4 класс, 34 часа
№ п\пКоличество часов Тема Материалы Дата
1 1 Вводное занятие.
Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте. 4 I. Работа с природными материалами
(4 часа) 2 - 3
4
5 Коллективные композиции, индивидуальные панно.
Изготовление композиций из засушенных листьев «В саду»
Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей»
Изготовление композиций из шишек
«Синица» Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки 6 - 8 23 II. Объёмные и плоскостные аппликации (23 часа) 6 Многослойные аппликации.
Зимняя картина Открытки, картинки, картон 9 - 10 Элементы квиллингаКартон, цветная бумага 11 - 12 Выполнение декоративной композиции «Комнатное растение». Картон, цветная бумага 13 -15
16-17
18 -19
20 - 21 Аппликации в технике квиллинг.
Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля.
Сборка изделий: «Хохлома»
Сувенир «Котята»
Цветочная композиция Картон, цветная бумага 22 Техника изонить. Заполнение угла. Картон, цветные нитки 23 Аппликации в технике изонить.
ФоторамкаКартон, цветные нитки 24
25
26
27
28 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Цветы. Техника изготовления нарциссов
Изготовление цветов для композиции
«Корзина с цветами»
Изготовление листьев для композиции
«Корзина с цветами»
Изготовление корзины.
Сборка изделия Гофрированная бумага, картон 6 III.Поделки на основе нитяного кокона
(6 часов) 29
30
31
32
33
34 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.
Нюша.
СмешарикиХрюша«Филин» ,«Золотая рыбка»
Итоговое занятие
Проведение итогового контроля. Выставка лучших работ.
Нитки, напальчник, цветная бумага,клей
.
Материально – техническое обеспечение программы:
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ruТ.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
2009 г.
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
10. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
11. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
13. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
14. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
15. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 16. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
17.Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
18.А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
19.Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
20. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
21. «Поделки из мятой бумаги». Садилова Л. А.