Образовательная программа кружка «Умелые ручки» в подготовительной к школе группе на 2016 – 2017 учебный год


Образовательная программа кружка «Умелые ручки»
в подготовительной к школе группе на 2016 – 2017 учебный год.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида№16 «Виктория»
Чистопольского муниципального района
Содержание
I. Целевой раздел ………………………………………………………………….………….3
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
1.1. Цели и задачи……………………………………………………………………………....3
1.2. Мониторинг………………………………………………………………………………..3I.I Содержательный раздел…………………………………………………………………..5
2.1.Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………………..5
2.2 Перспективное планирование…………………………………………………………….5
III.Организационный раздел………………………………………………………………8
3.1.Организация кружковой деятельности…………………………………………………..8
3.2.Используемый материал при работе ……………………………………………………..8
3.3.Список литературы…………………………………………………………………………9
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка.
 
В настоящее время у многих детей  недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело  держат  карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук  затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.
Актуальность   кружка «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
1.2Цели и задачи:
-Развитие творческих способностей детей и их сплочённого коллектива, через воспитание усидчивости, трудолюбия и взаимопомощи;
- воспитание любви и уважения к своему труду;
-формировать интерес к декоративно - прикладному искусству;
-познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
-развивать образное мышление, воображение, творческую активность;содействовать формированию всестороннее развитой личности.
1.3.Мониторинг уровня развития мелкой моторики
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
- беседы;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.
1.4.Критерии качества освоения ребенком ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
-Использует в работе разные способы ручного труда.
Сформирован -3.
На стадии формирования – 2,
Не сформирован – 1.
Высокий уровень - 27 баллов
Средний уровень -18 баллов
Низкий уровень -9 баллов
 
2.Содержательный раздел   
1.«Работа с солёным тестом»
Занятия с солёным тестом развивают мелкую моторику, пространственное мышление, повышают чувствительность, способствуют усидчивости и внимательности.
 
2.«Работа с природным материалом»
Работа с природным материалом сближает ребёнка с родной природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней и формирует первые трудовые навыки.
3.«Работа с тканью и нитками»
В ходе работы с тканью и нитками формируется представление о декоративно – прикладном искусстве, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
4.«Работа с бумагой и картоном»
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.
2.1.Учебно-тематический план
Название темы Количество занятий
Тестопластика3
Работа с бумагой 26
Работа с природным материалом 3
Ткань и нитки 1
2.2 Перспективное планирование работы кружка «Умелые ручки»
месяц неделя Название работы Задачи
Материал
Сентябрь 1 День знаний
Коллаж из осенних листьев Продолжать учить составлять композиции Сухие листья, клей, картон.
2 Что растёт в саду и в поле
«Дерево» (обрывание бумаги). Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.  Синий картон, фломастер черный (для рисования дерева), белая бумага, клей.
3 Что растёт на лугу и в лесу
Цыпленок из ниток Продолжать создавать образ животных из разных материалов. Нитки , красная и черная цветная бумага.
4 Охрана природы
«Божья
коровка»
Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность. Цветная бумага, клей, ножницы.
октябрь 1 Нужные профессии в городе
Гжельская посуда Учить детей украшать шаблон посуды элементами из голубой бумаги., располагая узор и по краям ив середине. Шаблон, голубая бумага, ножницы, клей
2 Нужные профессии на селе
«Чайная посуда для кукол»
Учить детей украшать посуду оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Воспитывать художественный вкус. Развивать мелкую моторику.  Материал: речные камни, ракушки, пластиковые стаканчик и блюдце, пластилин
3 Раньше и теперь
Витой венок из соленого теста Учить создавать предметы в технике тестопластика – лепка из солёного теста Соленое тесто, доски, салфетки, гуашь,
4 Труд людей
Красивые салфетки для кафе Продолжать учить самостоятельно, изготавливать атрибуты к играм. Развивать творчество и воображение Бумага белая, цветная бумага разных фактур.
1Промышленность и сельское хозяйство
Хлебобулочные изделия из соленого теста Учить создавать предметы в технике тестопластика – лепка из солёного теста Солёное тесто
ноябрь
но 2 Татарстан
Аппликация «Солнышко» (крупа) Вызвать эмоциональный отклик от работы с крупой (пшено). Развивать у детей мелкую моторику руки, творчество и воображение. Пшено, клей ПВА, шаблон.
3.Государственная,
символика
«Флажок России». Цель: Упражнять в разрезании листа по прямой линии, знать триколор флага России.
Бумага, клей, ножницы.
4 Осень
«Кормушка для зимующих птиц» Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец,,Бумага, клей, ножницы.
Декабрь
1 История моего города и моей страны
Коробочка Закрепить умение детей сгибать лист бумаги квадрата на 9 маленьких квадратов, делать разрезы, для более легкого склеивания коробочки. Склеивание по схеме. Листы бумаги квадратной формы, ножницы, клей.
2 Они прославили Россию
Снеговик Продолжать учит работать с ватными дисками. Ватные диски, клей ПВА, ножницы,цветной картон.
3. Как делают книги
Книжка-малышка
Продолжать закреплять умения работать самостоятельно аккуратно. Бумага фломастеры, клей, ножницы, старые журналы, открытки.
4 Самый весёлый праздник
Волшебный сундучок Деда Мороза Учить делать более сложную коробочку, развивать фантазию. Лист бумаги квадратной формы.
Январь 2.Вспоминаем елку Тестопластика“Ёлочные игрушки”. Учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластика, Солёное тесто, формочки, доски, салфетки.гуашь, принадлежности для рисования
3 Земля наш общий дом
Пингвиний пляж Совершенствовать технику скульптурной лепки.
Пластилин, стеки,
куски пенопласта.
4 Разные страны разные народы
Национальные костюмы Продолжать делать костюмы из сложенной гармошкой бумаги украшать и дополнять элементами, Цветная бумага, клей, ножницы, шаблон куклы.
Февраль 1.Разнообразие растительного мира России
«Подарок папе”. Учить делать подарок папе  из гофрированной бумаги в виде объёмной аппликации. Закреплять навык складывать детали несколько раз, делать надрезы, Картон синего цвета, гофрированная бумага красного цвета, бумага зелёного, чёрного, жёлтого цвета, самоклеящаяся бумага золотистого цвета, принадлежности для аппликации.
2. Дикие животные и их охрана
"Щенок»
.
продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом;, учить моделировать игровую ситуацию, Альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные , краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.
3 День рождения Российской армии Лодочка Учить складывать листы бумаги в определенной последовательности. Листы бумаги прямоугольной формы.
4 Зима прошла «Веточка мимозы». Учить скатывать кусочки салфеток в комочек и наклеивать Салфетки, клей, цветной картон для основы.
март
1 Мамин праздник
Букет для мамы Продолжать учить наклеивать лепестки друг на друга. Бумажные полоски, цветная бумага, ножницы.
2 Имя и гражданство
Рамка для фото Совершенствовать умение работать с мелкими элементами. Рамка, стразы, бусины, пуговицы.
3 Декоративно-прикладное искусство России
Мозаика из бумаги-техника раздвижения учить детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии, аккуратно пользуясь ножницами и клеем. Бумажные полоски, цветная бумага, ножницы.
4 Декоративно-прикладное искусство России
КактусятаЗакреплять умение работать с креповой бумагой, путем тычкования. Пластилин, тычок, бумага креповая
АПРЕЛЬ
Апрель
1 Внимание дорога
 «Светофор».
с помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно. Цветная бумага, клей, ножницы.
2 День космонавтики
Ракета Учить склеивать в рулон бумагу, склеивать её. Цветная бумага, клей, ножницы.
3Наши защитники
Самолет из спичечного коробка Совершенствовать умение работать с бросовым материалом. Цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон , спичечный коробок.
4 Вода и воздух
,Пароход”. ,Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат, Бумага А4 , ножницы
1 День Победы
Голуби
уметь в правильном порядке наклеить фигурные детали
Ватман, ножницы, клей.
2 Конвенция о правах ребёнка
,“Ангелочек”.
Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга.  Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению. Шаблоны, бумага синего, белого, жёлтого цвета, ножницы, простой карандаш, вата, принадлежности для аппликации3 Наша страна Россия
Домики у реки
Продолжать склеивать композицию из нескольких предметов. Цветная бумага, картон, ножницы, клей.
4До свидания, детский сад!
Закладки для книг Совершенствовать умение работать с бумагой и картоном. Цветной картон
3.Организационный раздел.
3.1. Организация кружковой деятельности
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей
Возраст детей Продолжит.
занятия Периодичность в неделю Количество
6-7лет 30 мин. 1 раз 33
3.2. Материалы.
Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
Свеча, мелки восковые.
Палочки или старые стержни для торцевания.
Матерчатые салфетки;
ТСО: мультимедийная система,
Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника. Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики. Ткань.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Клеенка:,Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички. 3.3. Список литературы
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006
Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.:Владос, 2002, 176с (старшая группа), 160с (подготовительная группаКуцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду -М. Совершенство. МИПКРО-Пресс.1999.
,