Рабочая программа объединения Умелые ручки на 2016-2017 учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №144 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Возраст детей 10 – 14 лет
Срок реализации: 2 года


педагог дополнительного образования
Емельянова Елена Викторовна







Санкт-Петербург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научно-техническое и декоративно-прикладное творчество – основа жизни любого народа, основа его нравственности, всех представлений о добре и зле. Им пронизаны народные обряды, обычаи, все произведения народного искусства. Поэтому необычайно важно, не просто обучать творчеству, а делать это с опорой на народный опыт, на вековые народные ценности, показывая детям, как продукт труда истинных умельцев становится настоящим произведением искусства.
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» объединение «Моделирование» имеет техническую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей, на формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда, доброго отношения к природе, людям, бережного отношения к труду.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к научно-техническому и декоративно – прикладному образованию.
Актуальность программы
В последние годы актуальным стало возрождение традиционных народных промыслов моделирования, одно из направлений которого всегда присутствовало в нашей жизни – это работа с древесиной, кожей и природного материала. Актуальность данной программы заключается в соединении умственного, научно-технического и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Моделирование развивает интерес, любознательность, а это очень важно, чтобы обучающиеся не впадали в скуку, в уныние, что ведет к нежелательным последствиям в формировании личности ребенка. Именно такая работа позволяет комплексно решать эстетические, нравственно-волевые задачи, такие как – умение планировать свою деятельность, целеустремленностью, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, внимание, аккуратность, желание помочь друг другу, ценить результаты работы, восхищаться и т.д. Для педагогов же особенно важным в этом виде ручного и механизированного труда является то, что оно развивает мелкую моторику рук у детей, так как доказано, что прослеживается четкая взаимосвязь между развитием подвижности пальцев рук и развитием речи, логического мышления.
Процесс обучения ручного труда идет параллельно с изучением традиционной русской национальной культуры, а также заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении научно-технических и декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии резьбы по дереву, мозаики, работа с кожей начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Оригинальность программы определяется выбором тем, их построением, методическими формами и приемами. Работа по программе предполагает наличие основательной материально – технической базы. Каждую тему программы сопровождает блок методических и дидактических материалов, куда входит иллюстрационно – демонстрационный блок:
Образцы различных видов техники моделирования из древесины, кожи и природного материала
Раздаточный материал
Учебно-популярная литература.
Результатом этого является более глубокое знание предмета, создание психологического комфорта в коллективе, при котором открывается возможность гармоничного воспитания детей.
Цель программы: обучение основам различных видов техник моделирования из древесины, кожи и природного материала на основе бережного отношения к русским народным традициям.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
обучить различным видам техники моделирования из древесины, кожи и природного материала
дать представление о русском народном творчестве
познакомить с историей древесины, кожи и природного материала.
Развивающие:
развивать интерес к научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству
развивать творческие способности обучающихся
развивать мелкую моторику рук, памяти, внимания, эстетического вкуса.
Воспитательные:
формировать общую культуру личности;
формировать профессиональное видение прекрасного в произведениях декоративно-прикладного и научно-технического творчества, воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям
В объединение принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом. Возможен дополнительный прием в объединение по результатам собеседования.
Программа рассчитана на детей и подростков от 10 до 14 лет.

Условия реализации программы
Программа предназначена для детей 10-14 лет.
Программа рассчитана на 2 года.
Количество занятий в год: 144 часа.
Количество занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся в группе 2 года обучения – 12 человек.
.Форма организации детей: групповая.
Форма работы учащихся на занятии: групповая, индивидуальная, в парах.
Форма проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
научно-технические, физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в области экономики;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
разные виды резьбы и их особенности
способы разметки по шаблону и чертежу;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.

Механизм оценивания результатов
по программе «Умелые ручки» объединения «Моделирование»

Цели контроля:
Определение оценки знаний, умений и навыков, которые получают учащиеся в процессе обучения.
Выявление пробелов в знаниях учащихся.
Определение степени комфортности обучающихся в коллективе.
Определение уровня развития творческих способностей обучающихся в процессе обучения.
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений и навыков обучающихся. По данной программе используются следующие формы занятий и контроля:
Беседы
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
Творческие показы
Использование дидактических методик для выявления комфортности обучающихся, выявление организаторских и коммуникативных способностей.
Формы подведения итогов реализации программы

Участие детей в районных, городских выставках научно-технического и декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения

№п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего
Теория
Практические работы

1
Вводное занятие
2
2



Мозаика




2
Выполнение мозаики
15
5
10

3
Сюжетный набор

27
2
25


Резьба по дереву




4.
Виды резьбы
2
2


5.
Материал и оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

8
2
6

6.
Геометрическая резьба по дереву.
22
1
21

7.
Контурная резьба
22
1
21

8.
Рельефная и скульптурная резьба
1
1


9
Отделка и реставрация резных изделий
5
1
4

10.
Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
6
1
5

11.
Изготовление разделочных досок и декорирование их геометрической резьбой.
8

8

12.
Подготовка изделий к выставкам

22

22

13.
Итоговое занятие
4

4


Итого
144
18
126


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Правила поведения и ОТ в мастерских. Виды мозаики по дереву. Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву. Технико-технологические сведения.
Мозаика
Выполнения мозаики
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины.
Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ.
Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения.
Практика: Выполнение мозаики типа паркета.
Сюжетный набор
Теория: Технология изготовления орнамента. Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический. Технология выполнения сюжетного набора. Наклеивание мозаичного набора на основу. Отделка мозаичного набора. Технология отделки мозаичного набора.
Практика. Выполнения сюжетного набора. Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. Отделка мозаичного набора.
Резьба по дереву
4. Виды резьбы по дереву
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Виды резьбы: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
5. Материал и оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория. Технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения.
Практика. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе: ножа-косяка; одностороннего прокола; двухстороннего прокола.
6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория. История возникновения и развития, технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
Практика. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок)
7. Контурная резьба
Теория. Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения: своеобразие резьбы; особенности композиции орнаментов; подготовка изделия к резьбе.
Практика. Выполнение орнамента.
8. Рельефная и скульптурная резьба
Теория. Виды плоскорельефной резьбы. Технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы. Художественно-стилевые особенности резьбы. Материалы, инструменты и приспособления;
9. Отделка и реставрация резных изделий
Теория. Отделочные и нетрадиционные материалы.
Практика Отделка и реставрация резных изделий. Устранение дефектов. Прозрачная отделка.
10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
Теория. Составление резной композиции. Способы выполнения резьбы.
Практика. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
11. Изготовление разделочных досок и декорирование ее геометрической резьбой и декорирование ее геометрической резьбой.
Практика. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Изготовление набора из двух разделочных досок.
12 .Подготовка изделий к выставкам.
Практика. Подготовка экспонатов к выставкам:
районной «Мир детства!» и другим выставкам.
13. Итоговое занятие.
Презентация работ, выполненных при освоении программы. Обсуждение.

Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения
Должны знать:
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.

Библиографический список
для педагога дополнительного образования
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М. : Высшая школа, 1978
Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М. : Рипол классик, 2004.
Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М. : Лукоморье, 2000.
Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М. : Народное творчество, 2001.
Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М. : Народное творчество, 2001.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М. : Высшая школа, 1993.
Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов – на/Д. : Феникс, 2000.
Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). – Минск : Современное слово, 2000.
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М. : Просвещение, 1981.
Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М. : Легпромбытиздат, 1992.
Библиографический список
для обучающихся
Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М. : Траст пресс, 1999.
Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск. : Полымя, 1990.
Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М. : Просвещение, 2007.
Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск. : Элайда, 1999.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 515