Программа внеурочной деятельности для 1 класса Умелые ручки


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………… 1-3
Цели и задачи курса……………………………………………….. 3-5
Личностные и метапредметные результаты……………………… 5-9
Календпрно-тематическое планирование………………………… 11-15
Содержание курса………………………………………………….. 15-29
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………… 30-31
Список литературы………………………………………………….. 31-32

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-4 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Данная программа адресована детям 7-10 лет, которые проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству и ручному труду.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
          Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя становится забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
Курс  завершается  организацией  и  проведением  Выставки творческих работ,  демонстрацией  успеха  на  городских,  областных  выставках  детского  творчества.  Свои  работы  учащиеся  используют  для  украшения  интерьера  квартиры  и  игр,  дарят  родителям  и  близким.                                                                                  
Цель: Развитие эстетического вкуса и создание сплоченного творческого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
Познакомить с окружающим миром.
Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.).
Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В нашу задачу входит не столько помочь ребенку, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться намного меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Надо помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу делай как я, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт на экраны и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся в кружках заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбирала с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами
Актуальность программы  «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Занятия ручным трудом – универсальное образовательное средство, способное сделать жизнь растущего человека умной, целеустремлённой, ответственной. На этих занятиях укрепляется творческий коллектив единомышленников.
Труд постепенно входит в жизнь ребёнка – помогать родителям, подготовить сувенир, подарок, украсить дом, изготовить полезную вещь, которая рождается из потребности творить, из любви и желания сделать приятное близким. Любое изделие дети не только сделают своими руками, но, прежде всего, придумают его в своём воображении. В поделки, украшения вкладывают и фантазию, и вкус, и умения – это и есть процесс воплощении творческого замысла.
Важным направлением в содержании программы является духовно – нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного труда.
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами принятия младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков, программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предлагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые Ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать различные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификация по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.

Сроки реализации программы: данная рабочая программа рассчитана на один год и будет реализована в 2015-2016 учебном году.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводится в групповой форме как внеурочная кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, участие в выставках детского прикладного творчества.
Занятия будут проходить по 1часу 2 раза в неделю, всего 66 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
        Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить смысловое высказывание соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
 

Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как предмете предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ Тема Количество часов Дата
теория практика план факт
Работа с пластилином. Лепка. 4 4 1-2 Вводное занятие. Что ты знаешь о пластилине? Применение пластилина в детском творчестве. Лепка сказочных персонажей. 1 1 08.09 08.09
3-4 Рисование пластилином на картоне. Перенос изображения, копирование иллюстрации, заполнение рисунка. Рисунок «Любимые игрушки». 1 1 15.09
15.09
5-6 «Витражные фантазии»- живопись пластилином на стекле. Изготовление витража «Бабочка». 1 1 22.09
22.09
7-8 Шариковый пластилин. «Чудо поделки». Изготовление фото-рамки. 1 1 29.09 29.09
Работа с солёным тестом. 4 4 9-10 Знакомство с технологией приготовления солёного теста. 1 1 06.10 06.10
11-12 Страна мастеров. Лепим фигурки в произвольной форме. 1 1 13.10 13.10
13-14 Поделки «Грибная полянка». 1 1 20.10 20.10
15-16 Просмотр мультфильма. Поделки «герои Диснея». 1 1 27.10 27.10
Работа с бумагой. 4 4 17-18 Знакомство с бумагой. Технология изготовления бумаги. История изобретения. Красим бумагу сами. Готовим клей из крахмала. 1 1 03.11 03.11
19-20 Мастерим бумажный мир. Изготовление геометрических форм. Делаем бумажные заготовки для аппликации. 1 1 10.11 10.11
21-22 Просмотр презентации «Парки и сады бумажного города». Аппликация «Цветочная полянка» 1 1 17.11
17.11
23-24 Простейшие модели оригами «лягушка», «кораблик» 1 1 24.11
24.11
Рисование 4 4 25-26 Изображение «пятном в объёме». Сказка про кляксу. Рисунки карандашом на свободную тему «Мир глазами ребёнка». 1 1 01.12 01.12
27-28 Мир полон украшений. Просмотр видеофильма. Рисование на тему красота в природе, быт. 1 1 08.12
08.12
29-30 Узоры. Какие краски и узоры существуют в природе (животные, растения, цветы, зимние узоры). Рисование паутинки, снежинок, мороз на стекле. 1 1 15.12 15.12
31-32 Узоры, которые создали люди. Орнамент на предметах, посуде. Просмотр презентации «Мастер украшений». Рисование предметов с орнаментом. Ёлочные украшения. 1 1 22.12 22.12
Работа с природным материалом. 5 5 33-34 Творческая страничка. Просмотр презентации «Я всё умею делать сам» Готовим природный материал к работе (листья, мох, ветки, шишки). 1 1 29.12 29.12
35-36 Поделка «Поросёнок-путешественник» 1 1 12.01 12.01
37-38 Поделка «Подарки зимнего леса» 1 1 19.01 19.01
39-40 Настенное панно из веточек ели и рябины. 1 1 26.01 26.01
41-42 Поделка «Сказка в корзине» 1 1 02.02 02.02
Работа с нитками. 8 8 43-44 Знакомство с нитями, виды нитей, просмотр презентации «Искусство нитяной графики» 1 1 09.02 09.02
45-46 Изонить. Подготовка нитей к работе. Нанесение на картон рисунка. 1 1 16.02 16.02
47-48 Изонить. Техника «заполнение круга» 1 1 01.03 01.03
49-50 Изонить. Техника «заполнение угла» 1 1 15.03 15.03
51-52 Изонить. Техника заполнения дуги» 1 1 22.03 22.03
53-54 Нитяная живопись. Выполнение работы из элементов круг, угол, дуга. Украшение открытки. 1 1 29.03 29.03
55-56 Изготовление панно на картоне «Снежинка» 1 1 05.04 05.04
57-58 Изготовление панно «Ель» 1 1 12.04 12.04
Работа с сыпучими продуктами (крупа, макароны, семена) 4 4 59-60 Вводное занятие. Знакомство с видами сыпучих продуктов. Применение в детском творчестве. Видео мастер-класс. Поделка «Волшебный сад» 1 1 19.04 19.04
61-62 Аппликация из макарон на картоне «Восход солнца» 1 1 26.04 26.04
63-64 Панно из крупы, семян арбуза, фасоли «Жар-птица» 1 1 10.05 10.05
65-66 Заключительное занятие. Выставка лучших работ «Марафон поделок» Награждение. 1 1 17.05 17.05
Всего 33 33 66
Содержание курса
Работа с пластилином. Лепка.
Тема 1-2. Теория – 1 час
Вводное занятие. Рассказ учителя о видах пластичных материалов, применяемых в детском творчестве. Что такое пластилин, виды пластилина, глина. Применение данных материалов в детском творчестве.
Практика – 1 час
Лепка на свободную тему.
Тема 3-4. Теория-1час
Рисование пластилином на картоне. Рассказ учителя по теме: перенос и копирование изображения с иллюстрации на картон. Каким способом можно заполнить рисунок пластилином.
Практика-1час
Выполняем работу «Любимые игрушки». Переносим изображение «Плюшевый мишка», «Кукла-неваляшка», «Самолёт» из книжки-раскраски на картон, заполняем пластилином.
Тема 5-6 Теория-1час
Рассказ учителя что такое витражная графика, витражная живопись, что можно сделать из стекла и пластилина. Как соблюдать технику безопасности при работе с данными материалами. Перенос изображения на стекло и заполнение пластилином.
Практика-1час
Готовим пластилин к работе. Наносим чёрным маркером изображение на подготовленное стекло, заполняем бабочку пластилином.
Тема 7-8 Теория- 1час.
Рассказ учителя что такое шариковый пластилин. Чем он отличается от традиционного, для каких поделок лучше использовать данный вид пластилина.
Практика -1 час
Делаем фоторамку для фотографий по заданному шаблону.
Работа с солёным тестом.
Тема 9-10 Теория-1час
Рассказ учителя что такое тестопластика. Как можно использовать тесто в творчестве, виды поделок, как создавать объёмные фигурки. При использовании правильной технологии приготовления теста как окрашивать и правильно хранить готовые изделия.
Практика-1час
Замешиваем солёное тесто по рецепту: 1стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 стакана муки, 1 ложка растительного масла. Тщательно вымешиваем тесто, готовим для дальнейшей работы.
Тема 11-12 Теория- 1час.
Рассказ учителя об инструментах, необходимых для работы с солёным тестом:Разделочная доска, нож, зубочистки, скалка, расчёска с мелкими зубчиками – поможет при лепке корзинок, вода с кисточкой – для склеивания деталей друг с другом, любые другие подручные средства – колпачками от ручек удобно вырезать отверстия, рельефные пуговицы выдавят узор. Дети могут принести свои формочки для песка.
Практика-1час
Процесс лепки
Воплощая в жизнь свою идею, для начала выберем простую работу, в произвольной форме, готовые изделия укладываем на бумагу, где они и будут сушиться. Мелкие детали склеим кисточкой с водой, а те, что покрупнее, скрепим зубочистками.Сушим тестопластику.
Тема 13-14 Теория-1час
Рассказ учителя как правильно склеивать фигурки между собой, как правильно окрашивать лаком и гуашью.
Практика-1час
Делаем поделку «Грибная полянка»
Сушим на воздухе, естественным путём, это займёт от 2 дней до 1 недели (за 1 день тесто высыхает на 1 мм). Можно запечь фигуры из теста в духовке, температуру поставим минимальную, запекаем поэтапно – 1 час печём, даем постоять 1-2 часа, и снова в духовку, а если изделие очень толстое, то желательно его аккуратно перевернуть, для лучшего результата просушки.Помещаем нашу мукасольку только в холодный духовой шкаф, чтобы избежать деформации, а потом духовку нагреваем. Если что-то вдруг отсоединилось, приклеим клеем строительным ПВА. Просушенное изделие раскрашиваем и покрываем лаком, лучше использовать лак на водной основе.
Тема 15-16 Теория-1час
Просмотр диснеевского мультфильма «Русалочка», выбор героя для поделок.
Практика-1час
Лепим из теста фигурки любимых персонажей. Сушим. Раскрашиваем готовые фигурки гуашью, лаком.
Работа с бумагой
Тема 17-18 Теория-1час
Рассказ учителя об истории изобретения бумаги, производстве, различных видах печатной продукции. Знакомство детей с видами бумаги (газетная, обложечная, цветная, бархатная, картон для детского творчества, писчая, чертёжная и ещё 500 видов). Каким образом можно склеивать бумагу, рецепты приготовления клея.
Практика-1час
Учимся из бумаги получать простые, объёмные геометрические формы. Делаем цилиндр, конус, куб. учимся скреплять детали между собой при помощи клея, скрепок, скобок.
Тема 19-20 Теория-1час
Рассказ учителя об основе всех бумажных поделок: квадрат, круг, треугольник. Рассказываем о способах вырезания, сгибах, складках бумажных деталей, способах крепления деталей к основе.
Практика-1 час
Для примера делаем простые детали: Листья, цветы, веточки, учимся скреплять детали цветка между собой, собираем отдельные цветы в поделку, при необходимости красим детали цветков акварелью, гуашью.
Тема 21-22 Теория-1час
Рассказ учителя о различных видах поделок, которые можно превратить в целые композиции. Презентация «Парки и сады бумажного города». Как изготовить клумбы из салфеток.
Практика-1 час
Учимся создавать из готовых элементов цветы и грибочки, а полянку делать с помощью обрывной аппликации. Для фона возьмем яркий лист желтого или розового цвета, на нем контрастно будет смотреться зеленая травка и коричневые грибочки. Предложим ребенку несколько вариантов выполнения травки: выкладывание из мелких оборванных клочков цветной бумаги (можно использовать разные оттенки), одна большая полянка из цельного оборванного по краям прямоугольника, смятый и наклеенный лист (можно из расслоенной на две части салфетки, если салфетка белая, то ее нужно покрасить после расслоения зеленой акварелью).
Тема 23-24 Теория-1 час
Рассказ учителя об искусстве оригами. Это – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Оригами очень полезно для детей. Дети быстро запоминают не только условные обозначения и базовые фигуры, но и целые схемы. Оригами прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, память, внимательность, аккуратность, пространственное мышление ребенка. Рассказать какие поделки можно изготовить при помощи оригами.
Практика 1-час
Делаем простые бумажные модели. Готовим бумагу, вырезаем строго по квадрату, по линиям сгиба делаем лягушонка, кораблик.
Рисование
Тема 25-26 Теория- 1 час
Рассказ учителя об изображении, знакомство детей с основными элементами рисунка: точкой, линией и пятном. Познакомить детей об их видах и использовании. Эти элементы являются средствами, при помощи которых можно создать любой рисунок как в иллюзии пространства на плоскости, так и в реальном пространстве. Затем мы познакомимся с другими, «производными» по отношению к упомянутым, элементами рисунка. Рассмотрение различных способов рисования, роль пятна в рисунке. Читаем сказку про кляксу.
Практика 1-час
Дети рисуют различные изображения, где используется линии, пятно. Например, нужно изобразить тень, кляксу, облако, воздух, воду, каплю. Теперь нужно дорисовать изображение так, чтобы получился любой предмет.
Тема 27-28 Теория-1час
Рассказ учителя о красках в природе. Животные и растения тоже украшают себя, каким образом влияет окраска на жизнь животных и растений. Умение любоваться красотой природы - это мастерство. Украшения бывают яркими и тусклыми, нежными и слишком контрастными. Дети должны привести примеры ярких красок в природе. Смотрим видеофильм.
Практика 1 час
Рисунки на свободную тему о природе.
Тема 29-30 Теория-1час
Рассказ учителя, что такое узор в природе и быту. Посмотрите, как природа умеет себя украсить. Снежинки - они хрупки и изящны. И ни один узор в них не повторяется. Сосульки, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. В глубинах океана живут удивительные создания: раковины, морские звезды, рыбы, водоросли. И их природа украсила ярко и пестро. А как много украшенных созданий в лесу, поле: природа щедро украсила листья, цветы и многих лесных жителей! Показать видео с изображением снежинок, паутины.
Практика 1- час
Дети изображают паутинки и снежинки с помощью принесенных ими материалов.
Возможны несколько вариантов рисунка: а) на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, ryaшь
б) тем же, но на тонированной бумаге;
в)  на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).
 Этапы рисования узора паутинки:
1) лист расположить горизонтально;
2) вписать в него квадрат (его сторона почти равна меньшей стороне листа);
3) поделить лист вертикально, горизонтально, пополам по двум диагоналям;
4) затем рисовать узор паутинки (либо прямыми, либо вогнутыми линиями);
5) дорисовать узор дополнительными элементами (паучок, насекомые).
Если паутинку нарисовать разноцветными мелками, будет похоже, что она освещена солнцем.
Тема 31-32 Теория 1-час
Рассказ учителя, что такое орнамент, его виды. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, и комбинированный. Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур. Плоский узор может неоднократно повторятся. Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и замкнутый.
Практика 1-час
Рисуем ёлочные украшения с орнаментом.
Работа с природным материалом
Тема 33-34 Теория 1-час
Рассказ учителя, какие поделки из природного материала можно сделать своими руками, как правильно собрать и подготовить материал к работе.Лучшее время для сбора материала на природные поделки - лето и осень.Не проходите мимо и обязательно возьмите для работы: листья и цветы, из них можно сделать красивые композиции, панно. Хорошие поделки получаются из желудей с чашечками, шишек, орехов, подойдут для поделок и бобы, фасоль, горох, фрукты, овощи, веточки, можно делать природные поделки из морских и речных ракушек, семян - крылатки и многого другого. Так же очень красивые поделки получаются из простых камешков. Прекрасные поделки можно сделать из природной глины и даже из песка. Шишки и ветки ели, рябины можно заготовить в холодное время года. Из них получаются прекрасные зимние композиции. Смотрим презентацию» Я всё умею делать сам», выбираем героя для поделки.
Практика 1-час
Предварительно в процессе анализа модели-образца игрушки дети обговаривают возможные варианты использования материала, выделяют части игрушки, детали, способы ее изготовления и украшения. Затем педагог сообщает, что сегодня они будут сами строить схему последовательности работы. Для этого сначала вспоминают, как рисовали схему работы над другими игрушками, и приступают к ее созданию. Материал и инструменты: шишка, желуди, веточки деревьев, птичьи перья, небольшой лист дерева, крылатки клена, клей, бумага; деревянный брусок, шило, нож (для воспитателя), кисточка, ножницы.
Тема 35-36 Теория -1час
Рассказ учителя о последовательности работы. Чтобы смастерить забавного поросёнка, необходимо заранее подготовить необходимые материалы, высушить листья и семена, хранить в виде гербария. Необходимо напомнить детям о технике безопасности, при работе с ножницами.
Практика-1час
Делаем поделку «Поросёнок-путешественник». Готовим рабочее место, заранее заготовленные листья прессуем, раскладываем по эскизу, склеиваем детали. Дырочки в пятачке делаем из семян. Готовую работу кладём под пресс. Сушим. Можно покрыть прозрачным лаком.
Тема 37-38 Теория -1 час
Рассказ учителя о том, какие прекрасные поделки можно смастерить из материала, собранного в лесу зимой. Красивые  поделки из шишек и желудей станут прекрасным декором интерьера в преддверии любого праздника. Например, можно сделать елочные игрушки, гирлянды, топиарии, праздничные композиции, декоративные елочки и многое другое. Даже если вы просто наполните стеклянную вазу такими природными материалами, получится очень интересный и стильный предмет декора. На основе природных материалов можно также сделать необычную композицию, которая долго будет радовать вас. Например, оригинальным дополнением сервировки праздничного стола и в то же время его украшением станет кольцо для салфеток, которое запросто можно смастерить своими руками. Сделать такое кольцо можно несколькими способами, к примеру, при помощи клея или же проволоки.
Практика- 1час
Чтобы сделать кольцо при помощи клея для работы понадобятся: несколько желудей, картонная основа от бумажных полотенец и клей сильной фиксации. Делается все очень просто. Режем картонную основу на кружочки желаемой ширины, а затем оклейте их целыми желудями или только шапочками. Чтобы сделать такое оригинальное кольцо для салфеток при помощи проволоки сначала надо проделать в желудях отверстия, а затем соединить их между собой гибкой проволокой. В этом случае диаметр готового кольца будет зависеть от того, проволоку какой длины вы используете для работы. 
Тема 39-40 Теория -1час
 Для украшения стен широко используют панно из природного материала. Это могут быть зерна кофе, крупа, высушенные цветы, дольки фруктов или овощей, осенние листья. Делать панно очень удобно с детьми: творческая деятельность развивает фантазию, способность креативно мыслить. Работы с мелкими материалами способствует развитию мелкой моторики, что полезно для детей младшего возраста. А главное – для этого занятия существует множество идей, которые хочется воплотить в жизнь. Рассказ учителя о различных способах украшения интерьера. Применяем на практике самые простые приёмы для детей младшего школьного возраста -это панно на картоне из еловых веточек и веточек рябины.
Практика 1-час
Готовим материал к работе. Основа для панно. Ее можно сделать из подручных материалов: мешковины, другой прочной ткани, картона, бумаги, дерева. Лучше всего картонную основу обернуть мешковиной или тканью. Ветки крепим нитками и клеем ПВА. Готовую работу можно обсыпать пенопластом, создавая эффект инея.
Тема 41-42 Теория-1час
Рассказ учителя о том, какие композиции и поделки можно выполнить своими руками, заполняя готовую корзинку различным природным материалом. Корзину можно сделать своими руками из салфеток, скрученных жгутом. Если дети затрудняются в выполнении, можно взять готовую корзинку. Корзины могут быть разных форм и размеров от миниатюрных до больших.
Практика-1час
Декорируем готовую корзинку, внутрь помещаем пенопласт или впитывающую губку для веточек, шишки, жёлуди. Если есть возможность, можно оформить сладкую корзинку из конфет и фруктов. Это будет замечательным подарком к любому празднику.
Работа с нитками
Тема 43-44 Теория-1час
Рассказ учителя. Дети любят рисовать, рисуют красками, карандашами, мелом и углем, существует много инструментов и материалов. Оказывается, можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться прекрасно владеть иглой. Изонить – изображение нитью – так называют этот вид деятельности. Достоинство изонити в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии здесь есть, где разгуляться. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративное панно для дизайна интерьера  и использовать в  оформлении элементов одежды. Смотрим презентацию.
Практика -1час
Дети рассматривают различные виды нитей, учатся владеть иглой, ножницами, вдевать и завязывать нити.
Тема 45-46 Теория-1час
Рассказ учителя о различных приёмах нанесения рисунка на основу (картон или бархатную бумагу). Обучающийся вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.
Практика-1час
Наносим рисунок на картон, учимся владеть циркулем, при помощи линейки и лекала строим рисунок.
Тема 47-48 Теория -1час
Мы продолжаем с вами изучать новую технику изображения, изображение с помощью нити. И тема нашего сегодняшнего занятия «Нитяная графика»- Заполнение окружности. Давайте сейчас с вами повторим, что такое изонить. А кто может подсказать мне, какие два приема мы изучили на прошлом занятии?  Как правильно должен выглядеть рисунок с изнаночной стороны?  Какими двумя способами можно удлинить нить для продолжения заполнения угла или окружности. После повторения основных приёмов, дети приступают к практическому занятию.
Практика- 1 час
Работа ведется от деталей к целому. Сначала наносим эскиз окружности. Прокалываем для удобства портняжной иглой отверстия по окружности. Разметку делаем при помощи циркуля. По окончанию работы с эскизами, следующим шагом будет накалывание изображения на фон. Фоном может служить цветной картон, ткань, бархатная бумага и даже наждачная бумага. Чтобы эскиз не сдвинулся при накалывании с фона, его нужно закрепить скрепками или английскими булавками. Готовый фон с наколотыми отверстиями вместо линий нужно сравнить с эскизом, все ли  отверстия проколоты. Начинаем работу с единицы. Следуя пошагово за учителем. Если необходимо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами:
– закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком с изнанки на лицо;– привязать к концу старой нити новую и работать дальше.
Тема 49-50 Теория- 1час
В работе над эскизами для создания композиции в техники изонити рекомендуется использовать оба приема (заполнение угла и окружности).  Смешение двух приемов даст возможность составить интересную и сложную композицию. При выборе формата и сложности композиции  учитываются  возрастные особенности ребенка, ставятся  посильные задачи. В создании подготовительного рисунка важно упростить изображени. Смотрим готовые работы, приступаем к следующему приёму «заполнение угла».
Практика-1час
Начертить на изнаночной стороне картона любой угол;
Разделить каждую сторону угла на равное количество частей (например 12);
Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «О»;
Сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины (точка «О»);
Вдеть нить в иглу, сформировать узелок;
Заполнить угол в такой последовательности: из точки 1 в точку 1 на другом луче угла, из точки 2 в точку 2 на другом луче угла. При заполнении угла, по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой, по изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.
Тема 51-52 Теория-1час
Заполнение дуги - один из трёх приёмов в изонити, который используется в вышивании. Смотрим примеры, презентацию, выполняем действия пошагово за учителем. Лучше всего, если учителем заранее будут заготовлены шаблоны с отверстиями.
Практика-1час
Нарисуйте дугу на картоне и разделите ее точками на равные части размером 0,5 – 1 см. Точки пронумеруйте и проделайте  отверстия шилом  или булавкой. Заполните дугу нитями по схеме.  Заполнять дугу нужно практически также как и окружность. Необходимо помочь ребёнку в данной работе, т.к. из всех приёмов, заполнение дуги, наиболее сложный процесс.
Тема 53-54 Теория-1час
Освоив основные прёмы вышивания, учитель рассказывает, как можно самим украсить любое изделие при помощи изонити. Украшение поздравительной открытки, один из увлекательных процессов. С недавних пор открытка стала для нас только "приложением" к основному подарку, цветной бумажной основой для подписи и пожеланий. А что если попробовать саму открытку сделать подарком? Придется немного потрудиться, зато результат оправдает все наши усилия!
Практика-1час
На заранее приготовленной открытке, делаем разметку. По четырём углам, наносим отверстия и отмечаем цифрами. В середине, в зависимости от рисунка (снежинки, ёлочки, цветы), наносим такие же отверстия. Приступаем к вышиванию.
Тема 55-56 Теория-1час
Повторение основных приёмов техники изонить, повторение техники безопасности, при работе. Учитель рассказывает о ходе работы, дети повторяют самые элементарные действия. Рассматриваем готовые поделки приступаем к вышиванию.
Практика-1час
Нам потребуется циркуль, чтобы начертить окружность. Ее необходимо разделить на равное четное число частей. Сделать проколы во всех полученных точках. Заполняем окружность по предлагаемой ниже схеме. С окружностью можно экспериментировать на свой вкус. Схемы снежинок берём самые простые, состоящие из нескольких стежков.
Тема 57-58 Теория-1час
Учитель рассказывает, какие узоры можно вышить приёмом «заполнение угла». Елочкой, которую я предлагаю вам вышить на данном занятии, можно украсить новогоднюю открытку, оформить в панно. А можно обшить и обложку для книги, которая утратила внешний вид.
Практика-1часДля начала, выполним линейный рисунок елки + немного сугробов + немного снежинок. Картинка будет зимней, или весенней, но уже, попроще, без сугробов и снежинок. Веточки на елке в форме капелек, больших и маленьких. Можете выполнить свой рисунок, а можете скопировать предложенный на фотографии. И перенесем его на обратную сторону картона. Для работы вам потребуется: лист цветного картона (синий, голубой или фиолетовый) или бархатной бумаги; швейные нитки (два оттенка зеленого, белые); швейная игла; булавка с шариком на конце; клей карандаш; лист писчей бумаги. Повторяем, как заполняется угол, и приступаем к выполнению работы.
Работа с сыпучими продуктами (крупа, макароны, семена)
Тема 59-60 Теория-1час
Доступность материала превратила поделки из макарон, семян и круп в одно из самых популярных направлений детского творчества. Аппликации, интерьерные поделки, сделанные из несостоявшейся еды, получаются очень эффектными, даже если вы совершенно не умели до этого их делать. Работая над такими поделками, перебирая пальцами семена, в которых заключена жизнь, понемногу наполняешься положительной энергией, становишься умиротворенным. Учитель показывает и комментирует презентацию, показывает готовые поделки.
Практика 1-час
Дети выбирают работу, которую будут делать, желательно выбрать 1-2 и работать группой 2-3 человека. Для работы берем лист желтого картона. Наносим на него рисунок тонкими линиями простого карандаша. Кисточкой аккуратно наносим клей в первую выбранную зону. Идти по картинке лучше сверху вниз, тогда руками вы не будете задевать предыдущие части. Первыми делаем рисовые облака и пшенное солнышко. Наносим клей и рукой сыпем пшено на проклеенный участок. После высыхания аккуратно сметаем излишки пшена, которые не приклеились. Рисины по размеру большие, значит, их на клей можно выкладывать, чтобы облака получились ровными. Также мы поступаем и с гороховыми деревьями, и с гречневым домом. Готовые поделки сверху покрываем лаком, чтобы материал в дальнейшем не осыпался и наши работы не оказались испорченными.
Тема 61-62 Теория 1-час
Рассказ учителя о ходе работы. Возьмите подложку под поделку в виде картонной коробки. Это удобно, так как не позволяет рассыпаться крупинкам. Саму аппликацию из круп лучше всего делать на плотном картоне. Используйте все, что у вас найдется для такой аппликации из круп, семян и макарон: спагетти, спиральные макароны, половинки сухого гороха, гречку, рис, пшено, хлопья овсянки, пшеничную крупу и т.д. Теперь берется картон-основа. Схематично от руки можно расчертить линии лучей солнца. И последовательно, луч за лучиком, покрываем клеем пва и тут же присыпаем выбранной крупой или макаронами. Когда полностью вся картина будет покрыта крупой, семенами, макаронами по авторскому замыслу, нужно будет дать ей хорошенько высохнуть. Затем, можно ее перевернуть для того что бы излишек крупы который не приклеился, сам осыпался.
Практика 1-час
Выполняем работу вместе с детьми.
Тема 63-64 Теория 1-час
Рассказ учителя о ходе работы. Сначала определяемся, из каких семян будем делать поделку.Для фона рекомендуется использовать белую плотную бумагу, цветной картон, бархатную бумагу, сизофлор, кружево, березовую кору, листья кукурузы. Выбор того или иного фона определяется природным материалом, который будет на этом фоне особенно ярко «звучать». Белая бумага подчеркивает контур растений, цвет и форму. Серый и бежевый картон может служить фоном, например, для листьев и зерен кукурузы, которые станут частью одной цветовой гаммы. Для жар птицы лучше всего брать семена арбуза или дыни, чёрная и белая фасоль.
Практика 1-час
Выполняем работу, сушим, покрываем разноцветным лаком.
Тема 65-66 Теория 1-час
Практика-час
На заключительном занятии учитель рассказывает, каких результатов добились дети за год, какой вид творчества был более занимательным, а какой вызвал затруднения. Организовать выставку творческих работ «Марафон поделок», по возможности поощерить детей сувенирами, грамотами.
Обеспечение материально-технической базы
Инструменты для аппликаций и обработки материалов
Пластилин, природный и бросовый материал, картон, цветная бумага, готовое солёное тесто, нитки (мулине, ирис, пряжа).
Методические пособия, периодические издания, видеофильмы
Копировальная техника
Компьютер, проектор.

Список литературы
1.Энциклопедия рукоделия/Составитель М. Ивахнова.- М: Олимп; Смоленск: Русич,2000.- 432с.: ил.- (энциклопедия домашнего хозяйства).
2. Г.И. Перевертень. Серия книг «Поделки своими руками», Издательство М. АСТ,2010.
3.Т.Н.Проснякова, Н.А.Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,2004.
4.С.И.Хлебникова, Н.А.Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,2004.
5. Джанет Уилсон Цветы из бумажных лент.-«Издательская группа «Контэнт», 2009.
6.Г.И.Долженко. 100 поделок из бумаги – Ярославль: Академия развития, 2006
7. Рима Айдиете. Магия декупажа.- ООО «Издательство «Эксмо»
8.Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома.- М.:ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009.
9. Т.Н.Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,2004.
10.Татьяна Проснякова. «Забавные фигурки. Модульное оригами».- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
11.Мария Федотова. Цветы из ткани.- Культура и традиции. Москва.2001.
12. Т.Н.Проснякова, Н.А.Цирулик. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004
13.Сайт Страна Мастеров http//stranamasterov.ru
14. Сайт Всё для детей http//allforchildren.ru