Практическая работа. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения 1класс
Стахановская средняя школа I-IIIст. №2
Практическая работа
« Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.» (1 класс)
Составила:
Учитель начальных классов
Грачёва Инна Анатольевна
2015-2016 уч.
Практическая работа
Тема: Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Цель: 1) понаблюдать за осенними изменениями в природе; учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; познакомить лиственными деревьями, с понятием «листопад»;
2) развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
3) воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, наблюдений.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, коллективная.
Средства обучения: учебники «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, гербарные папки, коробки с листьями различных пород деревьев.
Ход практической работы
Экскурсия в природу.
Важно, тихо, величаво
Лист роняет золотой
Клён красавец молодой.
Берёзка облетает, золото роняет.
Карусели, карусели,
Всюду листья полетели.
С крепких веток сорвались – Закружились, понеслись.
Затем учитель детям предлагает вспомнить и назвать осенние месяцы.
П. Дерево, к которому мы подошли, называется липа. Ствол у липы толстый, гладкий, ветки длинные.
П. Листья какой формы? На что похожи?
Д. Овальной формы, похожи на сердечко. П. Какого цвета листочки?
Д. Зелёного, жёлтого.
П. Обратите внимание на плоды. Маленькие, коричневые горошинки, внутри которых семечко. И если семечко упадёт в землю, то на следующий год вырастет маленькое деревце. Давайте подойдём к следующему дереву, которое называется ива. У этого дерева, посмотрите ствол толстый. Дерево растёт около пруда, посмотрите, как оно наклонилось к пруду. Ветки у него длинные, листочки, как у рябины длинные, узкие. Иву называют « плакучая «. Когда на неё посмотришь издалека, то кажется, что она склонилась и плачет. Назовите деревья, с которыми мы с вами познакомились
Д. Липа, осина, рябина, ива.
П. Правильно. Это лиственные деревья. Плоды у деревьев служат кормом для зимующих птиц. Деревья защищают воздух от загрязнений. Как вы думаете, что необходимо для роста деревьям?
Д. Свет, тепло, вода.
П. Я хочу предложить вам поиграть в игру « К названному дереву беги «. В конце экскурсии дети вместе с учителем собирают листочки для пополнения гербария.
Опыт №1
Дети собирают опавшие листья в букеты.
Муравьишка Вопросик предлагает собрать разные по форме и окраске листья, но Мудрая Черепаха хотела вас предупредить о том , что собирать нужно только опавшие листья. Так как, срывая листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.
- Скажите, одинаковые ваши листья или разные? Чем отличаются листья друг от друга? (Размером, формой, цветом.)
-Можно ли определить, от каких деревьев эти листья? (Да, можно.)
-Я предлагаю разойтись по группам и разложить листья в гербарные папки – относительно породы дерева. Сначала выбирайте хорошо знакомые листья.
Консультанты получают от учителя гербарные папки. Дети раскладывают листья. Каждая группа работает отдельно. Далее проводится проверка. Один из консультантов показывает и называет знакомый лист, все остальные находят у себя и показывают лист данной породы дерева и само дерево.
Вывод: Отличить листья одного дерева от другого можно по размеру, форме и окраске.
Опыт №2
Знакомство с листопадом.
-Зачем листу черешок? ( Учитель показывает место прикрепления листа к ветке.)
-Сравните, какой лист крепче держится за ветку, зеленый или пожелтевший? Догадайтесь, почему? ( Обсуждения детей, высказывания.)
-Все лето дерево получало через листья энергию, дышало. За лето лист накапливает вещества, которые нужны будут дереву на следующее лето. Листья опадают: они перегнивают за зиму и улучшают почву под деревом, дают ему питательные вещества. Вот дерево и сбрасывает листья на зиму. Кроме того, если бы листья не опадали, на листовую пластинку зимой упало бы много снега. Ветка не выдержала бы такой тяжести и сломалась. Как называется природное явление, когда листья осенью опадают?
Если учащиеся затрудняются ответить, учитель может на листья деревьев прикрепить буквы Л, И, С, Т, О, П, А, Д и попросить составить из букв слово.
Вывод: Листья опадают: они перегнивают за зиму и улучшают почву под деревом, дают ему питательные вещества. Вот дерево и сбрасывает листья на зиму.
Первичная проверка понимания.
Игра « Не береза и не тополь, а ...».
Учитель показывает лист одного из деревьев, говорит: « Не береза и не тополь, а ...» Учащиеся должны найти такой же лист в своем букете, показать его и назвать породу дерева.
Ведущим может быть и любой ученик.
-Как отличить листья одного дерева от другого? (По форме и окраске).
-Покажите листья желтого (красного, коричневого) цвета. Назовите дерево.
-Какое дерево никогда не меняет летней окраски?
Игра « Узнай дерево»
Каждая группа получает коробку с листьями и хвоинками (предметов в коробке столько, сколько человек в группе). Листья и хвоинки разбираются произвольно. По команде учителя дети бегут к тому дереву, лист которого у ребенка в руке. Затем учащиеся меняются коробками и продолжают игру.