Программа дополнительного образования Умелые ручки (3 -7 лет)


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Шойбулакский детский сад "Колосок"
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждаю:
Протокол №___ Заведующий МДОБУ "Шойбулакский
от "____"_____________20__г. детский сад "Колосок"
______________Т. В. Иванова
"___"__________201__г.

Программа дополнительного образования детей
"Умелые ручки"
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
Педагог дополнительного образования : Афонина Е. Е.
с. Шойбулак1.Пояснительня записка
Содержание данной программы развития речи у ребенка посредствам движения пальчиков рук. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка из соленого теста позволяет развивать мелкую моторику рук, развивать речевые функции, воспитывать умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, терпимость и познавательный интерес у детей дошкольного возраста. Все содержание данной программы построено в соответствии с основными требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
1. От простого к сложному.
2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
3. Научность и доступность.
4. Системность знаний.
5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
7. Активность и самостоятельность.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по речевому развитию при помощи занятий лепкой. Обучая детей лепке мы способствуем не только эстетическому воспитанию, но и развитию мелкой моторики, совершенствованию речи, у детей появляется возможность проявить свою самостоятельность и индивидуальность, воспитывается терпимость и самостоятельность.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность:
Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка — одна из важнейших задач дошкольного образования.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев рук. В связи с этим специалисты изучают условия, эффективные пути и средства развития мелкой моторики рук в различных видах деятельности.
Особенность программы «Ловкие ладошки» в том, что обычно в детском саду, школе на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Новизна:
Обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
Разработан систематизированный комплекс занятий лепкой с уклоном на развитие речи детей;
Разработан мониторинг;
Все занятия по данной программе реализуются в игровой форме.
Цель: Совершенствовать речь ребенка посредствам движения пальчиков рук. Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать речь;
расширять словарный запас;
расширять кругозор;
развивать наблюдательность;
развивать эстетический вкус;
развивать образное и логическое мышление;
содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
развивать координацию движения рук;
научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.Социальные:
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Отличительные особенности работы данной программы:
Работа по программе «Умелые ладошки» направлена на речевое развитие путем совершенствования движений пальчиков рук. Главной особенностью является нестандартность материала. Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Психологические особенности возрастной группы детей.
Немов Р. в своей книге психология описывает основные этапы речевого развития детей дошкольного возраста. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.
Также психологические особенности ребенка данного возраста заключаются в неуемной любознательности и активности. Он все чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?», крохе интересно абсолютно все, ведь до этого он просто знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям очень важно поддерживать любознательность ребенка, помогать ему познавать мир.
Трехлетний возраст является наилучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.
Обычно, в данном возрасте малыши уже достаточно хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят.
Форма и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 15 минут и предполагают использование таких форм: беседы, физические упражнения, коммуникативные игры, индивидуальное и коллективное творчество, продуктивная деятельность. В каждое занятие включены физкультминутки, играющие положительную роль в обучении детей. Каждая физкультминутка продолжается 3-5 минут и включает в себя набор физических упражнений сочетающихся с произносимыми стихами.
Направленность кружковой работы:
Работа кружка включает в себя два раздела:
1.Работа с тестом (лепка изделия);
2. Работа с готовым изделием (раскрашивание).
Ожидаемые результаты:
должны знать:
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
- использовать в своей речи все части речи;
- строить распространенные предложения;
- комментировать свою деятельность;
- формулировать вопросы к педагогу; просьбы или предложения к другим детям;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– работать в коллективе.
Формы подведения итогов реализации кружковой работы:
В течении всего года проводится мониторинг усвоение программного материала детьми. Для его проведения используются такие формы как индивидуальные самостоятельные работы; выставки на конкурсах; поделки к праздникам; выступления на занятиях.
Учебно-тематический план работы кружка:
Виды деятельности Количество занятий по возрастным группам
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Работа с тестом (лепка) 22 24 22 21
Работа с готовым изделием (раскрашивание) 12 10 12 12
Диагностика 2 2 2 3
Итого 36 36 36 36
Календарно-тематический план работы кружка первый год обучения младшая группа (3-4 года):
Срок реализации. Тема занятия. Содержание деятельности.
Сентябрь. «Вот так тесто!» Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.
«Путешествие в «Круглую страну» №1. Вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий.
«Путешествие в «Круглую страну» №2. «Солнышко». Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику: мышление, воображение.
Октябрь. «Фрукты». Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера).
«Бублики». Учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.
«Гриб №1» Учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.
«Гриб №2» Ноябрь. «Маленькая куколка (Неваляшка)»№ 1. Лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части.
«Маленькая куколка (Неваляшка)»№2. «Ладошка для мамы»№1 Учить детей делать отпечатки на готовом кругу. Воспитывать любовь к прекрасному и желание сделать приятное близкому человеку.
«Ладошка для мамы»№2 Декабрь. «Украшение для елки» Учить детей вносить разнообразие в однообразные круглые и шарообразные формы, путем внесения дополнительных деталей орнамента.
«Елка»№1 Продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.
«Елка»№2. «Зимние забавы » (Снеговик)№1 Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику;
вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание.
Январь «Зимние забавы » (Снеговик)№2 «Зимние забавы » (Снеговик)№3 «Миска с апельсинами» Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера.
«Ежик из шишки»№1 Учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе.
Февраль «Ежик из шишки»№2 «Подарок папе»№1 Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок
близким, развивать внимание, мелкую моторику .«Подарок папе»№2 «Подарок мамочке»№1 Воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику.Март «Подарок мамочке»№2 «Гусеница»№1 Продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера.«Гусеница»№2 «Гусеница»№3 Апрель «Божья коровка»№1 Вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.
«Божья коровка»№ 2 «Черепашка»№1 Вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.
«Черепашка»№2 Май «Одуванчик» №1 Вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику.
«Одуванчик»№2 Диагностика Проверить усвоение детьми умений и навыков в течении года.
Диагностика Календарно-тематический план работы кружка второй год обучения средняя группа (4-5 года):
Сентябрь «Собираем урожай» №1. Закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета.
«Собираем урожай» №2. «Подсолнух» №1. Вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.
«Подсолнух» №2. Октябрь «Мышка» № 1. Учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы.
«Мышка» №2. «Мухомор» №1. Лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка), развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке.
«Мухомор» №2. Ноябрь. «Сердечко для любимой мамочки» №1. Воспитывать у детей желание сделать своими руками приятное близкому человеку. Воспитывать любовь и заботу к близким людям. Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и внимания.
«Сердечко для любимой мамочки» №2. «Кот» №1. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях .«Кот» №2. Декабрь. «В лесу родилась елочка» №1. Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы.
«В лесу родилась елочка» №2. «Новогодние игрушки» №1. Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.
«Новогодние игрушки» №2. Январь. «Подсвечник» №1. Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.
«Подсвечник» №2. «Грустный клоун». Вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее до необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки); учить передавать настроение средствами лепки.
«Веселый клоун». Вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее до необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.
Февраль. «Валентинка». Вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.
«Подарок папе» №1. Лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.
«Подарок папе» №2. «Подарок папе» №3. Март. «Цветы для мамы» №1. Вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.
«Цветы для мамы» №2. «Подставка под яйцо» №1. Развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.
«Подставка под яйцо» №2. Апрель. «Аквариум» №1. Вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах.
«Аквариум» №2. «Аквариум» №3. «Цыпленок»№1. Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.
Май. «Цыпленок» №2. «Цыпленок» №3. Диагностика. Проверить насколько дети усвоили программный материал.
Диагностика. Календарно-тематический план работы кружка третий год обучения старшая группа (5-6 года):
Сентябрь. «Смешарик «Нюша» №1. Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.
«Смешарик «Нюша» №2. «Смешарик «Нюша» №3. «Тарелка с фруктами». Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшении поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.
Октябрь. «Смешарик «Крош» №1. Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.
«Смешарик «Крош» №2. «Смешарик «Крош» №3. «Ангелочек» №1. Лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Ангелочка; при работе над мелкими деталями использовать стеку, закреплять навыки работы стекой.
Ноябрь. «Ангелочек» №2. «Подарок мамочке» №1. Учить детей делать сувенир своими руками. Воспитывать аккуратность; любовь и заботу о близком человеке.
«Подарок мамочке» №2. «Новогодние игрушки». Учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.
Декабрь «Дед Мороз спешит на елку» №1. Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке - создавать фигуру человека, показывать особенности одежды.
«Дед Мороз спешит на елку» №2. «Снегурочка»№1. Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Снегурочки, используя стеку для подрисовки штрихами меха на одежде.
«Снегурочка» №2. Январь «Кот» №1. Учить лепить фигурку кошки из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания.
«Кот» №2. «Заяц» №1. Учить лепить фигурку зайца из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания.
«Заяц» №2. Февраль «Валентинка» №1. Учить делать сердечко из капельки, украшать используя известные приемы (налеп, вдавливание и др.)
«Валентинка» №2. «Подарок папе» №1. Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста.
«Подарок папе» №2. Март «Подарок маме» №1. Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста.
«Подарок маме» №2. «Пасхальная композиция » №1. Вызвать у детей интерес к обычаям и традициям православной культуры. Развивать воображение и фантацию. Закреплять известные приемы лепки.
«Пасхальная композиция» №2. Апрель «Ракета» №1. Создавать у детей интерес к общественным явлениям; продолжать вырабатывать навыки работы с каплевидной формой; скатывать капельки необходимого размера.
«Ракета» №2. «Бабочка» №1. Знакомить детей с понятием «симметрия», вырабатывать навыки лепки симметричных деталей, продолжать учить расписывать фигуру после просушки, закреплять умение работать с теплыми и холодными цветами для создания настроения бабочки.
«Бабочка» №2. Май «Пчелка» №1. Вырабатывать умение скатывать шарообразные формы и создавать из них необходимый образ, скрепляя детали; развивать композиционные умения при расположение пчелки.
«Пчелка» №2. Диагностика №1. Проверка уровня усвоения программных знаний умений и навыков детьми за прошедший учебный год.
Диагностика №2. Календарно-тематический план работы кружка четвертый год обучения подготовительная к школе группа (6-7 лет):
Сентябрь «Ёжик» №1. Вырабатывать умение определять целое и части; продолжать учить скатывать капельки необходимого размера (для туловища, листика). Вырабатывать умения располагать ежика на листе.
«Ёжик» №2. «Грибная полянка» №1. Развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус. «Грибная полянка» №2. Октябрь «Урожай яблок»№1. Учить детей сравнительному анализу, при исследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.
«Урожай яблок»№2. «Птичка в гнезде»№1. Знакомить детей с ленточным способом лепки; учит соединять лентообразную форму с диском (дном, вырабатывать навыки лепки деталей яйцевидной формы; использовать приемы скатывания, вытягивания, сплющивания при лепки птички; продолжать учить расписывать фигурки после просушки. «Птичка в гнезде»№2. Ноябрь «Птичка в гнезде»№3. «Осенние припасы» №1. Продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа.
«Осенние припасы»№2. «Осенние припасы» №3. Декабрь. «Дед Мороз». Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)
«Снегурочка». «Новогодние подсвечники»№1. Учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки.
«Новогодние подсвечники» №2. Январь. «Рождественские украшения» №1. Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество.
«Рождественские украшения» №2. «Декоративные тарелки» №1. Закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке.
«Декоративные тарелки» №2. Февраль. «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» №1. Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки.
«Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» №2. «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я» №1. Учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно.
«Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я» №2. Март «Рамка для фотографий» №1. Учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе.
«Рамка для фотографий» №2. «Ваза с цветами (панно) №1. Вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его, закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их).
«Ваза с цветами (панно) №2. Апрель. «Космодром» №1. Учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника.
«Космодром» №2. «Петух» (Панно) №1. Продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму.
«Петух» (Панно) №2. Май. «Петух» (Панно) №3. Диагностика №1. Провести диагностику выработанных умений и навыков у детей в процессе обучения по курсу «Умелые ладошки» за учебный год и за курс в целом (четыре года).
Диагностика №2. Диагностика №3.