Программа кружка Мастерилка (лепка из соленого теста)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора и.о Директора МКОУ ________________ школы по УВР: Первомайская СОШ ________________ ________________ _______________ Л.А.Савушкина Л.М.Шелемина протокол № 1 «_____» _________ 2015г. «____» ______2015 г. от «____» ______2015 г.



Рабочая программа кружка
«МАСТЕРИЛКА»
учителя: Мамонтова Анастасия Валерьевна
Учебный год 2015 – 2016г.













с Первомайское 2015г.
Пояснительная записка
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.
Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).
В группе занимаются по 10 – 15 человек, учащиеся 3 – 5 классов. В творческом объединении «Мастерилка» ребята осваивают искусство лепки и знакомятся с видами работы с тестом.
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности труда при работе с инструментами необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки, кисти и др.)
Для организации процесса обучения кабинет для занятий должен быть оснащён необходимыми приспособлениями, стендом с образцами изделий, карточками –схемами с поэтапным выполнением работы.
Программа рассчитана на получение основных теоретических и практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения, поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой вкус. По мере обучения более сложным приёмам, выполняются более сложные изделия.
Для формирования у детей чувства цвета и эстетического вкуса педагог в процессе обучения обращается к народному творчеству. На выставках дети демонстрируют лучшие работы: различные фигурки, обереги, украшения, картины, разнообразные сувениры и дают оценки своему труду.

Содержание курса
направлено на решение следующих целей и задач:
ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание фактуры), с помощью которых можно изготовить различные украшения;
знакомство с литературой по лепке из солёного теста;
расширение и совершенствование знаний и навыков в области лепки;
изготовление различных украшений, сувениров, элементов оформления рамок для фотографий и картин);
ознакомление с историей возникновения лепки, развитием искусства в России;
ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
правила хранения и восстановления изделий из теста;
воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы. В основном при проведении занятий применяются объяснительно-иллюстративный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся не только повторять образец, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и воображение.
Для расширения кругозора и развития эстетического вкуса проводятся беседы, выставки.
Для установления благоприятного психологического климата в коллективе работа проводится под музыку, изготавливаются сувениры для родителей, а для стимуляции интереса к ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки лучших работ.
Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. Перед практическими работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда.
Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка лучших работ учащихся.



Содержание программы обучения
Вводное обучение.
Ознакомление детей с планом работы в кружке.
Расписанием и режимом работы.
Знакомство детей друг с другом.
Распределение обязанностей между детьми.

Организация рабочего места.
Инструктаж по ТБ
Инструменты и материалы.
Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда.

Беседа «История возникновения лепки из солёного теста».
Как появилась идея и первые изделия.
Разновидности изделий из теста (украшения, сувениры, различные фигурки).

Виды работ с тестом
Готовим тесто.
Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста.
Практика: замешивание теста с добавками и без, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм.

Техника лепки.
Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика: определение количества нужного теста для изделия, распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка элементов. Создание фактуры. Сушка. Запекание (обжиг) изделий.

Лепка изделий.
Теоретические сведения: просмотр образцов и иллюстраций, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов, освоение различных способов скрепления деталей.

Комбинирование изделий.
Теоретические сведения: повторение различных приёмов изготовления отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста, изготовленных из плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией. Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.
Практика: выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов, подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.

Хранение и восстановление изделий.
Теоретические сведения: условия хранения изделий из теста, температура воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины повреждения и способы их устранения.
Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.

Заключительное занятие.
Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на период летних каникул. Награждения за лучшие работы.


В конце обучения, обучающиеся должны знать и уметь:

Историю развития искусства лепки из солёного теста;
Различные виды работы с тестом, изготовление простых и сложных изделий.
Уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из других книг.
Уметь самим составлять различные композиции, уметь оформлять картины.
Самостоятельно подбирать цветовую гамму









Тема
Всего
Теорети-ческих
Практи-ческих
Выставки

1
Вводное занятие. Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы.

1

1
-
-

2
История возникновения лепки из солёного теста.
1
1
-
-

3
Виды работ с тестом:
1.Готовим тесто.
2.Техника лепки.
3.Лепка изделий.
4.Комбинированные изделия.
5.Хранение и восстановление изделий из теста.



2
12
23
25

2

1
2
1
1

1




1
10
21
23

1




1
1

4
Заключительное занятие. Итоговая выставка.

2

1
1


Итого:
68
8
57
3




Тема
Кол-во часов
Теорети-ческих
Практи-ческих
Выставки

1
Вводное занятие. Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы.

1

1
-
-

2
История возникновения лепки из солёного теста.
1
1
-
-

3
4
Готовим тесто.



2

1




1





5
6
Техника лепки
2

2

-
-


7
Универсальное тесто.
«Гусеница».
1
-
1
-

8
9
Тесто для простых моделей.
«Фрукты»
2
-
2
-

10
11
Тесто для крупных моделей. «Семья слонов»
2
-
2
-

12
13
Тесто для плиток и плат. «Медальон»
2
-
2
-

14
15
16
Тесто для тонких работ. «Листья деревьев»
3
-
2
1

17
Лепка изделий
1
1



1819
«Ваза с горохами»
2
0,5
1,5


20
«Полосатая ваза»,
1

1


21
« Ваза с ребристыми полосками»
1

1


22
«Низкая ваза»
1

1


2324
«Ромашки»
2
0,5
1,5


2526
«Розочка»
2
0,5
1,5


2728
«Простые цветочки»
2
0,5
1,5


29 30
«Кувшинка»
2
0,5
1,5


31
32
«Дерево с листьями и плодами»,
2
0,5
1,5


33 34
«Бамбуковая роща»
2
0,5
1,5


35 36
Лесные красавицы ёлки
«Ёлка из треугольников»,

2
0,5
1,5


37 38
«Ёлка из
полосок теста»
2
0,5
1,5


39
выставка
1


1

40
Комбинированные изделия
1
1



4142
«Валентинка»
2
0,5
1,5


43 44
«8 марта»
2
0,5
1,5


45 46
«Боровик» «Лисички»
2
0,5
1,5


47 48
Панно «Грибное лукошко»
2
0,5
1,5


49 50
Панно «Цветочная карзина»
2
0,5
1,5


51 52
Панно «Корзина с фруктами»
2
0,5
1,5


53 54
Панно «Катюшка»
2
0,5
1,5


55 56
Панно «Антошка»
2
0,5
1,5


57 58
Фоторамка (по образцу)
2
0,5
1,5


59 60
Фоторамка (по воображению)
2
0,5
1,5


61 62
Лепка по замыслу
3
0,5
1,5


63 64
Подготовка изделий к выставке
1

1


65 66
Хранение и восстановление изделий из теста.
2
1
1


67 68
Заключительное занятие. Итоговая выставка.

2

1
1


Итого:
68
8
57
3










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15