Рабочая программа по биологии на 2014-2015 учебный год. 8 класс. Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по биологии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова,М.: Дрофа,2014



1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства). Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 3 программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество зачетов за год – 1
Количество практических работ за год – 7
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень практических работ; перечень проверочных работ по модулям; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
3. Цели изучения курса
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии
на 2011-2012 учебный год
8 класс, учитель Никифорова Олеся Александровна
№ Раздел (тема) курса Кол-во часов Сроки изучения Контрольная работа, дата проведения Лабораторная работа, дата проведения
1. Введение. 5 Л.р. № 1
2. Атомы химических элементов. 10 К.р. № 1
3. Простые вещества. 7 Зачет № 1
4. Соединения химических элементов. 14 К.р. № 2
Л.р. № 2
Л.р. № 3
5. Изменения, происходящие с веществами. 13 К.р. № 3
Л.р. № 4
Л.р. № 5
6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 21 К.р. № 4
Л.р. № 6
Л.р. № 7
5. Структура курса
№ Модуль (глава)
Кол-во часов
1. Введение. 5
2. Атомы химических элементов. 10
3. Простые вещества. 7
4. Соединения химических элементов. 14
5. Изменения, происходящие с веществами. 13
6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 21
Итого
70
6. Перечень практических работ
№ Тема
1. Практическая работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
2. Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
4. Практическая работа № 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
5. Практическая работа № 5. Признаки химических реакций.
6. Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
7. Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач.
7. Перечень проверочных работ по модулям
№ Тема
Вид проверки
1. Атомы химических элементов.
Контрольная работа № 1
2. Простые вещества.
Зачет № 1
3. Соединения химических элементов.
Контрольная работа № 2
4. Изменения, происходящие с веществами.
Контрольная работа № 3
5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Контрольная работа № 4
8. Перечень лабораторных опытов
№ Тема
1. Лабораторный опыт № 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Лабораторный опыт № 2. Разделение смесей.
3. Лабораторный опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Лабораторный опыт № 4. Окисление меди в пламени спиртовки.
5. Лабораторный опыт № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Лабораторный опыт № 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Лабораторный опыт № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
8. Лабораторный опыт № 8. Реакции, характерные для растворов кислот.
9. Лабораторный опыт № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей.
10. Лабораторный опыт № 10. Получение и свойства нерастворимого основания.
11. Лабораторный опыт № 11. Реакции, характерные для растворов солей.
12. Лабораторный опыт № 12. Реакции, характерные для основных оксидов.

13. Лабораторный опыт № 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов.
9. Календарно – тематическое планирование
Дата № урока
Тема
к/рл/рд/з
Модуль 1. Введение – 5 часов
1. (1) Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж. § 1, 2
2. (2) Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. + стр. 174
3. (3) Химическая символика. § 3,4
4. (4) Периодическая система Д.И. Менделеева. § 4
5. (5) Относительные атомная и молекулярная массы. Расчетные задачи по химической формуле. § 5
Модуль 2. Атомы химических элементов - 10 часов
1. (6) Основные сведения о строении атома. § 6
2. (7)
Изотопы. § 7
3. (8) Электроны и их распределение по энергетическим уровням элементов № 1-20. § 8
4. (9) Периодическая система и строение атома. § 8, 9
5. (10) Ионы, ионная связь. § 9
6. (11) Ковалентная неполярная связь. § 10
7. (12) Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. § 11
8. (13) Металлическая связь. § 12
9. (14) Коррекционные упражнения по теме «Атомы химических элементов». по тетради
10. (15) Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов». + Модуль 3. Простые вещества – 7 часов
1. (16) Простые вещества – металлы. § 13
2. (17) Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. § 14
3. (18) Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества. § 15
4. (19) Молярный объем газообразных веществ. § 16
5. (20) Решение задач с использованием понятий: количество вещества, молярная масса. § 15, по тетради
6. (21) Решение задач с использованием понятий: молярный объем газов, число Авогадро. § 16, по тетради
7. (22) Зачет № 1 по теме «Простые вещества». + Модуль 4. Соединения химических элементов – 14 часов
1. (23) Степень окисления. § 17
2. (24) Важнейшие классы бинарных соединений. § 18
3. (25) Основания. § 19
4. (26) Кислоты. § 20
5. (27) Соли. § 21
6. (28) Коррекционные упражнения по важнейшим классам бинарных соединений. по тетради
7. (29) Кристаллические решетки. § 22
8. (30) Чистые вещества и смеси. § 23
9. (31) Практическая работа № 2. Анализ почвы и воды. + стр. 181
10. (32) Массовая и объемная доли компонентов смеси. § 24
11. (33) Количественные расчеты, связанные с понятием «доля». § 24, по тетради
12. (34) Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. + стр. 185
13. (35) Коррекционные упражнения по теме «Соединения химических элементов». по тетради
14. (36) Контрольная работа № 2 по теме
«Соединения химических элементов». + Модуль 5. Изменения, происходящие с веществами – 13 часов
1. (37) Физические явления в химии. § 25
2. (38) Практическая работа № 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой. + стр. 180
3. (39) Химические реакции. § 26
4. (40) Практическая работа № 5. Признаки химических реакций. + стр. 183
5. (41) Химические уравнения. Реакции разложения. § 27, 29
6. (42) Реакции соединения. § 30
7. (43) Реакции замещения. § 31
8. (44) Реакции обмена. § 32
9. (45) Типы химических реакций на примере свойств воды. § 33
10. (46) Решение расчетных задач по химическим уравнениям. § 28
11. (47) Решение расчетных задач по химическим уравнениям. по тетради
12. (48) Обобщение по теме «Изменения, происходящие с веществами». 13. (49) Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами». + Модуль 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 21 час
(50) Растворение. Растворимость. Типы растворов. § 34
(51) Электролитическая диссоциация. Основные положения. § 35, 36
(52) Ионные уравнения. § 37
(53) Кислоты в свете ТЭД. § 38
(54) Коррекционные упражнения по кислотам. по тетради
(55) Основания в свете ТЭД. § 39
(56) Коррекционные упражнения по основаниям. по тетради
(57) Оксиды. § 40
(58) Коррекционные упражнения по оксидам. по тетради
(59) Соли в свете ТЭД. § 41
(60) Коррекционные упражнения по солям. по тетради
(61) Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. + стр. 241
(62) Генетическая связь между классами неорганических соединений. § 42
(63) Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач. + стр. 242
(64) Окислительно-восстановительные реакции. § 43
(65) Упражнения в составлении ОВР методом электронного баланса. по тетради
(66) Свойства веществ изученных классов в свете ОВР. по тетради
(67) Решение задач. по тетради
(68) Подготовка к контрольной работе. (69) Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». + (70) Анализ контрольной работы 9. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметьназывать: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
10. Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная литература:
Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека