Программа курса внеурочной деятельности Лепка из соленого теста


государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Программа курса внеурочной деятельности
«Лепка из соленого теста»
для детей в возрасте от 7 до 11 лет
срок реализации 1 год
Воспитатель: Огнева Г.А.
Педстаж-24года
I кв. категория
Новоуткинск 2016

Содержание
Пояснительная записка.
1. Актуальность.
Нормативно - правовая база.
3. Характеристика детей.
4. Цель, задачи.
Планируемые результаты
Учебно-тематический план.
Программно - методическое обеспечение.
Литература.

Пояснительная записка 1.Актуальность.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема развития творческих способностей у детей c ОВЗ, формирование которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа курса «Лепка из соленого теста» имеет художественно – эстетическую направленность и предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа реализуется в коррекционном, образовательном учреждении для детей с ЗПР и легкой умственной отсталостью на ступени начального образования, во внеурочное время через занятия объединения дополнительного образования. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические часть — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек из теста, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 учебный год: 102 часа (2 раза в неделю по 1,5 часа).
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Ценностные ориентиры содержания программы: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
2. Нормативно – правовая база.
Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12. 2012. с дополнениями и изменениями;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
ФГОС начального общего образования;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Раздел - программа курсов внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования; раздел - программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования; раздел - программа коррекционной работы на ступени начального общего образования).
Характеристика детей.
Всего занятия посещают 12 детей, являющихся учащимися 1-4 классов: семь детей имеют задержку психического развития, пять - легкую умственную отсталость.
У всех учащихся слабо развиты психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Речь школьников отличается бедным словарным запасом, аграмматизмами. Недостаточно развита произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, выполнять задание по инструкции, работать по образцу. У детей наблюдается низкая познавательная активность. Учащиеся ненаблюдательны, безынициативны, несамостоятельны, редко проявляют свои творческие способности, фантазию, выдумку. Дети не умеют планировать свою деятельность, анализировать, добиваться поставленных целей.
В поведении некоторых детей присутствует эмоциональная нестабильность, дети бывают слишком возбуждены, агрессивны, раздражительны, нервозны.
Все учащиеся нуждаются во всех видах помощи, которые принимают и адекватно используют в своей деятельности.


4. Цель программы – художественно – эстетическое воспитание детей, творческое развитие личности в процессе лепки из соленого теста.
Задачи:
Расширение знаний учащихся о современных технологиях в развитии тестопластики;
Совершенствование у детей умений владения различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в тестопластике;
• Развитие потребности к труду, самостоятельности, стремлению преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
• Развитие умения планировать свою деятельность, выполнять последовательность операций, вносить коррективы;
• Развитие творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности, художественно – эстетического вкуса;
Коррекция недостатков психофизического развития;
Воспитание в детях любви к своей Родине, к традиционному народному искусству;
5. Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности «Лепка из соленого теста»:
Учащиеся, освоившие курс:
- имеют представления о современных технологиях в тестопластике;
- владеют различными приемами работы с соленым тестом; необходимыми инструментами и приспособлениями;
- знают технику безопасности работы с инструментами и материалами;
- стремятся к творческому труду, проявляют самостоятельность, стремление преодолевать трудности, добиваются успешного достижения поставленных целей;
- умеют планировать свою деятельность, выполнять последовательность операций, вносить коррективы;
- умеют работать индивидуально и в коллективе, распределяя между собой обязанности;
- проявляют творчество в оформлении работ, аккуратность, эстетичность;
- уважительно относятся к народным традициям, к истории декоративно- прикладного искусства;
- имеют опыт участия в школьных и городских выставках декоративно- прикладного творчества.
Способы проверки результативности
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
Постоянно действующая выставка
Творческие конкурсы
Выставка в городском и областном центре
Отчетная выставка
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
• предварительного: проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
• текущего: в конце каждой четверти планируется итоговое творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения.
• итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа.
Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
6. Учебно-тематический план
№ п/пНаименование тем Кол-во часов
1. Современные технологии в тестопластике. 3
2. Композиция «Осенняя экибана» 3
3. Панно «Грибное лукошко» 6
4. Объемные игрушки из цветного теста 6
5. Лепка по замыслу 6
6. Панно «Деревенские мотивы» 9
7. Объемная игрушка «Символ года» 6
8. Новогодние игрушки из цветного теста 3
9. Лепка по замыслу 6
10. Лепка по мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» 9
11. «Декоративные рыбки» 6
12. Сувениры к Дню Святого Валентина 3
15 Панно «Цветы для мамы» 6
16. Лепка по замыслу 6
17. Панно «Приятного аппетита» 6
18. Панно «Пушистые друзья» 6
19. Панно «Первоцветы» 6
20. Лепка по замыслу 6
Итого: 102 ч.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:
1. Образцы изделий из теста.
2. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
3. Инструменты, применяемые при работе с тестом.
4. Дополнительные материалы, применяемые в лепке из теста.
5. Интернет- ресурсы.

8. Литература
1. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
2. Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
3. Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
4. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
5. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
6. Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
9. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
10. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011
11. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.