Статья по методике преподавания математики
Статья: «Методика преподавания математики. Из личного опыта»
Шишлова Е.Н. преподаватель математики и информатики
«Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
Главная особенность организации учебного процесса состоит в ориентации на достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки. Это подчеркивается и в программе по математике.
Достижение обязательных результатов обучения - первоочередная задача, которую должен ставить перед собой каждый учитель. После проведения проверочных, контрольных работ иногда обнаруживаешь, что не только слабоуспевающие ученики, но и сильные учащиеся допускают грубые ошибки, которые говорят о существенных проблемах в их подготовке. У одних учащихся эти проблемы тормозят продвижение вперед, а у других - они могут сказаться не сегодня - завтра, а позднее. И тогда сегодняшний "сильный" ученик начинает испытывать затруднения и переходить в разряд слабоуспевающих.
Еще одной из причин появления слабоуспевающих учащихся является пропуск занятий учащимися, несвоевременная замена заболевшего преподавателя, когда мы "нагоняем" программу, сложность и трудность отдельных тем и даже разделов учебных программ.
Существуют также субъективные причины: это низкое качество уроков, неумение учителя отбирать нужный материал, не систематически подводимые итоги обучения на каждом уроке.
Задача достижения всеми учениками уровня обязательной подготовки стихийно без целенаправленной работы не решается. Необходимы специальные меры, большое внимание учителя этому вопросу. Здесь важным является дифференцированный подход к учащимся. А потому стоит выделять особые группы слабоуспевающих учащихся.
Неуспевающий учащийся это тот, у которого суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность наступает в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения.
Отстающий - это тот, у которого по ходу обучения возникают отдельные элементы неподготовленности.
Относительно неуспевающий учащийся - тот учащийся, который работает или учится ниже своих интеллектуальных возможностей. В зависимости от того какой перед Вами "неуспевающий" подбирайте индивидуальный дифференцированный подход к обучению.
Прежде всего, нужно наладить контакт со слабыми учащимися, научиться управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дай возможность поработать самостоятельно. Не стоит гнаться за обилием излагаемого материала, лучше выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися, при ежедневном повторении основных вопросов темы к последним урокам темы все учащиеся их усвоят.
При разработке содержания самостоятельной работы следует дифференцировать материал, включать задания, направленные на отработку обязательных результатов обучения. Использовать более сложные задания можно только после того, как убедитесь, что учащиеся овладели умением решать основную задачу.
Непременным условием достижения обязательных результатов обучения является учет индивидуального темпа продвижения каждого ученика. Реализовать это можно, используя следующий подход к организации индивидуальной работы учащихся.
Технология закрепления и повторения. На доске выписываются номера заданий и упражнений, которые следует выполнить за время данного урока. Я хожу по классу и ставлю плюсы или свои "подписи" за каждый выполненный верно и раньше чем на доске номер; В конце урока подсчитываю число "подписей" и выставляю оценки за урок. Отметку за работу на уроке "на подписи" ставлю в журнал "только с согласия ученика. Основные принципы работы:
- добровольность участия в этой работе учащихся;
-посильность работы для каждого ученика;
-открытость плана работы и критериев оценок.
У учителя появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся, не тормозя работу класса. Есть возможность спланировать урок так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения номеров повышенной сложности.
У большинства учащихся появляется заинтересованность. Каждый ребенок работает со своей скоростью и сам решает: получать ему оценку за урок или нет. Конечно же, данная работа требует от учителя большей, чем на обычном уроке, концентрации внимания, но приносит большее удовлетворение от урока как учителю, так и учащимся.
Каждый взрослый работающий человек знает, что от него требуют в результате его работы, какие планы он должен- выполнить, каких показателей добиться. Так же и ученики должны знать и понимать предъявляемые к ним требования. Поэтому важна открытость, сообщение учащимся соответствующих задач.
Это можно делать в различной форме. Одна из них: на стенде в классе в начале изучения темы вывешивается список обязательных вопросов и задач. Ученикам сообщается, что это те задачи, которые должен научиться решать каждый, чтобы получить положительную опенку. В конце изучаемой темы они обязательно будут проверены. Такой подход делает работу учащихся целенаправленной, позволяет им самим оценить степень овладения материалом, создать в классе деловой настрой. А проверку можно провести в форме тематического зачета. Кроме того, ученики должны знать, что положительная оценка за четверть, полугодие, год будет выставлена при условии успешной сдачи всех зачетов, которые будут проходить в этот период. Зачеты позволяют ликвидировать такую ситуацию, когда “двойка” за материал какой-то темы "закрывается" положительной оценкой за материал другой темы. Для организации зачета пригодны различные формы: фронтальный опрос, письменные и устные ответы по карточкам-заданиям, использование тестов, готовых текстов с пропусками, разрезных теорем и т.д.
Формы работы будут зависеть от состава класса, активности учащихся, уровня их подготовки. Еще одна из форм ликвидации пробелов в знаниях это "быстрая отработка" самостоятельных работ, которую я провожу на дополнительных индивидуальных занятиях.
Как правило, по каждой теме проходит контролирующая или обучающая самостоятельная работа. По ее результатам я приглашаю несправившихся учащихся на дополнительные занятия, объясняю, повторяю и закрепляю еще раз эту тему. И тут же даю возможность исправить неудовлетворительную оценку на положительную, путем решения базового уровня заданий.Детям это нравится, т.к. есть возможность "закрыть" двойку, я же знаю, что этот материал отработан у слабоуспевающей группы.
Особое внимание стоит уделять домашним заданиям, они должны быть посильными, а в некоторых случаях даже облегченными, чтобы учащиеся с удовольствием, а не со страхом брались за их выполнение. Стоит давать памятки для выполнения сложных заданий. Давать предупредительный опрос- вопросы даешь еще за урок.
Еще одна из особенностей работы со слабыми учащимися, больше использовать ТОО, наглядность, т.к. у детей слабо развито абстрактное мышление. Вообще стараться акцентировать внимание учащихся на главных вопросах с помощью аналогии, примеров из жизни, использовать мнемонические правила запоминания формул, определений, теорем.
Старайтесь создавать атмосферу доброжелательности. Давайте возможность предварительно готовиться к ответу у доски, давайте план ответа, подбадривайте учащегося во время ответа, создавайте ситуацию успеха на уроке.
НЕ надо ставить штампы на детях - одни могут, другие не могут. Будем помнить правило: дети всегда талантливы, будем искать их секреты и раскрывать их.