Доклад по реализации темы самообразования: «Уроки русского языка и литературы в современной информационной образовательной среде».
Муниципальное образовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования –
Скопинский муниципальный район Рязанской области
Сообщение:
«Реализация темы самообразования»
Учитель русского языка и литературы:
Едунова Анна Размиковна2013-2014 учебный год
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.И потому особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой, где эти ее свойства являются неразрывно связанными.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т. д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т. д., как средства коммуникаций – локальные компьютерные сети или Интернет. Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, будем далее называть информационно-коммуникационной образовательной средой.
Ключевым компонентом в ИКОС является компьютер. Он становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.
С приходом в школу компьютерных технологий появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ.
Естественно, что современный учитель должен в полной мере владеть ИКТ для достижения предполагаемых результатов.И потому, тема моего самообразования звучит так: «Уроки русского языка и литературы в современной информационной образовательной среде».
Работа над темой начата в 2013-14 учебном году.
Цель: освоить технологию подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Задачи:
* изучение нормативной базы по теме;
* изучение методических материалов;
* использование полученного опыта в работе;
* повышение уровня профессиональной подготовки учителя по теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этап реализации Содержание работы Сроки реализации
Диагностический 1. Анализ профессиональных затруднений. В течение года
2. Определение целей и задач темы. Август - сентябрь
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. Сентябрь - октябрь
4. Пополнение библиотеки методической литературы. В течение года
5. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
В течение года
Практический
1. Изучить проект ФГОСа второго поколения основной школы общего образования. Октябрь-ноябрь
2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. В течение года
3. Посещение уроков учителей-предметников школы. В течение года
4. Посещение РМО, ММО. В течение года
5. Открытые уроки на школьном уровне. В течение года
6. Самоанализ и самооценка своих уроков. 7. Корректировка работы Второе полугодие
8. Изучение информационно-компьютерных технологий В течение года
9. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. В течение года
10. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
Март-апрель
Обобщающий 1. Анализ методов, форм, способов
деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Апрель - май
2. Оформление результатов работы. Май
После составления плана, я подобрала список литературы, которую планировала изучить по данной теме.
Учебники: 1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001.
Дополнительная литература: 1. Алпатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994 . 2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991. 5. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ.-М., 1991. 6. Закон Российской Федерации «Об образовании»
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М., 2003. 8. Интернет в гуманитарном образовании // Под ред. Е.С. Полат. М., 2001. 9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. 10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М.,1999. 11. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.-М., 1985. 12. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 1990. 13. Периодическая педагогическая печать: Народное образование, Вопросы психологии, Учительская газета, Первое сентября.
14. Купалова А.Ю. Наканоров В.В. Практическая методика русского языка: 8 кл.: Книга для учителя. — М., 1992.
15. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. – Красноярск, 1983.
16. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. — М., 1986.
17. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Е.В. Чернобай. М., Просвещение, 2012г.
Большим подспорьем в моей работе над темой самообразования стали курсы, которые я прошла в ноябре 2013 года «ФГОС ООО. Содержание и механизмы реализации на уроках русского языка и литературы».ИОС является одновременно рабочей средой ученика и педагога, она позволяет нацелить ученика на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии для нового образовательного стандарта. ИКТ являются одной из наиболее действенных технологий. Главное в использовании ИКТ - целесообразность и продуктивность. Обучающиеся не должны пассивно наблюдать за тем, что происходит на экранах мониторов, поэтому важно продумывать вопросы и задания к используемым ресурсам. Даже использование простой иллюстрации должно активно задействовать учеников.
Немаловажным достоинством ИКТ является полноценный доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что в целом, способствует повышению качества образования. Однако, использование ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо!
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.
Внедрение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами обучающиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя теперь заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний и умений.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
тренажёр;
контроль за знаниями и умениями обучающихся;
самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.
Применение ИКТ-технологий и ЭОР помогает на уроках русского языка и литературы стимулировать познавательную деятельность школьников, что достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; способствует глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализирует учебный материал; интегрирует смежные дисциплины: историю, мировую художественную культуру, музыку; повышает мотивацию учения школьников и вызывает устойчивый интерес к изучаемым предметам; делает разнообразнее формы представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; стимулирует воображение школьников; способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при контроле за умениями, навыками обучающихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе обучающихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Учитель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
Благодаря этому ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволит индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предметам на протяжении всех лет изучения.
Применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
(просмотр презентации)